Управление звеном истребителей в воздушном бою

ростом скоростей полета самолетов-истребителей все большее значение приобретают боевые действия мелкими группами. Вместе с тем возрастает ответственность командиров звеньев и пар за организацию боя и управление подчиненными экипажами в ходе его. В этом характерная особенность управления в современном бою, отличающая его от управления истребителями в период Великой Отечественной войны.

Пространство, в котором развертывается воздушный бой, резко увеличилось, и летчики звена не всегда могут поддерживать между собой визуальную связь. В этих условиях отсутствие хорошо организованного управления, как правило, приводит к разобщенным действиям, что немедленно сказывается на результатах боя.

В ходе боя у командиров звеньев и пар не будет времени давать подчиненным подробные указания о порядке его ведения. Они имеют возможность лишь, приняв решение, подать короткую команду, определяющую цель действий, направление и способ атаки. Умело действовать в бою по таким коротким командам смогут только летчики, понимающие замысел своего командира, имеющие хорошую тактическую подготовку и разбирающиеся в воздушной обстановке. В связи с этим возрастает роль инициативных и самостоятельных действий летчика.

Значительно увеличившееся пространство, в котором протекает современный воздушный бой, ограниченность вре-

мени на принятие решения и отдачу команд серьезно затрудняют управление в бою.

Большую помощь командиру звена в управлении оказывает разработанный еще на земле в ходе подготовки к боевому вылету план воздушного боя. Изучив воздушную обстановку, командир устанавливает силы противника, с которыми возможна встреча в воздухе, его боевые порядки, высоты действий и тактические приемы. На основании этого он определяет наиболее вероятные варианты обстановки, в которой придется вести бой. Таких вариантов очень много, но с летчиками изучаются лишь типичные. При этом учитывается опыт, приобретенный в предыдущих боях, тщательно анализируются их положительные и отрицательные стороны.

Например, противник действует мелкими группами (звеньями) бомбардировщиков под прикрытием истребителей в боевом порядке «клин самолетов» с высоты 6000—8000 м. Истребители прикрытия располагаются сзади на флангах парами и звеньями на дистанции 2—4 км с превышением 600—800 м. Исходя из этого, а также учитывая взаимное пространственное положение в момент встречи (обнаружения) командир определяет порядок сближения и занятия исходного положения, выполнения первой и повторной атак, обдумывает, как лучше обеспечить атаку от противодействия истребителей прикрытия и огня бомбардировщиков. По сути дела, он разыгрывает воздушный бой, учитывая при этом метеорологические условия. План воздушного боя в сложных и простых метеорологических условиях разрабатывается и изучается летным составом раздельно. Перед каждым полетом план уточняется.

Однако план, как бы подробно он ни был разработан и изучен летным составом, лишь помогает командиру звена в управлении подчиненными. Решающее же влияние на ход и исход воздушного боя, кроме огневого мастерства летчиков, будет оказывать умение командира организовать своевременное обнаружение противника, быстро и правильно оценить обстановку, вовремя принять решение и отдать соответствующую команду.

При оценке обстановки командир звена учитывает взаимное пространственное положение, типы самолетов противника, их количество, боевой порядок, высоту, удаление от прикрываемого объекта, метеорологические условия. На решение командира звена будет влиять каждый из этих элементов.

Необдуманные действия без учета сложившейся воздушной обстановки приводят, как правило, к неудачам. Так, в одном из полетов звено истребителей обнаружило группу самолетов, эшелонированных парами по высоте в пределах 1500—2000 м. Приняв их за своих истребителей, звено продолжало полет. Только на небольшой дальности командир опознал противника. Вместо того чтобы определить численный состав самолетов противника и занять тактически выгодное положение, он поспешно развернулся в сторону ближайшей пары и пытался атаковать ее на встречных курсах. Атака успеха не имела; противник, используя свое эшелонирование по высоте, получил тактическое преимущество.

Необходимость правильной оценки обстановки можно показать на примерах из практики учебно-боевой подготовки. В один из летных дней звено истребителей было поднято на перехват воздушной цели (звено летело в боевом порядке «пеленг самолетов»). Ведомая пара находилась справа на дистанции 200—300 м. По команде с земли ведущий начал разворачиваться с креном 40°. Развернувшись на 20—30°, истребители увидели слева впереди на дистанции 3,5—4 км группу бомбардировщиков «противника». После ее обнаружения ведущий продолжал разворачиваться с заданным креном. Только после разворота более чем на 90°, когда обнаружилось явное запаздывание, он резко увеличил крен и обороты двигателя. Но из-за опоздания с разворотом отставание от цели ликвидировать не удалось, и ведущий, прежде чем занять исходное положение для атаки, был вынужден на прямой догонять цель, на что потребовалось около 2 мин. Ведомая пара отстала на развороте от ведущей примерно на 1500 м. В результате атаковать «противника» на подходе к условному объекту прикрытия смогла только ведущая пара. Вторая пара атаковала бомбардировщиков уже над объектом. Своевременность перехвата не была обеспечена.

