Определение наивыгоднейших условий эксперимента
Под наивыгоднейшими условиями эксперимента понимаются такие, для которых погрешность результата эксперимента при фиксированном значении доверительной вероятности имеет наименьшее значение.
5. ОЦЕНКА ПОГРЕШНОСТЕЙ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЙ
Математически рассматриваемая задача решается путем отыскания минимума функции (5.5)[2].
Условия экстремума погрешности АЕ* имеют вид
ЭАу 0; ...;------ = 0. |
Э А у Э А у
(5.18) |
-0;
дх\ 0X2 Эх^
Раскрывая величину ДЕ* в соответствии с выражениями (5.3) и (5.5), систему уравнений (5.18) можно представить в форме
Э1п(П Э ln(f) 4 9 Э1п(П Э ln(f) , 7 Ах\ н------------------- Ах2 |
dln(f) д ln(f) 1 2 Sln(f) д ln(f) 4 2 ----------------- Ах\ н---------------- Ах2 +... = 0. дх дхдх Эх 2 |
5х1 ЭХ1 2
Sln(f) Э ln(f)
< дх] дх]дх2
Дх^
+
Эх2 дх\дх2
Sln(f) д ln(f)
дх2 дх2 2
х2 Эхп2 |
д2
Ах 2
0;
0;
(5.19)
Система (5.19) состоит из п уравнений и содержит п неизвестных. Если решение этой системы существует, то можно найти численные значения величин x-i, х2, ..., хп, при которых погрешность ДЕ* принимает экстремальное значе-
ние.
Дальнейший анализ направлен на получение ответа, соответствует ли найденный экстремум минимуму величины ДЕ*. С этой целью вычисляются зна-
е2Ду
чения вторых производных |
при найденных значениях переменных х.
дх[
Если вторые производные окажутся положительными, то это соответствует минимуму величины ДЕ*.
_______________ 5. ОЦЕНКА ПОГРЕШНОСТЕЙ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЙ_______________
Контрольные вопросы
1. Что такое погрешность определения величин функций?
2. С какой целью рассчитывают погрешность?
3. Какие виды погрешностей вы знаете? Как они определяются?
4. В чем заключается цель решения обратной задачи теории экспериментальных погрешностей?
5. Что понимают под выражением «наивыгоднейшие условия проведения эксперимента»?
6. Какова основная идея математического решения задачи поиска наивыгоднейших условий проведения эксперимента?
МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
6.1. Основные определения и понятия
Ранее мы рассматривали пассивный эксперимент, и математическая ста-тистика использовалась, в частности, при обработке экспериментальных данных. На стадии постановки эксперимента она не применялась. При активном же эксперименте математическая статистика используется уже на стадии поста-новки и планирования эксперимента.
Пассивный эксперимент предусматривает накопление информации “в режиме нормальной эксплуатации", но это требует много времени и затрат. По-этому предлагается "не ждать милостей от природы", а активно вмешиваться в ход технологического процесса: «разбалтывать» («покачивать») его тихонько, но целенаправленно, и быстро накапливать при этом информацию. Программа покачивания как раз и задается планом. Сам метод планирования может изменяться в зависимости от вида задачи, но принцип покачивания остается.
Теория планирования эксперимента началась с работ знаменитого анг-лийского ученого Р.Фишера в 30-х годах XX столетия, использовавшего ее для решения агробиологических задач. В дальнейшем это направление было развито в пятидесятых годах в США Дж.Боксом и его сотрудниками. Отечественные ученые также внесли большой вклад в развитие теории эксперимента, предложив ряд новых методов, а инженеры-исследователи все шире применяют эти методы на практике.
Под математической теорией планирования эксперимента будем понимать науку о способах составления экономичных экспериментальных планов, которые позволяют извлекать наибольшее количество информации об объекте исследования, о способах проведения эксперимента, о способах обработки экспериментальных данных и их использования для оптимизации производст-венных процессов, а также инженерных расчетов.
6. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Принятая терминология — это либо перевод терминов с английского, либо просто их перенос в оригинале, и это необходимо иметь в виду при чтении литературы по теории планирования экспериментов.
