Модуль 1. Речевая коммуникация и вербальная культура специалиста
Семинары
Занятие 1. Цели и задачи курса как базовой дисциплины в подготовке специалистов инженерно-экономического профиля. Коммуникативно-речевая компетенция специалиста. Природа и механизмы речемыслительной деятельности. Функции языка, формы и типы речевого общения, русский речевой и невербальный этикет. Теория речевой коммуникации: виды речевой деятельности, модели, задачи.
Диагностика стартового уровня культуры речи.
ОЛ-1, 4, 5; ДЛ-6; ЭР-9, 11.
Занятие 2. Культура речи: аспекты и критерии. Нормативная база современного русского литературного языка. Орфоэпические, морфологические, лексические, синтаксические и стилистические нормы: анализ трудных случаев произношения, формообразования, согласования.
Тренировочные упражнения по употреблению языковых и речевых норм, закреплению навыков нормативной устной и письменной коммуникации.
ОЛ-1, 4, 5; ДЛ-6; ЭР-9, 11.
Модуль 2. Официально-деловой стиль речи и культура делового общения
Семинары
Занятие 3. Национальный язык и его разновидности. Функционально-стилевая дифференциация речи. Стили речи: назначение, сфера употребления, конструктивные и языковые особенности. Официально-деловой стиль: сфера функционирования, подстили, жанры. Письменная деловая коммуникация и основы документоведения. ГОСТ на ведение деловой документации. Логические основы содержания деловых бумаг. Общие правила оформления документов, состав реквизитов.
Тренировочные упражнения по закреплению навыков нормативной деловой коммуникации.
ОЛ-2, 4, 5; ДЛ-6, 7; МЛ-8; ЭР-9, 10, 11.
Занятие 4. Документы личного характера: назначение, сфера употребления. Жанры частных деловых бумаг: заявление, объяснительная записка, автобиография, резюме, характеристика, доверенность, расписка. Содержательно-композиционные и языковые особенности личных документов.
Логико-смысловое редактирование текстов частных деловых бумаг, их составление в разных жанрах.
ОЛ-2, 4, 5; ДЛ-6, 7; МЛ-8; ЭР-9, 10, 11.
Занятие 5. Документы служебного характера: назначение, сфера употребления. Основные виды и жанры служебных деловых бумаг: организационно-распорядительные (приказ, распоряжение, устав, договор) и информационно-справочные (докладная и служебная записки, акт, протокол, отчет, справка, деловое письмо). Содержательно-композиционные и языковые особенности служебных документов.
Логико-смысловое редактирование текстов служебных документов, их составление.
ОЛ-2, 4, 5; ДЛ-6, 7; МЛ-8; ЭР-9, 10, 11.
Занятие 6. Устная деловая коммуникация: сферы, ситуации, жанры, конструктивно-языковая специфика. Деловая беседа, её структурные особенности, правила подготовки и проведения. Собеседование как вид деловой беседы. Телефонный разговор. Основные стратегии и тактики, риторические приемы гармонизации устного делового общения.
Презентации и ролевые (деловые) игры: моделирование ситуаций делового общения.
ОЛ-2, 4, 5; ДЛ-6, 7; МЛ-8; ЭР-9, 10, 11.
Модуль 3. Культура научной и научно-деловой коммуникации
Семинары
Занятие 7. Научный стиль речи: назначение, сфера функционирования, конструктивные и лингвистические особенности, подстили, жанры. Научный текст и его организация. Первичные и вторичные научные тексты. Вторичные научные тексты как виды аналитической обработки информации. План, тезисы, конспект, аннотация, рецензия, реферат: структурные и языковые особенности.
Логико-смысловое и языковое редактирование научного текста, составление разножанровых вторичных текстов.
ОЛ-3, 4, 5; ДЛ-6; ЭР-9, 11.
Занятие 8. Первичные научные тексты как виды представления результатов исследовательской деятельности. Структура и композиция научной работы. Жанры первичных научных текстов. Приемы цитирования. Оформление справочно-библиографического аппарата научной работы.
Составление первичных научных текстов. Закрепление навыков оформления текстового материала работы, ссылок и библиографического описания информационных источников.
ОЛ-3, 4, 5; ДЛ-6; ЭР-9, 11.
Занятие 9. Зачет по курсу.
Самостоятельная подготовка
Самостоятельная работа студента заключается в проработке материала занятий, изучении литературных (основных и дополнительных) и электронных источников, в выполнении домашних заданий, подготовке к текущим и рубежным контрольным работам, к ответам на теоретические вопросы и к выполнению практических заданий зачетной работы по курсу.