ПГР и стационарное решение для систем с ожиданием
Пусть n- количество линий в пучке.
Входящий поток - простейший с параметром λ; время обслуживания распределено показательно с параметром β. Множество состояний СО – счётно.
0, 1, 2, …, k, … - состояния СО
а) k≤ n – состояние СО можно определить как количество занятых линий, либо как количество вызовов на обслуживании.
Если занятоk линий, то в системе (n-k) свободных линий.
б) k≥ n, следовательно, N(t)=k, то есть, заняты все n линий пучка, k-n вызовов в очереди.
ПГР иСтационарное решение: Для систем с ожиданием -марковский ПГР с параметрами λk=λ; (k≥0);
Доказательство:
I. – марковский. Существует Рki(τ)
II. -ПГР. Параметры его соответствуют указанным в (1).
Переходные вероятности:
1)
2)
Докажем это:
Если k ≥ n
3)
– 0 вызовов для простого потока, W0(τ) – 0 освобождений.
.
Стационарное решение.
Замечание: в случае получаем геометрическую прогрессию со знаменателем .
Пусть n=1, следовательно, геометрическая прогрессия со знаменателем .
( )
Если k ≤ n, ;
Если ,
ρ0 остается неизвестным .
Нормировочное условие:
1=
Считаем, что ⇒ ряд сходится.
p0 = - 0 вызовов в системе, все линии простаивают.
Замечание: если n=1, – вероятность того, что все линии свободны, а
Поведение очереди в системах с ожиданием
p0 = .
Варианты:
1. . Геометрическая прогрессия сходится, , следовательно, .
Система справляется с обслуживанием всех поступающих вызовов. Очередь ведет себя естественным образом, колеблется.
Физический смысл условия : - среднее число вызовов за единицу времени, т.е. интенсивность входящего потока, абсолютная пропускная способность, - номинальная пропускная способность системы обслуживания.
Система справляется с обслуживанием, если в СО поступает чуть меньше вызовов, чем она может обслужить.
Всегда должен быть запас «прочности».
Пример: на производстве – резервные станки, резервные заделы деталей.
2. . , .
С течением времени очередь только увеличивается, система не справляется с обслуживанием входящего потока.
Замечание: Очередь тоже растет неограниченно еще и при (не только )..
- планирование на пределе возможностей.
Распределение времени ожидания в системе с ожиданием
Пусть ― время ожидания обслуживания (время в очереди, затраченное каждым клиентом ― случайная неотрицательная непрерывная величина). ― функция распределения для ― вероятность того, что вызову придется стоять в очереди.
Состояния: , .
Пусть ― вероятность при условии того, что вызов застал систему в состоянии k.
при .
Пусть k-n=m ― длина очереди в состоянии k, тогда: ― вероятность при условии того, что все линии пучка заняты и имеется вызовов. Ждать больше времени придется, когда за произойдет освобождений линий.
― вероятность того, что за с момента поступления вызова произойдет освобождений. (то есть освобождений за ).
.
Тогда:
r |
k |
n |
n+1 ……… |
r=k-n |
П |