Истинный вид функции отклика y=f(xi, ..., х, ..., хк) до эксперимента чаще всего неизвестен, в связи с чем для математического описания поверхности отклика используют уравнение
у=ро+i>IxI+ixxIxu +i>nxI2 +-> (6-1)
i-li,u-l i-1
где x, xu - переменные факторы при i=1, ..., k; u=1, ..., k; i^u;
A
д f
V ('/0
; Дм -
d2f
V i и Jo
; Д..
к2дхг ,
\ ' /О
коэффициенты.
Это уравнение является разложением в ряд Тейлора неизвестной функции отклика в окрестности точки с х=хю.
На практике по результатам эксперимента производится обработка данных по методу наименьших квадратов. Этот метод позволяет найти оценку b коэффициентов р, и данный полином заменяется уравнением вида
г г ш г и и г 1-Х iyu=\ i-\ |
К + Z Ь,х, +^Ь!их;хи+|>,,х,.2 +..., (6.2)
которое является регрессионной моделью (моделью регрессионного анализа). В этом выражении у означает модельное, т.е. рассчитываемое по уравнению модели, значение выхода. Коэффициенты регрессии определяются экспериментально и служат для статистической оценки теоретических коэффициентов, т.е.
Ь0 -► Д, bt-> д., ъ.ш -> д.и, ья -> д..
В регрессионной модели члены второй степени ххи, х2 характеризуют кривизну поверхности отклика. Чем больше кривизна этой поверхности, тем больше в модели регрессии членов высшей степени. На практике чаще всего стремятся ограничиться линейной моделью.
Последовательность активного эксперимента заключается в следующем:
6. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1) разрабатывается схема проведения исследований, т.е. выполняется планирование эксперимента. При планировании экспериментов обычно требуется с наименьшими затратами и с необходимой точностью либо построить регрессионную модель процесса, либо определить его оптимальные условия;
2) осуществляется реализация опыта по заранее составленному исследователем плану, т.е. осуществляется сам активный эксперимент;
3) выполняется обработка результатов измерений, их анализ и принятие решений.
Таким образом, планирование эксперимента - это процедура выбора условий проведения опытов, их количества, необходимых и достаточных для решения задач с поставленной точностью.
Использование теории планирования эксперимента обеспечивает:
1) минимизацию, т.е. предельное сокращение необходимого числа опытов;
2) одновременное варьирование всех факторов;
3) выбор четкой стратегии, что позволяет принимать обоснованные решения после каждой серии опытов;
4) минимизацию ошибок эксперимента за счет использования специальных проверок.
Для иллюстрации некоторых из этих положений воспользуемся ставшим уже классическим примером из книги В.В.Налимова, Т.И.Голиковой [7].
Пример хорошего и плохого эксперимента
Рассмотрим пример - взвешивание трех объектов А, В, С на аналитических весах. Первый - традиционный - подход предусматривает последовательное взвешивание каждого из образцов. Исследователь вначале делает холостое взвешивание для определения нулевой точки весов, а затем по очереди взвешивает каждый из образцов. Это пример традиционного использования однофакторного эксперимента, т.е. здесь исследователь изучает реакцию на
6. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
поведение каждого из факторов в отдельности. Традиционная схема взвешивания трех объектов представлена в табл. 6.1.
Масса каждого объекта оценивается только по результатам двух опытов: того опыта, в котором на весы был положен изучаемый объект, и холостого опыта. Например, масса объекта A: mA=yi-y0. Как обычно, ошибка взвешивания предполагается независимой от взвешиваемой величины, аддитивной и имеющей одно и то же распределение. Тогда дисперсия измерения веса образца следующая:
аА = о +о = 2с , (6.3)
где а2 — дисперсия любого взвешивания. Такими же будут и дисперсии весов образцов В и С.
Таблица 6.1 Традиционное проведение эксперимента*
Номер опыта | А | В | С | Результат взвешивания |
-1 | -1 | -1 | Уо | |
+1 | -1 | -1 | У1 | |
-1 | +1 | -1 | У2 | |
-1 | -1 | +1 | Уз |
*' Когда образец кладется на весы, в таблице ставится +1, когда он на весах отсутствует, то -1.
Приведем теперь тот же эксперимент по несколько иной схеме, задаваемой матрицей планирования, приведенной в табл.6.2.
