Понятие и характеристика этапа формирования решения.
Выделяют три этапа процесса принятия решений: подготовка решения, формулировка (принятие) решения и реализация решения.
Рис. Процесс принятия управленческого решения |
Подготовка решения включает формулировку проблемы, определение целей, ограничений и критериев, сбор и анализ информации.
Формулировка проблемы и целеполагание. Анализ проблемы обычно включает следующие операции: определение существования и новизны проблемы; установление причин ее возникновения; определение взаимосвязи с другими проблемами; выявление степени полноты и достоверности информации; определение возможности решения проблемы.
Проблема - это соотношение между желаемым и действительным состоянием объекта управления. Цель - желаемое, необходимое и возможное состояние объекта управления.
Выбор критериев и анализ ограничений. Ограничения сужают возможности принятия решений в зависимости с имеющимися ресурсами. Ограничения могут быть финансовые, трудовых ресурсов, сырья, времени и т. д. У малых организаций всегда больше ограничений.
Критериями, с помощью которых можно оценить эффективность решения, являются:
• польза решения, в частности достижимое улучшение результатов;
• финансовая сторона решения - минимизация издержек, максимизация прибыли;
• время процесса исполнения решения.
Сбор и анализ информации для решения проблемы. От достоверности, полноты, своевременности поступления информации зависит качество управленческого решения.
Этап формирования (принятия) решения включает выработку альтернатив, анализ и выбор альтернативы, принятие решения.
Выработка альтернатив. Альтернативы (варианты решения) обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются в критериальные границы лучшего решения. Существует много методов творческого поиска альтернатив - это так называемые эвристические методы.
Разработка перечня альтернатив ограничена знаниями руководителя и специалистов, готовящих решение; временем, отпущенным на принятие решения и соотношением «затраты на выработку решения - полученный эффект от реализации решения».
Анализ и выбор альтернативы. Квалифицированное принятие решений требует сравнения альтернатив и выбора наилучшей. Для этого, при возможности формализации, целесообразно использовать экономико-математические методы, компьютерную технику и технологии.
Решающее влияние на выбор альтернативы оказывает риск, которому может подвергаться организация в случае реализации конкретной альтернативы. При оценке риска учитываются такие факторы, как вероятность и серьезность.
Принятие решения осуществляется непосредственно руководителем. Количественные показатели степени риска помогают принять обоснованное решение, так как они позволяют сравнивать показатели эффективности альтернатив. Делая выбор, руководитель анализирует, взвешивает целый ряд суждений. Очень важно эти суждения четко сформулировать и установить их значимость. Принятое управленческое решение может оформляться в виде приказа, распоряжения, плана, отчета, докладной записки, договора, других документов или иметь форму устного указания.
38. Процессы становления и развития команды: сущность, виды и содержание.
В процессе становления и развития команды можно выделить шесть этапов.
1. На этапе формирования команда представляет собой скопление отдельных людей. Формулируются цели и название команды, круг возможных дел, выявляются или назначаются руководители. Члены команды обмениваются информацией, узнают и принимают друг друга. Преобладает аура вежливости, взаимоотношения отличаются осторожностью.
2. На этапе бурления оспариваются цели деятельности и методы их достижения, нормы поведения, способы руководства. Члены группы конкурируют за обладание более высоким статусом, за влияние, дискутируют о направлениях развития. Формируются чувства доверия и единения команды, раскрываются скрытые личные цели участников, часто проявляется агрессивность; некоторые команды на этом этапе распадаются.
3. На этапе нормирования определяются возможности команды, устанавливаются нормы и модели работы, обеспечивающие продвижение процесса сплочения команды и согласование интересов каждого члена с общими целями и интересами. Члены команды узнают достоинства и недостатки друг друга, формируют в своем сознании модели своих коллег.
4. На этапе функционирования команда решает реальные задачи. Ее члены обеспокоены существующим уровнем эффективности работы и потенциальными возможностями. Этот этап может продолжаться достаточно долго. В команду могут приходить новые люди, а некоторые из нее будут уходить, но команда останется собой, если уровень и количество решаемых задач остаются неизменными. Если количество решаемых задач или их сложность возрастают; то наступает следующий этап жизни команды.
5. На этапе расширения команда численно растет. Происходит образование неформальных подкоманд, за которыми постепенно закрепляется решение относительно обособленных задач, и тогда наступает шестой этап.
6. Последний этап - распад команды на подкоманды, на основе которых формируются новые команды.
Процессы выработки и реализации командных норм являются обязательными в жизнедеятельности любой команды, и в той или иной степени их должны разделять все участники. Поэтому данные процессы иногда называют процессами командного давления.
Содержание и характеристика этапа реализации решения. (связан с 37)
Реализация решения является заключительным этапом решения проблемы, включающим две стадии: организацию исполнения решения и контроль за его исполнением. Выполнение решения - это устранение породившей его проблемы. В реализации управленческого решения обычно участвует много людей, поэтому организация исполнения решения предусматривает координацию действий всех участников.
Организация выполнения решения предусматривает:
• разработку плана реализации решения;
• подбор исполнителей;
• доведение до них заданий по реализации решения;
• мотивацию исполнителей;
• их обучение (при необходимости);
• определение условий реализации решения (сроков, ресурсов, при необходимости - методов выполнения);
• установление показателей, по которым будут оцениваться выполнение решения и стимулироваться исполнители;
• организацию оперативной работы по исполнению решения и его корректировку.
Контроль за исполнением решения. Определяется наличие и уровень отклонений. Если отклонения серьезные, то необходимо вернуться к первому этапу и принять дополнительные решения.
Главная цель контроля - обеспечение достижения цели решения.
Оценка выполнения решения преследует экономические, мотивационные и воспитательные цели. Кроме того, она создает исходную базу для нового цикла управления, так как ставит новые проблемы, чаще всего связанные с новыми условиями функционирования организации, возникшими в результате реализации решения.
40. Процессы принятия и реализации командных норм: сущность и содержание.
Процессы выработки и реализации командных норм являются обязательными в жизнедеятельности любой команды, т.к. любая команда вырабатывает свои нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники. Поэтому эти процессы иногда называют процессами командного давления.
Командные нормы представляют собой определенные, выработанные командой и принятые большинством ее членов правила поведения, с помощью которых регулируются взаимоотношения между членами команды и определяется отношение команды к работе и внешним воздействиям. Вместе с нормами команда вырабатывает систему поощрений и наказаний за их соблюдение или несоблюдение. В качестве поощрений могут выступать: повышения статуса члена команды, повышение уровня его эмоционального принятия, а в качестве наказаний: снижение уровня общения, понижение статуса, исключение из коммуникативной сети. Особенно остро проблема принятия командных норм встает перед новым членом команды. Можно говорить о трех вариантах его поведения (рис. 29.8):
Модель принятия командных норм.
1) свободное, сознательное принятие норм и ценностей команды
2) вынужденное принятие под угрозами наказаний со стороны команды
3) демонстрация антагонизма по отношению к команде, отстаивание своих норм и ценностей, вплоть до ухода из команды.
Первый вариант является наиболее благоприятным как для команды, так и для новичка.
Второй вариант не столь благоприятен, но является наиболее распространенным. Феномен принятия человеком командных ценностей и норм под угрозой санкций со стороны группы называется конформизмом и рассматривается сегодня как один из важнейших элементов механизма поддержания единства команды.
Третий вариант поведения приводит к тому, что человеком занимает в команде место «местного бунтаря» и, если стоящие перед командой задачи не требуют ее обязательного сплочения, то он может работать в команде достаточно долго.