Подбор и расстановка персонала
Это одна из важнейших функций управленческого цикла, выполняемых руководящим составом организации
Подбором кадров занимаются все руководители от бригадира до директора, подбор кадров сопровождается их расстановкой в соответствии с деловыми качествами. От качества подбора и расстановки кадров как в производственной системе, так и в системе управления во многом зависит эффективность организации. Исходными данными для отбора и расстановки кадров являются: модели служебной карьеры, философия и кадровая политика организации, Кодекс законов о труде....
Задача подбора и расстановки персонала: решение проблемы оптимального размещения персонала в зависимости от требований выполняемой работы. Для решения проблемы подбора и расстановки работников в организации, их продвижения можно рекомендовать профильный метод. Применение метода требует аналитического
отбора предъявляемых требований и качеств работников, который непосредственно позволяет сравнить их с друг другом. Основу профильного метода составляет каталог характеристик-требований, предъявляемых человеку в зависимости от выполняемой работы, а так же с учетом количественных характеристик рабочих мест.
Организационная аттестации персонала
Сложилось 3 типа аттестации по принадлежности к сферам деятельности персонала.
1. Аттестация государственных служащих
оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности государственной службы, а так же в целях решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда. Проводится не чаще одного раза в 2 года, но не реже одного раза в 4 года.
2. Аттестация научно-педагогических работников - процедура присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук, а так же присвоения ученых званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника по специальности.
3. Аттестация персонала организаций основного звена управления — процедура проведения квалификации , уровня знаний, практических навыков, деловых и личностных качеств работников, качества труда и его результатов и установления их соответствия занимаемой должности. Различают 4 вида аттестации служащих: очередная, по истечении испытательного срока при продвижении по службе, при переводе в другое структурное подразделение.
Цель проведения аттестации — рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. Состав аттестационной комиссии утверждается руководителем организации по предоставлению начальника службы управления персоналом. Подготовительный этап аттестации заканчивается за 2 недели до начала аттестации, чтобы члены комиссии смогли заранее ознакомиться с документами на аттестуемых.
Глава 5. Технология управления профориентацией, адаптацией и обучением персонала
Социализация персонала
Социализация — это усвоение человеком самостоятельно и посредством целенаправленного воздействия определенной системы ценностей, социальных норм и образцов поведения, необходимых для становления личности, обретения ею социального положения (статуса) в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации, с помощью которых человек приобретает способность участвовать в социальной жизни. При управлении персоналом важно учитывать, что процесс социализации непосредственно связан с профориентацией и трудовой адаптацией работника к социальной и производственно-технической среде организации , вхождением его в ту или иную социальную группу, ролевую структуру коллектива организации.
2. Сущность и виды профориентации и адаптации персонала
Профориентация — система мер по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям. Ещё одна важная задача профориентации - содействие быстрым структурным сдвигам в занятости. Чтобы выявить и развить психологический и мотивационный механизм выбора профессии, необходимо использовать механизм управления профориентацией.
Цель профориентации — оказание помощи молодым людям и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, нахождении места работы или учебы с учетом склонностей и интересов.
Задачи профориентации — информирование заинтересованных лиц о видах профессиональной деятельности. Сложить следующие формы профориентационной работы: профессиональное обучение, информация, профессиональная консультация, профотбор, подбор, ротация.
Адаптация персонала — взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постоянном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха. Выделяют 2 направления трудовой адаптации: первичную и вторичную.