Стресс и стрессоры. Создание условий для преодоления и предупреждения стрессовых ситуаций.
Стресс – комплекс физических, химических и иных реакций человека на стрессоры. Стрессоры - (или стимулы) в окружающей среде, действие которых выводит из равновесия физиологические и психические функции человека. В определенных условиях он способствует мобилизации усилий работника на решение производственных задач или достижение личных целей. Стресс имеет как негативное, так и позитивное значение для человека. Стрессы неизбежны. Стрессы могут вывести из равновесия, привести к несоответствию его состояния окружающей обстановке. Это в свою очередь порождает утомление, чувство опасности, ослабление умственных способностей, растущее кровяное давление, пассивное отношение к работе, снижение уровня организованности, нарушение трудовой дисциплины. Это приводит к потерям в организации из-за несчастных случаев, снижение качества работы, роста текучести кадров, преждевременной смерти работников. Классификация стрессоров :
стрессоры | Последствия | |
стрессоры в окруж. среде | личные стрессоры | Субъективные: расстройства, утомленность, чувство тревоги. чувство вины. Поведенческие: опасность инцидента, «нехорошие» разговоры. Когнитивные: слабые решения, плохая сосредоточенность. Физиологические: Коронарные заболевания, растущее кровяное давление, высокое содержание холестерина, язв. болезнь и т. д. Организационные: прогулы, текучесть кадров, низкая производительность труда, неудовлетворенность работой. |
Производственные: перегрузки (недогрузки),необъясним. перемены, изменения расписания, плохое оборудование. Ролевые: ролевой конфликт, ролевая неясность, ответственность за людей, недостаток поддержки, недостаток статуса. Структурные: слабая коммуникация, недостаток соучастия, неправильно построенная иерархия Карьерные: замедленное продвижение по службе, несправедливость, недостаток возможностей продвижения, отсутствие необходимой подготовки. Отношенческие: отношения с руководством, с подчиненными, с коллегами, с клиентами, с рабочими. Внеорганизационные: состояние экономики, рост преступности, цен, обстоятельства жизни, отношения в семье. | потребности, надежды, достижения эмоциональная устойчивость гибкость толерантность неясности самооценка |
Создание условий для преодоления и предупр. стресс. ситуаций: Управление стрессами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, устранения источников стресса и овладения методами их нейтрализации всем персоналом организации.1 – это необходимо определить причины стрессов, которыми явл. стрессоры. Необходимо научиться справляться с ними методами нейтрализации, составление индивидуальных программ нейтрализации стрессов, проведение семинаров, обучение работников технике расслабления, способам изменения поведения. Методы нейтрализации стрессов:планирование (план решения задач –личностных, служебных, соотнесение с целями организации), физические упражнения, диета, психотерапия, медитация и расслабление. Создание условий бесперебойной работы организации путем защиты, сохранения и эффективного использования финансовых, материальных, информационных и человеческих ресурсов при уменьшении угроз и отрицательных последствий нежелательных событий обеспечивает экономическую безопасность организации
42. Формальные и неформальные группы в организации, их роль и динамика.
Группа - это относительно обособленное объединение нескольких людей (не более 10), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.
Группа - это среда самоутверждения и самопознания, это объективная потребность человека в коммуникациях.
В зависимости от целей объединения выделяют два типа групп:
· формальные;
· неформальные.
Формальные группы создаются для осуществления производственной деятельности в соответствии с выбранной стратегией по воле руководителей организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формальную структуру, позицию внутри группы, их задачи и функции описаны и формально закреплены в соответствующих документах. Эти группы могут быть созданы как на постоянной, так и временной основе.
В организации существует три основных типа групп: группы руководителей, рабочие группы и общественные организации.
Неформальные группы образуются членами организации, часто спонтанно, в соответствии с их взаимными симпатиями, общностью интересов, увлечениями, привычками и т. п. На большинстве предприятий существует множество неформальных групп. Их может быть столько, сколько основ для общения. Благодаря формальной структуре люди взаимодействуют друг с другом на протяжении многих лет.
Естественным результатом общения является спонтанное возникновение неформальных групп.
Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы оказывают существенное влияние на поведение членов группы, порою даже большее, чем формальные.
В формальной группе формальным лидером выступает руководитель. Успех работы группы во многом зависит от него, поскольку лидер формирует основные принципы взаимодействия, задает вектор развития, влияет на социально-психологический климат, взаимоотношения в коллективе, он имеет право и власть поощрять или наказывать членов группы по результатам работы.
В неформальной группе лидер тоже играет важную роль. Он вносит вклад в выполнение задач группы, позволяет ее членам удовлетворять свои потребности, воплощает в себе основные ценности группы, представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп, сглаживает противоречия в группе.