Vii. подведение итогов урока. рефлексия

—С какой единицей времени вы познакомились?

—Сколько в 1 ч минут?

—Что обозначает большая стрелка в механических часах?

—Что обозначает маленькая стрелка?

* Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся пе­
дагогом

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №9, 6 с.95




Урок 51

ЧАС. МИНУТА (с, 96—97)

Ц е л и:

• отработать с детьми навыки измерения времени с точностью до часа и минуты;

• закрепить приемы работы при решении простых задач на время;

• формировать умение работать коллективно и самостоятельно.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. УСТНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ

Vii. подведение итогов урока. рефлексия - student2.ru

III. ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

• Решение задач в стихотворной форме

а) Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке. В синей форменной фуражке? Это он, это он — Ленинградский почтальон. В 7 часов он начал дело, В 10 сумка похудела, А к 12 часам Все разнес по адресам.

— Сколько времени разносил письма почтальон?

б) Покажет стрелка на часах
Все цифры по порядку-.
Мы в 7 в панамках и трусах
Выходим на зарядку.

К 8 мы завтракать идем.

В 13 — в школу попадем,

К 17-ти — бежим домой покушать и играть.

Народ веселый, озорной.

Нас тяжело унять.

Но солнышку поспать пора

И скрыться в час заката.

В кровати будут в 22

Веселые ребята.

— Сколько времени пройдет от зарядки до сна?

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

* Работа по учебнику
№ 1 — устно.

№ 2 — работа в парах.

Ответ: а) брат; б) книга; в) урок; г) мяч.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

№ 3 ■— устно.

№4. 16 = 10 + 6 20 = 20 + 0 53 = 50 + 3 их д.

№ 5. Решение: 1) 40 - 10 = 30 (д.) —лип; 2) 30-10 = 20 (д.)

№6. 20-(8+4) = 8

7 + (9 - 6) = 10 (20 + 30)-10 = 40

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

№ 7. Вычисление выражений с комментированием.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

—Что нового и интересного вы запомнили на уроке?

—Какие единицы времени вы знаете?

—Для чего их необходимо знать?

* Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся пе­
дагогом

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Комбинированная контрольная работа

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 100

Ц е л и:

' проворить умении учащихся решать составные задачи;

• проверить усвоение изученных приемов сложения и вычитания двузнач­ных чисел в пределах 100;

• формировать умение работать самостоятельно.

Материал для контрольной работы

1вариант

2 вариант



1. Решить задачу:

Мальчик поймал 10 карасей, оку­ней на 4 больше, чем карасей, а тук на 2 меньше, чем окуней. Сколько окуней поймал мальчик?

2. Решить примеры:

98-8 44 - 30

40 + 7 25 - 10

23-20 18-9

11-8 70 + 30

3. Вычислить:

Длина первого отрезка 7 см, а вто­рого 3 см. На сколько сантиметров длина первого отрезка больше длины второго? Начертить этот отрезок.

4. Поставить знаки «>»,«<»,«=»:

1ч * 50 мин 4 дм * 60 см 1 дм * 2 дм 6 дес. * 5 дсс. 6 сд. 1 м * 4 дм

Под наседку-индюшку поло­жили 20 куриных яиц. утиных на 10 меньше, а гусиных на 8 больше, чем утиных. Сколько утиных яиц положили?

75 - 5 63 - 40

30 + 9 76 - 10

77-70 17-8

13-6 20 + 80

Длина полоски синего цвета 9 см, а красного цвета — 6 см. На сколько сантиметров длина синей полоски больше крас­ной? Начертить получившийся отрезок.

45 мин * 1 ч 70 см * 2 дм 1 дм 8 см * 2 дм

3 дес. 5 ед. * 8 дсс. 1 м * 7 дм

1 вариант 2 вариант

5. Решить задачу.'  
Шнур длиной 15 м разрезали на 4 В книге 18 страниц. Миша
части. Сколько разрезов сделали? прочитал столько же, сколько
  осталось. Сколько страниц
  прочитал Миша?

