Основные поддерживающие роли
Поощритель.Его задача – быть дружелюбным, хвалить других за их идеи, соглашаться с ними и положительно оценивать их вклад в решение проблемы; снимать конфликты между членами команды.
Придающий форму.Этот человек не контролирует и не координирует процесс, а следит за его динамикой и поддерживает ее. Он создает обстановку, в которой каждый член команды старается работать наиболее эффективно.
Исполнительдолжен следовать решениям команды, вдумчиво относясь к идеям других людей.
Устанавливающий критерииобязан устанавливать критерии, которыми должна руководствоваться группа, выбирая содержательные (или процедурные) моменты (или оценивая решение команды).
Ответственный за внешние контакты.Его задача – связать команду с внешним миром.
Многие люди сочетают в себе разные роли. В сочетании ролей сбалансированы функции и способности людей, входящих в команду менеджера.
САМОУПРАВЛЯЕМЫЕ КОМАНДЫ
Самоуправляемые команды – это рабочие группы, которым предоставлена существенная автономия. Такие команды несут полную ответственность за поведение своих членов и результаты производственной деятельности. Члены самоуправляемой команды могут владеть несколькими профессиями, т. е. являются мультипрофессионалами. Это позволяет им переходить от выполнения одного задания к другому в зависимости от потребностей группы.
Значительное время занимают собрания команды, так как ее члены постепенно берут на себя все больше управленческих функций. По мере появления дополнительного опыта самоуправляемые команды получают возможность предлагать изменения в системе оплаты труда или организации производства.
Не возникает проблем с адаптацией новичка в команде, так как «ветераны» всегда готовы оказать ему посильную помощь и передать ему знания об организационном поведении и культуре.
К преимуществамсамоуправляемых команд относятся:
• повышение гибкости и развитие потенциала человеческого капитала в пределах границ человеческих возможностей;
• возрастание производительности и снижение потребности в узких специалистах;
• возникновение мощного синергетического эффекта;
• сокращение показателей невыходов на работу и опозданий;
• высокая лояльность команды, повышение уровня удовлетворения от труда.
Самоуправляемые команды – блестящий пример применения положений организационного поведения и методов участия в управлении. Их растущая популярность во многом объясняется тем, что в качестве формальных групп они пользуются поддержкой организации, позволяют охватить значительную долю работников компании и являются развивающими моделями организационного поведения.
ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА
В любой группе есть лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначается официально, извне, а лидер выдвигается «снизу». Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации руководящей должности называется формальным лидерством.Однако человек, занимающий высокую должность, не может автоматически стать лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа.
Неформальный лидер – это член коллектива, собирающий относительно большое число голосов при любой ситуации выбора. Функциинеформального лидера сводятся к двум основным:
• устанавливает доброжелательность, ответственность, взаимопонимание или, наоборот, способствует возникновению агрессивности и обособленности группы, стяжательству и пр.
• установив нормы, цели, обычаи и традиции группы, неформальный лидер мотивирует поведение каждого ее члена, заставляя его следовать эталонам группового поведения. Мотивацию лидер осуществляет, оценивая взглядом, жестом или словом действия члена группы; к этой оценке добровольно и не всегда осознанно присоединяется большинство членов группы.
Социальная психология разграничивает, но не противопоставляет понятия руководства и лидерства. Руководство – это процесс управления трудовой деятельностью коллектива, осуществляемый руководителем – посредником социального контроля и власти на основе административно-правовых полномочий и социальных норм. Лидерство – процесс внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью членов коллектива за счет индивидуальной инициативы участников.
Феномен лидерства возникает в проблемных ситуациях. Однако с точки зрения групповых целей лидерство может быть как позитивным, так и негативным.
Психологические качества лидера:
• уверенность в себе;
• острый и гибкий ум;
• компетентность как доскональное знание своего дела;
• сильная воля;
• умение понять особенности психологии людей;
• организаторские способности.
Порой лидером становится человек, не обладающий перечисленными качествами; с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Согласно ситуативной теории лидерствалидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального решения данной ситуации для данной группы.
ТИПЫ ЛИДЕРСТВА
Выделяют два полярных типа лидерства – инструментальный и эмоциональный.
Инструментальный(деловой) лидер – это член группы, который берет на себя инициативу в решении проблемной ситуации в соответствии с групповыми целями и обладает соответствующими знаниями, информацией, навыками и методами.
Эмоциональный лидер – это член группы, который берет на себя функцию регуляции группового настроения (экспрессивные функции) в проблемных ситуациях. Иногда позицию эмоционального лидера называют эпицентром эмоциональных контактов.
Основные функции,которые выполняет лидер:
• распределение ролей, обязанностей, заданий;
• контроль поведения каждого члена группы;
• планирование действий и средств, при помощи которых группа достигает своих целей;
• представление коллективных интересов, воли, желаний;
• функция арбитра;
• функция эталона;
• функция символа группы;
• функция носителя ответственности;
• функция «отца» (истинный лидер – это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувств преданности);
• функция носителя групповой вины.
Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. Воздействие основывается на принятии людьми требований лидера, который не использует явного или прямого проявления власти.
Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.