Тема: Методика использование средств ИКТ при изучении русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Цель: Формирование у студентов системы знаний о роли и месте электронных учебных изданий в современном образовательном пространстве, развитие умений анализировать дидактические возможности ЦОР, выявлять их методические особенности в процессе организации обучения младших школьников русскому языку и литературному чтению, овладение умениями, необходимыми для эффективного самостоятельного освоения новых средств ИКТ; повышение уровня коммуникативной компетентности.
Вопросы для обсуждения:
1. Программные средства учебного назначения по русскому языку и литературному чтению, используемые в начальной школе.
2. Сочетание традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к изучению русского языка и литературного чтения в начальной школе.
3. Цифровые образовательные ресурсы в обучении русскому языку и литературному чтению. ЦОР как средство обучения. Особенности и возможности их использования в процессе обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе.
4. Использование Интернет ресурсов для повышения эффективности обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе.
5. Использование средств ИКТ для изучения передового педагогического опыта в сфере организации обучения русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Задания для студентов:
1. Познакомиться с «Методическими рекомендациями для учителей начальной школы по использованию ИКТ в учебном процессе» («Продюсерский центр “Школа”»).
2. Проведите анализ ЦОР по русскому языку и литературному чтению для начальной школы. Выявите их дидактические и методические возможности в учебном процессе в начальной школе. Представьте результаты анализа в табл. 1.
3. Познакомиться с «Методическими рекомендациями для учителей начальной школы по использованию ИКТ в учебном процессе» («Продюсерский центр «Школа»).
4. Разработать фрагменты урока обучения грамоте по работе:
5. - с кроссвордом (работа с большим экраном и компьютером);
6. - с ребусами (работа с большим экраном и компьютером).
7. Составить задания разных видов для работы с интерактивной кассой («ИУМК для начальной школы»).
8. Оценить дидактические и технические возможности использованных ЦОР.
9. Составьте характеристику ЦОР с учетом следующих элементов:
· Название электронного пособия и дидактической системы, для которой оно предназначено.
· Структура учебного пособия.
· Способы представления теоретического и практического материала в пособии.
· Особенности иллюстративного материала пособия.
· Аппарат ориентировки.
· Особенности материала, представленного для контроля знаний и умений учащихся в данном пособии.
· Возможности средств сопровождения учебного процесса с использованием данного пособия.
Лабораторная работа №6.
Тема: Разработка и использование цифровых образовательных ресурсов при организации процесса обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе.
Цель: Формирование базовых знаний о типологии и дидактических принципах использования современных ИКТ в процессе обучения младших школьников русскому языку и литературному чтению; развитие у студентов умений осуществлять педагогическое проектирование различных форм занятий по русскому языку и литературному чтению в начальной школе с учетом новых возможностей ЦОР; умение осваивать новые средства ИКТ и проводить научно-исследовательскую работу по их применению в рамках преподавания дисциплин гуманитарного цикла в начальной школе; развитие мотивов самообразовательной деятельности студентов в области ИКТ в обучении младших школьников.
Вопросы для обсуждения:
1. Инструментальные средства для разработки электронных материалов учебного назначения, применяемых на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
2. Создание и использование на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе средств мониторинга развития образовательного процесса, основанных на ИКТ.
3. Использование Интернет ресурсов для создания дидактических средств, применяемых при организации обучения русского языка и литературного чтения в начальной школе.
4. Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения.
5. Разработка электронных материалов учебного назначения, применяемых на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе на основе Power point.
Задания для студентов:
1. Проведите анализ содержания ЦОР по русскому языку и литературному чтению для начальной школы.
2. Определите типы заданий и упражнений, предложенных в ЦОР. Приведите примеры заданий из набора ЦОР, предназначенных:
· для реализации дифференцированного подхода и самостоятельной работы;
· в период обучения грамоте;
· в подготовительный и основной периоды обучения грамоте;
· при проведении уроков литературного чтения;
· для формирования фонетических и грамматических понятий;
· для формирования орфографических навыков младших школьников;
· для развития связной устной и письменной речи учащихся.
3. Выявите обучающий и развивающий потенциал материалов ЦОР по различным темам, какие практические умения формируются у учащихся при
их использовании на уроках?
4. Составить сводные таблицы, в которых будет отражено содержание и назначение ЦОР, а также виды и количество заданий по различным тематическим группам (групповая работа). Разработать и записать в «Плеере уроков» («ИУМК для начальной школы») четыре урока русского языка разного типа структур (темы и класс студент выбирает произвольно).
5. Предложите свои варианты проведения уроков русского языка и литературного чтения в начальной школе с учетом использования ЦОР «Начальная школа, 1—4 классы».
6. Провести анализ ЦОР, предназначенных для проведения уроков литературного чтения. Разработать содержание уроков (индивидуальные задания) с использованием ЦОР, направленных на:
- закрепление знаний;
- контроль знаний.
7. Выбрать по 2-3 художественных произведения для каждого класса (учебник по выбору студента), к которым можно было бы разработать учебные ЦОР, и представить свои идеи в виде проектов-презентаций (групповая работа).
8. Разработайте фрагменты уроков (выбор учебника и темы по желанию студента) с использованием материалов ЦОР:
9. Разработайте конспект урока русского языка или литературного чтения (учебник и тема по выбору студента) с использованием мультимедийной презентации. Подготовьтесь к проведению фрагмента урока в аудиторных условиях.
Лабораторная работа №7.