Решение простых и составных задач.
Учащиеся читают задачу 2 (с. 64 учебника, часть 2), выделяют условие и вопрос, называют данные и искомое числа, после этого под руководством учителя составляют к р а т к у ю з а п и с ь:
– Сколько действий нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи? (Одно.)
– Какая это задача: простая или составная? (Простая.)
– Запишите решение. (6 + 4 = 10 (к.).)
– Сформулируйте и запишите ответ задачи.
Учащиеся формулируют и записывают ответ задачи.
Ответ: осталось 10 конфет.
Или:
Ответ: в двух коробках осталось 10 конфет.
Далее учащиеся читают задачу 4 (с. 64 учебника, часть 2). После того как дети выделят условие и вопрос задачи, назовут данные и искомое числа, составляется к р а т к а я з а п и с ь:
– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
– Почему? (Потому что неизвестно, сколько килограммов овощей в 1-й сумке.)
– Можем мы это узнать? (Да.)
– Как? (Сложить количество килограммов моркови и количество килограммов капусты.)
– Запишите решение. (3 + 2 = 5 (кг) ов.)
– Зная, сколько килограммов овощей в 1-й сумке, можем сказать, какая сумка тяжелее? (Тяжелее вторая сумка, так как шесть больше пяти.)
– Как узнать, на сколько вторая сумка тяжелее первой? (Из большего числа (шести) вычесть меньшее (пять).)
– Запишите решение. (6 – 5 = 1 (кг).)
– Сформулируйте и запишите ответ задачи.
Учащиеся формулируют и записывают ответ задачи.
Ответ: вторая сумка тяжелее на 1 килограмм.
Или:
Ответ: сумка с картофелем тяжелее на 1 килограмм.
Решение задач изученных видов.
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учащиеся с а м о с т о я т е л ь н о решают задачи 4, 6 (с. 23 в тетради № 2) с последующей в з а и м о п р о в е р к о й или самопроверкой с контрольного листа.
VI. Сравнение чисел.
Разбирается задание 3 (с. 64 учебника, часть 2): ученики сравнивают числовые выражения и числа. Задание может быть выполнено с комментированием или устно с объяснением.
Например:
3 + 10 * 15
Сравнить сумму чисел 3 и 10 с числом 15. Значение суммы чисел 3 и 10 равно 13, 13 меньше 15, значит:
3 + 10 < 15
… …
9 – 4 * 5
Сравнить разность чисел 9 и 4 с числом 5. Значение разности чисел 9 и 4 равно пяти, пять равно пяти, значит:
9 – 4 = 5.
VII. Работа над развитием наблюдательности, мышления учащихся.
В заключение урока выполняется задание на смекалку (с. 64 учебника, часть 2).
Ответ: в пустой клетке должен быть изображен мальчик, катающийся на коньках.
VIII. Итог урока.
– Чему научились сегодня на уроке?
– Что для вас было самым интересным?
– Какое задание вызвало у вас затруднение?
– Как вы думаете, почему?
– Оцените свою работу на уроке.
У р о к 115. СЛУЧАИ СЛОЖЕНИЯ:
Цели урока: рассмотреть случаи сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида продолжать составление таблицы сложения; развивать навыки счета, умение решать задачи изученных видов; работать над развитием логического мышления, наблюдательности учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
6 6 6 6 6 6 6
16 16 16 16 16 16 16
III. Устный счёт.