Дата:

Урок № 52 УСТНОЕ СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ОДНОЗНАЧНЫМИ БЕЗ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ РАЗРЯД

(с. 98—99)

Ц е я и:

• познакомить с устным приемом сложения двузначного числа с одно­значным;

• развивать вычислительные навыки;

• формировать умение работать в группах, коллективно.

Хо д уро к а

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

П. УСТНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ

1. Сравните

5 дес. * 40 ед. 10 дес. * 100 ед. 6 дес. 7 ед. * 70

80 ед. * 8 дес. 96 ед. * 9 дес. 4 дес. 8 ед. * 5 дес. 1 ед.

Vii. подведение итогов урока. рефлексия - student2.ru

2.Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых 52,61,75, 86, 98, 67,43, 39,21.

3.Решите задачи

• В сборочный цех поступило 50 ведер и 60 ручек к ним. Сколько готовых ведер можно из них сделать? (50)

• Когда в корзинку положили еще 10 яблок, то в ней стало 50 яблок. Сколько яблок было в корзинке первоначально?

• Рабочим на стройку привезли 92 кг цемента. За день они израсхо­довали 80 кг. Сколько килограммов цемента осталось?

• Одна бригада должна была за день изготовить 30 деталей, а дру­гая — 40 деталей. К обеду обе бригады изготовили 50 деталей. Сколько деталей осталось изготовить?

Ш. ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ IV. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учащиеся должны усвоить прием сложения двузначного числа с одно­значным:

43 + 5 = 40 + (3 + 5) = 40 + 8 = 48
/\

40 3

Сначала складываем единицы, а затем к числу 40 прибавляем полу­ченный результат.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО ШТЕРНАМ.

* Работа по учебнику

№ 1. Решение примеров с комментированием. № 2. Работа в парс. Решение примеров с последующей взаимопро­веркой.

№ 3. Решение: 1)6-5 = 1 (кг) — вес корзины;

2) 6 + 1 = 7 (кг) — вес корзины с грибами.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

№ 4. Решение: 99 - 49 = 50

№ 5 — устно.

№ 6. Сложение именованных чисел путем рассуждения и доказа­тельства.

(1 ч < 80 мин, так как 60 мин < 80 мин и т. д.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

№ 8. Решение задачи несколькими способами:

1 способ 2 способ 3 способ
1) 12 + 8 = 20 (кг) — взяли; 2) 40 - 20 = 20 (кг) — ос­ талось 1)40-12 = 28 (кг) 2) 28 - 8 = 20 (кг) 1)40-8 = 32 (кг) 2) 32-12 = 20 (кг)

№9 — устно.

Г-7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

— С каким приемом сложения двузначного числа с однозначным вы познакомились? (Складываем сначала единицы, а затем к числу де­сятков прибавляем полученный результат.)

* Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся пе­дагогом

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №10,8.

Дата:

Урок 49. СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНОГО ЧИСЛА С ОДНОЗНАЧНЫМ (с. 100—101)

Ц г л и:

• познакомить с приемом сложения двузначного и однозначного чисел в слу­чаях, когда в сумме получается круглое число:

• разливать умение счета в прямом и обратном направлениях в преде­лах 100;

• воспитывать сознательную дисциплину, трудолюбие,

X о д урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. УСТНЫЙ СЧЕТ

Vii. подведение итогов урока. рефлексия - student2.ru

2.Из чисел 21, 19, 30, 25, 3, 12, 9, 15, 6, 27 назовите такие, чтобы их сумма была равна 50

3.Расставьте числа 6, 5, 4, 3,2, 1 в кружках так, чтобы сумма вдоль каждой прямой равнялась 12

Vii. подведение итогов урока. рефлексия - student2.ru

4. Кто из ребят набрал наибольшее количество очков?

Vii. подведение итогов урока. рефлексия - student2.ru

Коля Дима Саша

5. Решите задачи

• Вчера на ветке перед моим окном было 30 листьев, а сегодня оста­лось лишь 6. Сколько листьев опало за ночь?

• Ребята пропололи 20 грядок. Это на 5 грядок меньше нормы. Сколь­ко всего грядок надо было прополоть ребятам?

