IV. Формирование умения увеличивать число на несколько единиц.
Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунок (с. 6 учебника, часть 2).
– Что увидели на рисунке?
– Можно ли, не считая, сказать, чего больше: чашек или блюдец? (Можно. Блюдец больше на два, так как двум блюдцам не хватило чашек.)
Р а б о т а с р а з р е з н ы м м а т е р и а л о м.
Сначала под руководством учителя выполняется задание 1 (с. 6 учебника, часть 2).
– Положите в верхний ряд 5 квадратов.
– В нижний ряд положите столько же кругов.
– Сколько кругов положили? (Пять.)
– Сделайте так, чтобы кругов стало на два больше, чем квадратов.
– Что вы сделали? (Добавили два круга.)
– Сколько кругов стало? (7.)
Затем ученики могут сами придумать аналогичные задания и выполнить их.
Например:
– Положите 8 зеленых треугольников.
– Ниже положите столько же желтых треугольников.
– Сколько желтых треугольников положили? (Восемь.)
– Сделайте так, чтобы желтых треугольников стало на 2 больше.
– Что вы сделали? (Добавили 2 желтых треугольника.)
– Сколько стало желтых треугольников? (10.)
V. Работа над задачами.
Учитель читает текст из задания 2 (с. 6 учебника, часть 2).
– Является ли данный текст задачей? (Нет.)
– Почему? (Потому что отсутствует вопрос.)
– Поставьте вопрос, соответствующий данному условию. (Сколько ложек на столе?)
– Каким действием будете решать задачу? (Сложением.)
– Объясните, почему так считаете. (Так как ложек на 1 больше.)
– Запишите решение. (Один ученик выполняет запись на доске, остальные – в тетрадях.)
– Проверьте решение задачи. (8 + 1 = 9 (л.).)
– Ответьте на поставленный вопрос. (На столе 9 ложек.)
Далее дети под руководством учителя разбирают задачу 3 (с. 6 учебника, часть 2).
Задача разбирается аналогично предыдущей.
VI. Развитие навыков счета.
Пропедевтика темы «Сложение и вычитание числа 4».
С этой целью с комментированием выполняется задание 5 (с. 6 учебника, часть 2). Один из учащихся читает пример и объясняет его решение.
Например: сумма чисел пять, два и два. К пяти прибавить два, получится семь, к семи прибавить два, получится девять; значит, значение суммы равно девяти.
Из числа восемь вычесть два и еще два. Из восьми вычесть два, получится шесть. Из шести вычесть два, получится четыре. Значение выражения равно четырем.
Учителю следует обращать внимание детей на то, что в каждом числовом выражении они прибавляют и вычитают по частям число 4.
Упражнение в умении правильно выбирать знак действия.
Р а б о т а п о т е т р а д и (задание 2, с. 4 в тетради № 2).
– Что заметили?
– Как вы думаете, какое задание предстоит выполнить? (В пропущенную клетку поставить знак «+» или «–».)
Первые два столбика выполняются с комментированием, последний столбик дети могут выполнить с а м о с т о я т е л ь н о с последующей ф р о н т а л ь н о й проверкой.
Например:
К трем прибавить два, получится пять. Значение выражения – семь.
Семь больше пяти, значит, пропущен знак «+». П р о в е р я е м: значение суммы чисел три и два равно пяти. К пяти прибавить два, получится семь.