Конфликтные ситуации в современных организациях.
Содержание.
Введение. 3
1. Конфликтные ситуации в современных организациях. 4
1.1 Структура, распределение ролей и коммуникации в организациях. 4
1.2 Основные причины социальных конфликтов в организациях. 9
1.3 Типы конфликтов в организациях и их функциональные
и дисфункциональные последствия. 12
2. Управление конфликтами в современных организациях. 16
2.1 Стратегии поведения руководителя в ходе конфликта. 16
2.2 Характеристики этапов управления конфликтами в
организационных структурах. 22
2.3 Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов
в организациях. 26
Заключение. 36
Список литературы. 37
Введение.
Актуальность данной темы как теоретическая, так и практическая весьма велика. В настоящее время наблюдается определенный дефицит теоретических исследований в области социологии конфликта. При большом количестве публикаций, посвященных конкретно-прикладным аспектам конфликтологии, практически нет работ, в которых бы анализировались глубинные причины конфликтов и их влияние на жизни общества в целом и индивида и частности. Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Однако встает вопрос – смогут ли органы студенческого самоуправления справится с поставленной задачей? Сформированы ли они как целостная структура, способная на партнерство с администрацией вуза или нет? В настоящее время процесс формирования студенческих общественных организаций во многом зависит от конкретных личностей, создающих в вузах студенческое самоуправление «с нуля». Насколько оправданы конфликтные ситуации и всегда ли необходимы, я и пытаюсь рассмотреть в своей работе.
Конфликтные ситуации в современных организациях.
Управление конфликтами в современных организациях.
Заключение.
Цель данной работы заключалась в том, чтобы проанализировать типичные конфликтные ситуации и на основе рассмотренных теоретических положений современной социологии конфликта разработать некоторые рекомендации по их урегулированию и разрешению.
Современные организации отличаются от организаций, существовавших пятьдесят, сто лет тому назад. Изменения, происходящие в обществе, накладывают отпечаток на структуры, распределение ролей в организациях, коммуникативный процесс между членами организации и организационными подразделениями. Вертикальная или горизонтальная структура, скалярная или матричная схема подчинения, высокие или низкие ролевые требования к работникам, степень оснащенности современными средствами коммуникации – все это накладывает свой отпечаток на специфические особенности, факторы, причины и типы конфликтных ситуаций в современных организациях. Основными причинами возникновения конфликтных ситуаций в современных организациях являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представленных ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохая коммуникация, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация к выполнению работы. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Структура организации является определяющим моментом и для типологии возникающих конфликтных ситуаций. В вертикально-ориентированных организациях конфликты носят преимущественно вертикальный характер «начальник - подчиненный», в горизонтально-ориентированных организациях к этим конфликтам добавляются горизонтальные конфликты «работник - работник».
Последствия конфликтных ситуаций в современных организациях тоже не всегда однозначны. Конфликт может привести как к улучшению функционирования организации в целом (ее отделов в частности), так и к распаду организационной структуры, прекращению деятельности организации (в соответствии с ее целями и задачами). Рассматривать функциональные и дисфункциональные последствия конфликта можно только с точки зрения их баланса. Нельзя добиться однозначно положительного или однозначно отрицательного выхода из конфликта. Всегда в итоге будут присутствовать как конструктивный, так и деструктивный моменты конфликта для организации, подразделений, людей.
Таким образом, еще на начальном этапе различные организации разводятся по разным полям деятельности, разграничиваются их функции и снимаются точки острого соприкосновения и конфликтогенного напряжения.
Список литературы.
1. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход. – М., 1999.
2. Бородкин Ф. М., Коряк И. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.
3. Вебер М. «Избранные произведения», - М.: Просвещение, 1990.
4. Веренко И.С. Конфликтология, - М.: Swiss,1990.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 1996.
6. Войкунский А.А. Я говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении, -М.:Прогресс, 1990.
7. Гришина Н.В. Психология конфликта. – М., 1996.
8. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта//Социологические исследования, 1994, № 5, с. 144.
9. Дмитриев А А., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликта. - М., 1993.
10. Зайцев А.К. Социальный конфликт. – М., 2000.
11. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.: Аспект-пресс. 1995.
12. Конфликты в современной России./ Под ред. Е.И. Степанова. -М., 1999.
13. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. -М., 1992.
14. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель... - М.: Дело, 1993.
15. Чумиков А.Н. Управление конфликтом. – М., 1996.
Содержание.
Введение. 3
1. Конфликтные ситуации в современных организациях. 4
1.1 Структура, распределение ролей и коммуникации в организациях. 4
1.2 Основные причины социальных конфликтов в организациях. 9
1.3 Типы конфликтов в организациях и их функциональные
и дисфункциональные последствия. 12
2. Управление конфликтами в современных организациях. 16
2.1 Стратегии поведения руководителя в ходе конфликта. 16
2.2 Характеристики этапов управления конфликтами в
организационных структурах. 22
2.3 Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов
в организациях. 26
Заключение. 36
Список литературы. 37
Введение.
Актуальность данной темы как теоретическая, так и практическая весьма велика. В настоящее время наблюдается определенный дефицит теоретических исследований в области социологии конфликта. При большом количестве публикаций, посвященных конкретно-прикладным аспектам конфликтологии, практически нет работ, в которых бы анализировались глубинные причины конфликтов и их влияние на жизни общества в целом и индивида и частности. Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Однако встает вопрос – смогут ли органы студенческого самоуправления справится с поставленной задачей? Сформированы ли они как целостная структура, способная на партнерство с администрацией вуза или нет? В настоящее время процесс формирования студенческих общественных организаций во многом зависит от конкретных личностей, создающих в вузах студенческое самоуправление «с нуля». Насколько оправданы конфликтные ситуации и всегда ли необходимы, я и пытаюсь рассмотреть в своей работе.
Конфликтные ситуации в современных организациях.