• На деревьях в роще грачи свили гнезда. На березах 23 гнезда, а на липах—на 7 гнезд больше. Сколько гнезд свили грачи на липах? Сколько всего гнезд свили грачи?

• В городском парке росло 45 деревьев. Школьники посадили еще 10 берез и 20 тополей. Сколько всего деревьев стало в парке?

• Игра «Мы — команда»

Учащиеся соревнуются в быстром счете по рядам (командам):

16+4 13+3 19 + 1

9-4 8-5 9-3

12 + 8 5 + 6 16-4

17 + 3 19-4 4 + 3

0 + 20 7+10 14+5

8-2 9-6 10-8

12-11 14-13 13-12

III.ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

IV.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

45 + 5 = 40 + (5 + 5) = 50

40 5

Сначала складываем единицы 5 + 5 = 10, а затем к числу 40 прибав­ляем полученный результат: 40 +-10 = 50.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОЮ ГО МАТЕРИАЛА

• Работа по учеб/тку

№ 1. Выполняется под руководством учителя. № 2 — устно.

№ 3. 1 столбик примеров решается с комментированием, 2 и 3 стол­бики — самостоятельно, по вариантам (два столбика — два варианта).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

№ 4. Задача на логическое мышление. Решение: Vii. подведение итогов урока. рефлексия - student2.ru

18 + 3 = 21 (см) — разница в росте мамы и дочери.

№ 5. Решение: 1)2 + 15 = 17 (кг) — масса ягод; 2) 17 + 2 = 19 (кг) — общий вес.

№ 6. Решение: 1)16+4 = 20 (кг) — слив;

2) 4 + 20 = 24 (кг) — груш и слив;

3)16 + 20 = 36 (кг) — яблонь и слив. № 7 — устно.

№ 8. Работа в паре. Поиск решения задачи.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

№ 9. Решение примеров с комментированием (два столбика).

* Задания на смекалку. Разгадывание ребусов

а) 40а в) 100рож

б)7я Vii. подведение итогов урока. рефлексия - student2.ru

Ответы: а) сорока:

б) семья;

в) сторож;

г) столяр.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

—Какие цели мы ставили в начале урока?

—Получилось ли у нас их выполнить?

—Какой вид задания был сложным? Почему?

* Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся педагогом

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 9 (3 и 4 столбики), №5.

Дата:

Урок 50. ВЫЧИТАНИЕ ИЗ ДВУЗНАЧНОГО ЧИСЛА ОДНОЗНАЧНОГО ЧИСЛА (с. 102— 103 )

Цели:

• познакомить с устным приемом вычитания однозначною числа из дву­значного;

• закрепить правила нахождения числовых выражений;

• развивать навык устных вычислений;

• прививать трудолюбие, самостоятельность и активность.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель: Каждый день — всегда, везде,

На уроке, и в игре —

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

II. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Записать:

—число, в котором 3 десятка и 8 единиц;

—число, которое предшествует числу 79;

—число, которое следует за числом 58;

—число, которое на 1 больше 89;

—все двузначные числа, которые больше 96;

—числа, которые на 2 десятка меньше чисел 26, 34, 58, 40, 69, 87.

III АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

• Игра « Учитель»

На доске записаны примеры:
а) 56+ 4 6)56-4

Ученик, выступая в роли учителя, объясняет решение 1 -го примера. Учащиеся анализируют услышанное и при необходимости дополняют.

— Чем отличается 2-й пример от 1-го? (Числа те же, а знак действия
другой.)

IV. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

V. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Объяснение может проводить ученик, выступая в роли учителя, либо сам учитель. Учащиеся должны усвоить прием вычитания однозначно­го числа: сначала вычитаем единицы, а затем к числу прибавляем полу­ченный результат:

56 - 4 = 50 + (6 - 4) = 50 + 2 = 52

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

'* Работа по учебнику

№ 1. Решение примеров с комментированием. № 2, 3. Решение с объяснением у доски. № 4. Решение:

1 способ 2 способ 3 способ
1)10+ 20 = 30 (к.) 2) 40-30 =10 (к.) 1)40- 10 = 30 (к.) 2) 30-20= 10 (к.) 1)40-20 = 20 (к.) 2) 20-10 =120 (к.)