Таблица 6.2 Планирование эксперимента при взвешивании трех объектов
Номер опыта | А | В | С | Результат взвешивания |
+1 | -1 | -1 | У1 | |
-1 | +1 | -1 | У2 | |
-1 | -1 | + 1 | Уз | |
+1 | +1 | + 1 | У4 |
В первых трех опытах последовательно взвешивают объекты А, В, С, в последнем опыте тоже взвешивают объекты А, В, С, но все три объекта вместе, а "холостое" взвешивание не производится.
6. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Легко заметить, что масса каждого объекта будет задаваться формулами
1 . .
тд =(У1 -у2 ~УЗ +У4)' 2
1 . _
mg = (У2 ~У1 ~УЗ +У4 ); ("-4)
1 . .
тС ~(УЗ ~У1 ~У2 + У4)-
Масса объекта А, вычисленная по приведенной выше формуле, оказывается не искаженной массами весов объектов В и С, так как масса каждого из них входит в формулу для массы А дважды с разными знаками.
Найдем теперь дисперсию, связанную с ошибкой взвешивания, по новой схеме постановки экспериментов:
ад =(о +G +G +а ) = а . (6.5)
А 4 У1 У2 Уз У4
Аналогичным образом находим:
ст| =а2 , а2 =а2 .
Мы видим, что при новой схеме дисперсия взвешивания получается вдвое меньше, чем при традиционной схеме, хотя в обоих случаях на взвешивание трех объектов затрачивалось по четыре опыта.
Зададимся вопросом: "В результате чего происходит увеличение точности экспериментов в два раза?".
В первом случае эксперимент был поставлен так, что каждую массу мы получали лишь из двух взвешиваний. При новой схеме взвешивания каждая масса вычислялась уже по результатам всех четырех взвешиваний. Вторую схему можно назвать многофакторной, поскольку здесь оперируют всеми факторами так, что каждая масса вычислялась по результатам сразу всех опытов, проведенных в данной серии экспериментов, - вот главная причина уменьшения дисперсии вдвое.
Не подумайте, что мы зря потратили время на обсуждение такой тривиальной задачи. Точно такой же подход используется при изучении других, более сложных задач.
6. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Таким образом, использование теории планирования эксперимента мо-жет явиться одним из путей существенного повышения эффективности много-факторных экспериментальных исследований.
В планировании экспериментов применяются в основном планы первого и второго порядков. Планы более высоких порядков используются в инженер-ной практике редко. В связи с этим далее приводится краткое изложение мето-дики составления планов эксперимента для моделей первого и второго поряд-ков.
Под планами первого порядка понимают такие планы, которые позволяют провести эксперимент для отыскания уравнения регрессии, содержащего только первые степени факторов и их произведения:
У = h + ^Y-PiXi +^l^iuXiXu + ^jhuXiXjXu +•" . (6.6)
(-1 i,u-1 ij ,u-1
Планы второго порядка позволяют провести эксперимент для отыскания уравнения регрессии, содержащего и вторые степени факторов:
у = К + 1>л + 1>,л2 +1А*Л +••• . (6.7)
(-1 г=1 i,u-1
Нахождение уравнения регрессии методом планирования экспериментов состоит из следующих этапов:
- выбор основных факторов и их уровней;
- планирование и проведение собственно эксперимента;
- определение коэффициентов уравнения регрессии;
- статистический анализ результатов эксперимента.
Планирование первого порядка
На первой стадии исследования обычно принимают полином первой степени. Так, для трехфакторной задачи теоретическое уравнение регрессии имеет вид
6. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
y = fi0+ Ур.х. + Y /? х;Х; +fil23xlx2x3. (6.8)
1=1 1,14=1
Уравнение регрессии, получаемое на основании результатов эксперимента, в отличие от приведенного теоретического уравнения, имеет вид
У = b0 + i_J)lxi +/,bmxixu +bl23xlx2x3, (6-9)
(-1 i,u-l
где коэффициенты регрессии bo, bi, ..., Ьз, ..., bi23 являются оценками для теоретических коэффициентов регрессии, т.е.
Ь; ->Pi, Ьш ->£.„, Ьш->Р123.
Члены, содержащие произведения х^; х2х3 и т.д., называют членами, отражающими попарное взаимодействие факторов, члены вида Х1Х2Хз — членами тройного взаимодействия.