Решение задач изученных видов.
Учащиеся решают с а м о с т о я т е л ь н о задачи 3 (с. 18 в тетради № 2), 1 (с. 19 в тетради № 2). Данное задание может быть выполнено по вариантам. Проверить выполнение учащимися задания можно с использованием сигнальных карточек.
– Покажите, каким действием решали первую задачу.
– Сколько цветков стало?
– Какое действие выбрали для решения второй задачи?
– Сколько машин осталось?
VII. Итог урока.
– С чем познакомились сегодня на уроке?
– Все ли вам было понятно?
– Какое задание вызвало у вас затруднения?
– Что было самым интересным?
У р о к 102. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ
В ПРЕДЕЛАХ 20
Цели урока: формировать у учащихся умение складывать и вычитать числа, опираясь на знание разрядного состава чисел; развивать навыки счета; продолжать работу над задачами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
1 4 1 4 1 4
14 14 14 14
III. Устный счёт.
Набери число».
Решение:
Молчанка».
IV. Закрепление знания состава чисел первого десятка.
С этой целью учащимися выполняется с а м о с т о я т е л ь н о задание 3 (с. 19 в тетради № 2) с последующей ф р о н т а л ь н о й проверкой. Затем устно разбирается задание 4 (с. 49 учебника, часть 2).
V. Закрепление знания нумерации чисел 11–20.
Ученики выполняют задания 2, 5 (с. 19 в тетради № 2).
В задании 2 дети соединяют стрелочками числа в порядке увеличения.
В задании 5 пишут предыдущее и следующее за данным числа (их называют «соседями» данного числа).
VI. Сложение и вычитание в пределах 20.
Пропедевтика темы «Сложение и вычитание с переходом через десяток».
Работа ведется по заданиям 1, 2, 6 (с. 49 учебника, часть 2) и заданию 6 (с. 20 в тетради № 2).
Выполняя задание 1 (с. 49 учебника, часть 2), ученики сопоставляют рисунки и выражения. Посредством наблюдения и рассуждения учащиеся находят значения выражений.
Например:
– К сумме чисел 7 и 3 прибавили число 5. Значение суммы чисел 7 и 3 равно 10. Десять и пять – это 15.
– Из разности чисел 15 и 5 вычли число 3. Значение разности чисел 15 и 5 равно 10 (так как 15 – это 10 и 5). Из десяти вычесть три, получится семь. И т. д.
Аналогично разбираются задания 2, 6 (с. 49 учебника, часть 2).
Задание 6 (с. 20 в тетради № 2) выполняется учащимися с комментированием.
VII. Работа над задачами.
Подготовка учащихся к решению составных задач.
Учащиеся читают задачи из задания 3 (с. 49 учебника, часть 2).
– Что хотите сказать?
– Связаны ли между собой задачи?
– Проверим ваше мнение, решим первую задачу.
– Прочитайте условие задачи.
– О чем в задаче спрашивается?
– Составим с х е м у:
– Каким действием следует решать задачу? (Сложением.)
– Почему? (Потому что ромашек на 2 больше.)
– Запишите решение. (8 + 2 = 10 (р.).)
– Дайте ответ на вопрос задачи.
– Что увидели? (Первая и вторая задачи связаны между собой. Искомое число первой задачи – 10 – является данным числом второй.)
Далее ученики выделяют условие и вопрос, данные и искомое числа второй задачи и составляют ее с х е м у:
Учитель сообщает детям, что к данной задаче можно составить другую схему, и знакомит их с фигурной скобкой
Затем учащиеся с комментированием записывают решение задачи (8 + 10 = 18 (ц.).) и дают ответ на поставленный вопрос.
Аналогично разбирается задание 6 (с. 18 в тетради № 2).
VIII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Какое задание было для вас самым интересным?
– Какое самым трудным?
– Какое самым простым?