№ 5. Самый маленький мяч у Кати. Самый большой мяч у Наташи, чуть меньше — у Тани, еще меньше мяч у Вали,

№ 6. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой в парс.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

№ 9. Самостоятельная работа по вариантам (1,3 столбики I пи риант; 2. 4 столбики — 2 вариант).

VU. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Можно предложить учащимся записать впечатления об уроке » виде синквейна (прил. 2). На первых порах составляем его коллективно, затем, когда учащиеся научатся, можно составлять синквейн и пари или самостоятельно.

• Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся пе­
дагогом

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №8.

Дата:

Урок . ВЫЧИТАНИЕ ОДНОЗНАЧНОГО ЧИСЛА ИЗ КРУГЛОГО ЧИСЛА (с. 104—105)

Ц е л и:

• познакомить учащихся с приемом вычитания однозначных чисел из круг­лых десятков;

• формировать вычислительные навыки при решении приемов и задач;

• воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе, формировать чувство коллективизма.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

— Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Нам также понадобятся бодрое самочувствие и рабочее настроение.

И богата, и сильна

Математика — страна.

Тут примеры и задачи.

Пожелаю вам удачи —

За работу — в добрый час!

Зависит всё теперь от вас.

II.УСТНЫЙ СЧЕТ

1. Игра «Лабиринт»


Vii. подведение итогов урока. рефлексия - student2.ru

Vii. подведение итогов урока. рефлексия - student2.ru

2. На доске записаны числа от 42 до 60

• Увеличьте каждое из них на 10.

• Уменьшите каждое из них на 10.

3. Игра «Молчанка»
 

Vii. подведение итогов урока. рефлексия - student2.ru Vii. подведение итогов урока. рефлексия - student2.ru Vii. подведение итогов урока. рефлексия - student2.ru



4. Решите задачи

• Когда в бочку налили 30 ведер воды, то в ней стало 40 ведер воды. Сколько ведер воды было в бочке первоначально?

• В селе 50 детей. 16 из них учатся в начальной школе и 20 в сред­
ней школе. Остальные — дошкольники. Сколько в селе детей дошколь­ного возраста?

• В одном бидоне 15 л молока, а в другом — 10 л. Продали 9 л
молока. Сколько литров молока осталось?

Задача в стихах:

Еж спросил ежа-соседа:

—Ты откуда, непоседа?

—Запасаюсь я к зиме:
Видишь, яблоки на мне.

Собираю их в лесу.

Семь принес да шесть несу.

Призадумался сосед:

Это много или нет? (7 + 6 = 13)

III.ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

IV.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

50-4 = 40 +(10-4)-46

40 10 Сначала круглое число представляем суммой двух круглых чисел, одно из которых 10, затем из 10 вычитаем однозначное число и прибав­ляем оставшееся круглое число.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

* Работа по учебнику

№ 1 — устно. Объяснение материала учащимися с опорой на иллю­страцию учебника.

№ 2. Решение примеров с комментированием (1 и 2 столбики); решение примеров самостоятельно с последующей взаимопровер­кой в паре.

№ 4. Решение: 1) 20 - 8 = 12 (яг.) — осталось на 1 тарелке;

2) 20 -12 = 8 (яг) — осталось на II тарелке;

3) 12 + 8 — 20 (яг.) — осталось всего;

4) 8 +12 = 20 (яг.) —взяли,

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

№ 5. Решение: 1)10-7 = 3 (в.) — за I час;

2) 3 + 3 = 6 (в.) — за 2 часа.

№ 7, 8 — устно.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

VI. ОБОБЩЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

— Что нового и интересного вы узнали на уроке? С каким правилом познакомились?

* Самооценка и взешмооценка. Оценивание работы учащихся педа­
гогом

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Дата:

Урок

Тема: СЛОЖЕНИЕ КРУГЛЫХ ЧИСЕЛ С ДВУЗНАЧНЫМИ НЕКРУГЛЫМИ ЧИСЛАМИ (с. 106—107)

Цели:

• научить учащихся использовать прием сложения по частям для усвоения алгоритма сложения круглых чисел с двузначными некрутыми числами;

• развивать умение считать устно;

• повторить единицы измерения длины, времени;

• воспитывать сознательную дисциплину, чувство взаимопомощи при ра­боте в парс.

