Индивидуально-типологические особенности и показатели слуховой чувствительности
Предположение о существовании взаимосвязи между силой нервных процессов и абсолютной слуховой чувствительностью одним из первых, по-видимому, сформулировал Б.М.Теплов (1955). Впоследствии оно была экспериментально подтверждено в целом ряде исследований (В.Д.Небылицын, 1966, М.Н.Борисова, И.В.Равич-Щербо, 1967, В.И.Рождественская и др. 1969, Т.А.Ратанова, 1975, 1983, 1984, Н.И.Чуприкова, Т.А.Ратанова, 1983).
Показано, что лица со слабой нервной системой обладают более высокой абсолютной слуховой чувствительностью, но относительно более низким приростом величины ощущения при изменении интенсивности воздействия. В целом, однако, отрицательная связь между чувствительностью и силой нервной системы имеет статистический характер (В.Д.Небылицын, 1966), поскольку абсолютная чувствительность может значительно колебаться, в частности, в связи с изменением функционального состояния обследуемого. Однако, как показано экспериментально (В.Д.Небылицын, 1966), прием кофеина существенно снижает чувствительность лишь у лиц со слабой нервной системой, не вызывая сколько-нибудь существенных изменений у лиц с сильной нервной системой.
Согласно предположению, сформулированному HJ.Eysenck (1967), интроверты (по предложенной им двухфакторной типологии личности) должны характеризоваться более низкими порогами, чем экстраверты. В некоторых экспериментальных исследованиях действительно указывалось на наличие такой связи (S.L.Smith, 1968, P.R.Haslam, 1972). Однако в других работах не было показано различий в величине порогов у экстравертов и интровертов, а в некоторых случаях экстраверты имели даже более низкие пороги, чем интроверты (S.D.Stephens, 1972).
Поскольку пороги ощущений чрезвычайно изменчивы и зависят от множества переменных, D.W.J.Corcoran (1965) выдвинул предположение о том, что не абсолютная величина порога, а его изменчивость может служить более адекватной характеристикой индивидуальных особенностей. Проверка этого предположения дала обнадеживающие результаты. В лонгитюдных аудиометрических исследованиях более выраженные колебания величины порога наблюдались у экстравертов по сравнению с интровертами и у невротичных субъектов по сравнению со стабильными. Аналогичные результаты были получены при исследовании изменений величины порога под воздействием маскирующих влияний, введения дополнительной задачи и других "усложняющих" факторов (Ю.М.Забродин, Е.З.Фришман, 1977, Ю.М.Забродин и др., 1981). Для интерпретации этих данных была сформулирована гипотеза о зависимости порога от степени активированности субъекта. Интроверты и стабильные обследуемые, в отличие от экстравертов и невротичных, имеют другой исходный уровень активированности. Изменения величины порога более выражены у обследуемых, имеющих более низкий исходный уровень активированности (экстравертированных и невротичных лиц) по сравнению с теми, которые характеризуются большим исходным уровнем активированности (лица интровертированные и стабильные). При неинтенсивных воздействиях имеет место снижение порога до некоторого оптимального уровня. В случае, когда активирующее воздействие настолько велико, что приводит к повышению порога, его изменчивость будет более выражена у интровертированных и стабильных обследуемых, по сравнению и экстравертами и невротиками.
Эта гипотеза в значительной степени объясняет противоречивость эмпирических данных о зависимости величины порога от индивидуальных особенностей обследуемых. Достаточно низкий порог может быть как у экстраверта, так и у интроверта в зависимости от уровня его активированности, в том числе, задаваемого внешними условиями, в частности, характером воздействий. Однократное измерение порога не отражает устойчивых индивидуальных особенностей обследуемого, его типологических характеристик. Для выявления индивидуальных особенностей необходимо исследовать динамику порогов при изменяющихся условиях обследования.
По мнению В.И.Лупандина (1989), вопрос о связи типологических свойств личности с показателями слуховой чувствительности представляется весьма далеким от своего разрешения. Лишь отчасти это связано с тем, что этому вопросу не уделялось должного внимания. Определяющим является то, что типологические особенности связаны с целым комплексом психических и физиологических свойств личности (тип нервной системы, особенности темперамента, экстравертированность - интровертированность, уровень личностной тревожности, нейротизма и т.д.), которые формируют уникальные сочетания признаков, каждый из которых неоднозначно связан со свойствами нервной системы и личностными особенностями индивида.