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ И ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

2. Устный счёт

1. Заполните таблицу

Слагаемое        
Слагаемое      
Сумма        

2. Продолжите цепочку вычислений

Vii. подведение итогов урока. рефлексия - student2.ru

4. Решите задачи

• Лена нарисовала для бумажной куклы 12 платьев, а Люда — на 8платьев больше. Сколько платьев нарисовали обе девочки?

• Учительница раздала 18 тетрадей, после чего у нее осталось еще 7 тетрадей. Сколько тетрадей было у учительницы? На сколько больше тетрадей она раздала, чем у нее осталось?

• В колхозе «Рассвет» 3 деревни. В одной 20 дворов, в другой — 30, а в третьей столько, сколько в первой и во второй вместе. Сколько дво­ров в третьей деревне? Сколько дворов в трех деревнях?

• С утра в читальном зале было 20 читателей. К обеду пришли еще 15 человек, а ушло 10. Сколько читателей стало в читальном зале к вечеру?

III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

70 + 13 = (70+ 10) + 3 = 83

10 3

Число 13 разбиваем на сумму слагаемых, одно из которых 10. Удоб­но сначала сложить круглые числа (70 + 10 = 80), а затем прибавить оставшееся слагаемое (80 + 3 = 83).

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

* Работа по учебнику

№ 1. Решение примеров с опорой на правило учебника.

№ 2. Решение: 1) 20 + 6 = 26 (м) 2) 20 + 26 = 46 (м)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

* Игра « Число дополняй, а сам не зевай!» (см. урок 33, с. 68)

№ 3. Учащиеся находят ошибки путем перевода одних единиц из­мерения в другие.

№ 5. Во второй будке живет рыжая собака, а в третьей — черная собака.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

№6.

* Самостоятельная работа (1 и 2 столбики — i вариант; 3 и 4 столбики — 2 вариант).

* Работа в паре. Взаимопроверка, исправление ошибок

V. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

* Задачи в стихах

а) Семь тарелок им умыты, б) На Лугу щипали травку:

Восемь чашек не забыты, Семь гусей, шесть утят

Ложек — десятка два. И тридцать маленьких цыплят.

Чистота кругом видна! Сколько на лугу птиц?

Вы готовы дать ответ, (7 + 6 + 30 = 43)

Сколько всей посулы этой Перемыто непоседой?

(7 + 8 + 20 = 35)

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

—Какой новый прием сложения двузначных чисел вы узнали на уроке?

—Какое правило вы запомнили?

* Самооценкой взаимооценка. Оценивание работы учащихся пе­
дагогом

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №7.

Дата:

Урок

Тема: СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С КРУГЛЫМИ ЧИСЛАМИ (с. 108—109)

Цели:

• познакомить учащихся с устным приемом сложения двузначных чисел с круглыми числами;

• закрепить вычислительные приемы при решении задач и примером;

• воспитывать сознательную дисциплину, формировать произвольное вни-мание.

Хо д уро к а

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. УСТНЫЙ СЧЕТ

1. Заполните таблицу

Vii. подведение итогов урока. рефлексия - student2.ru Vii. подведение итогов урока. рефлексия - student2.ru

Vii. подведение итогов урока. рефлексия - student2.ru

2 . Представьте числа 45, 53, 62, 74, 81, 96 в виде суммы разрядных

слагаемых

Игра «Математический цветок»

4. Решите задачи

• Высота тополя в школьном парке 15 м, липа—на 5 м выше тополя, а клен — на 6 м ниже липы. Какова высота клена в школьном парке?

• Света собрала на берегу моря 25 ракушек, а Юля — на 9 ракушек больше. Сколько ракушек собрала Юля?

• На станции разгружали товарный поезд, в котором было 20 ваго­нов. Уже разгрузили 10 вагонов с картошкой и 5 вагонов с капустой.
Сколько вагонов осталось разгрузить?

• Решение задач

а) Костя знает 9 сказок, а Анна — на 4 сказки больше. Сколько ска­
зок знает Анна? Сколько всего сказок знают Костя и Анна?

б) В первый день девочка прочитала 15 страниц книги, во второй—
20 страниц. Сколько страниц осталось прочитать, если в книге всего
40 страниц?

* Игра «Учитель»

На доске записаны примеры. Выходя к доске, ученик объясняет ре­шение примера, называет правильный ответ:

23 + 20. 66 + 30 50 + 19 53 + 40

III. ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

IV. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

* Объяснение учителя

Педагог подводит учащихся к мысли, что при сложении двузначных чисел, одно из которых круглое, сначала складывают десятки. Например: 25 + 30 = (20 + 30) + 5 = 50 + 5 = 55

* Закрепление материала по учебнику

№ 1. Решение примеров с комментированием.

№ 2 — устно.

№ 4. Ответ: 5 отличников.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

№ 5. Решение:

1 способ 2 способ 3 способ
1)20+ 40 = 60 (уч.) 2) 90 - 60 = 30 (уч.) 1)90-20 = 70 (уч.) 2) 70-40 = 30 (уч.) 1) 90 - 40 = 50 (уч.) 2) 50 - 20 = 30 (уч.)

* Игра «На 5 больше и 5 меньше» (см. урок 43, с. 84) № 8. Решение задачи самостоятельно с последующей взаимопро­веркой в паре.

V. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА СМЕКАЛКУ

а) Вдоль дороги поставили 4 новых столба. Расстояние между каж­
дым соседним столбом 8 м. На каком расстоянии находятся друг от друга
крайние столбы?

б) Сосчитать, сколько на рисунке:

Vii. подведение итогов урока. рефлексия - student2.ru квадратов;

—треугольников.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

— Чему мы должны были научиться на уроке? Какое правило сло­
жения двузначных чисел с крутыми числами вы запомнили?

* Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся педа­гогом

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №9

.

Дата:

Урок 54. ВЫЧИТАНИЕ ИЗ ДВУЗНАЧНОГО ЧИСЛА КРУГЛОГО ДВУЗНАЧНОГО ЧИСЛА (с. 110—111)

Цел и:

• познакомить учащихся с приемом вычитания крутых двузначных чисел;

• закрепить приемы работы с простыми и составными задачами;

• формировать активную позицию, умение работать в группе.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. УСТНЫЙ СЧЕТ

• Математический диктант

—Записать числа, обозначающие сумму чисел 45 и 20; 34 и 30; 50 и 23.

—Записать число, в котором 2 десятка и 2 единицы.

—Записать число, в котором 7 десятков.

—Уменьшить 78 на 5. Записать ответ.

—Чему равна разность 86 и 4? Записать.

—Какое число надо прибавить к 37, чтобы получилось 40?

—Из числа 19 вычесть разность чисел 11 и 10, Чему равен ответ?

—Длина одного отрезка 3 дм, а второго — на 3 см больше. Чему равна длина второго отрезка?

III.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

IV.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Педагог подводит учащихся к правилу: десятки вычитают и:) десятков При вычитании круглых чисел сначала вычитают десятки, например:

32-20 = (30-20)+ 2= 12 /\ 30 2

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

• Работа по учебнику

№ 1. Решение примеров с комментированием. № 2. Решение: 1) 29 - 9 = 20 (ч.) — девочек; 2)29 + 20 = 49(4.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

№ 3, 4, 5 — устно.

№ 6. Решение: 1) 25 + 5 = 30 (л) — во II машину;

2) 30 + 30 + 25 = 85 (л) — было первоначально.

. РАБОТА В ЦЕНТРАХ

* Вычислительный центр

— Решить примеры, расположить ответы в порядке возрастания. Прочитать получившееся слово:

ц 75 - 30
л 88 - 50
д 45 - 4
м 12 -8
о 24+6
ы 42 + 7
О 38 + 2

Ответ: МОЛОДЦЫ — 4, 30, 38, 40, 41, 45, 49.

* Центр смекалки

Написать подряд семь цифр от 1 до 7. Соединить их знаками «плюс» и «минус» так, чтобы получилось 40. Ответ: 12 + 34 - 5 + 6 - 7 = 40.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ урОКА. РЕФЛЕКСИЯ

* Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся пе­дагогом

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №7.

Дата:

Урок № 55

Тема: СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНОГО ЧИСЛА

С ОДНОЗНАЧНЫМ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК

(с. 112—113)

Ц ели:

• научить учащихся использовать прием сложения по частям для усвое­ния алгоритма сложения двузначных чисел с однозначными с перехо­дом через десяток;

• учить составлять числовые выражения со скобками;

• воспитывать прилежание.

Хо д у р о к а

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2. УСТНЫЙ СЧЕТ.

3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

— Вставить пропущенные числа:

6 дес. = .., ед. 1 ч 10 мин = ... мин

1 ч = ... мин 5 м = ... дм

3 дм 4 см = ... см 2 дм 4 см = ... см

— Вычислить:

5+(18-9) (8+б)-5

18-(4 + 7) (14-7)+9

— Из записанных на доске чисел 4, 88, 50, 3, 13,0,7, 8, 21, 99, 53, 16
выписать:

а) наибольшее число;

б) наименьшее число;

в) все однозначные числа;

г) все двузначные числа;

д) круглые числа;

е) наименьшее двузначное число;

ж) наибольшее однозначное число.

Игра «Лесенка»

Vii. подведение итогов урока. рефлексия - student2.ru

 

2. Игра «Занимательные треугольники»

Vii. подведение итогов урока. рефлексия - student2.ru

3. Решите задачи

• Петя нашел 10 грибов, папа — на 30 грибов больше, а дедушка
столько, сколько Петя и папа вместе. Сколько грибов нашел дедушка?
На сколько грибов больше нашел дедушка, чем Петя?

• На озере плавало 10 уток, что на 4 меньше, чем гусей. Сколько
гусей плавало на озере? Сколько гусей и уток было на озере?

• В ателье было 70 м ткани. На пошив пальто израсходовали 9 м
ткани, на костюмы — 31м. Сколько метров ткани осталось?

• В столовую пришло 25 учеников. Дежурные поставили на стол 20
тарелок и положили 18 вилок. Сколько еще тарелок надо поставить?
Сколько вилок не хватает?

4. ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

5. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

26 + 7 = (26 + 4) + 3 = 30 + 3 = 33

Сначала однозначное число представляем суммой удобных слагае­мых, одно из которых дополняет двузначное число до круглого, а затем прибавляем оставшееся слагаемое.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

* Работа по учебнику

№ 1. Решение примеров с комментированием.

№ 2 — устно.

№ 3. Ответ: 60 минут или 1 час.

№ 4. Самостоятельно по вариантам (три задания — три варианта).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

№ 5. Решение: 1)59 + 5 = 64 (см) — прыгнул Юра; 2) 64 см < 67 см

Ответ: рекорд не побит.

№ 6. 40 + (60 - 20) = 40 + 40 = 80 (70+ 30)-50 = 100-50 = 50 80 - (70 - 50) = 80 - 20 = 60

№ 8. Решение: 1)6 + 5 = 11 (юг) — подготовили;

2) 11-9 = 2 (кг) Ответ: 2 кг.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

№ 9. Работа в паре. Оказание помощи при решении примеров, взаи­мопроверка выполненной работы.

VI. РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ НА СМЕКАЛКУ

— Что мы называем квартетом?

Квартет—- ансамбль из четырех исполнителей.

а) На песенном фестивале в первый день выступило 3 квартета, а во второй день — 1. Сколько исполнителей во всех квартетах?

(4 + 4 + 4 + 4=16)

б) Дед Игнат сказал соседу:

—Мне уж сотня лет к обеду!

—Ты прибавил 30 лет! — Возразил ему сосед. Прошу, ребята, сосчитать. Сколько прожил дед Игнат. (70 лет.)

в) Собрали вместе 7 и 11 стогов сена. Сколько стогов сена получи­
лось? (1 стог.)

Ш. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

* Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся пе­
дагогом

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Урок 56

Наши рекомендации