Боевая задача оказалась невыполненной потому, что командир не сумел оценить взаимное пространственное положение и принять правильное решение на маневр звена при занятии исходного положения для атаки. В данном случае ведущий, обнаружив «противника», должен был подать команду на разворот с максимальным креном.

Успех боя во многом зависит от умения командиров, находящихся в боевых порядках, принимать решение на

оснований всесторонней и достаточно полной оценки воздушной обстановки, какой бы сложной она ни была.

Опыт показывает, что для того чтобы быстро оценить обстановку, требуется навык в ведении осмотрительности и поиска, в наблюдении за положением противника и его действиями, а также за действиями своих летчиков. Чем раньше командир звена разгадает замысел противника, тем быстрее и правильнее он примет решение или уточнит принятое решение на маршруте полета на перехват и парирует его действия.

Немаловажное значение для правильной оценки обстановки имеют такие качества командира, как смелость, решительность, уверенность в победе.

Из оценки обстановки вытекает решение командира, направляющее действия летчиков по единому замыслу и плану. Решение — это волевой акт, показывающий уровень профессионального мастерства и летного искусства командира-летчика. В решении он определяет объект, способ и направление атаки, распределяет силы по целям и задачам.

Принимая решение, командир прежде всего стремится занять тактически выгодное положение, которое позволит истребителям внезапно и эффективно атаковать противника и сохранить инициативу в ходе боя. Чтобы обеспечить себе тактическое превосходство над врагом, истребители в ряде случаев совершают определенный маневр (набор высоты, выход в плохо просматриваемые противником секторы и т. д.). Естественно, на такой маневр требуется время. Но потеря времени будет оправдана, если вражеские самолеты не угрожают непосредственно прикрываемому объекту. Если же создается реальная угроза бомбардирования объектов, то истребители обязаны, несмотря ни на какое противодействие, немедленно атаковать противника.

Определение удаления самолетов противника от прикрываемого истребителями объекта — весьма сложная задача для командиров, находящихся в воздухе. В этом им помогают командные пункты, которые информируют истребителей о высоте и скорости полета самолетов противника, их количестве, типе, боевом порядке, направлении перемещения относительно наших истребителей.

Одна из особенностей современного воздушного боя, а следовательно, и управления состоит в том, что истребителям трудно осуществлять самостоятельный поиск и выход в исходное положение для атаки. Вместе с тем обеспечение выгодного положения истребителям при встрече с противни-

ком приобретает все большее значение. Достигается оно совместными усилиями расчетов наземных радиотехнических средств и летчиков в воздухе. Задача командира звена в это время заключается в том, чтобы обеспечить строгое выполнение летчиками указаний командного пункта для точного выхода на рубеж встречи с заданного направления. Знание всех этих данных и уверенность в точном выходе на противника с наиболее выгодного направления позволяют командиру, находящемуся в воздухе, заблаговременно принять решение на бой. Командир группы истребителей может построить такой боевой порядок, который обеспечивает атаку противника с ходу.

Весьма важно, чтобы решение командира как можно быстрее в виде короткой и ясной команды по радио или отдельным сигналом было доведено до исполнителей. Четко переданные команды позволяют летчикам уяснить боевую задачу, понять замысел командира звена, свое место и роль в воздушном бою. Причем задачу нужно поставить до того, как звено выйдет в исходное положение для атаки.

Передавая распоряжения, вначале целесообразно указывать способ атаки («одновременно», «последовательно»), а затем объекты. При последовательной атаке указывается количество одновременно атакующих самолетов и последовательность ее выполнения. Сообщив способ атаки, командир звена распределяет объекты огневого воздействия. Для этого он может использовать условные номера обозначения групп и самолетов боевого порядка противника.

В ходе атаки командир звена все внимание уделяет технике ее выполнения, в связи с чем ведомые летчики должны особенно внимательно следить за изменением воздушной обстановки. Попытка командира звена руководить в воздушном бою каждым действием ведомой пары была бы ошибкой. Это свяжет инициативу ведомых и немедленно скажется на результатах боя. Нужно, чтобы действия летчиков основывались на решении командира звена в начале боя и их собственной инициативе в процессе его. Однако это не означает, что командир звена после первой атаки не руководит своими летчиками. Он должен непрерывно оценивать обстановку и руководить боем, направляя действия летчиков на решение основной задачи.

Большое влияние на управление в воздушном бою оказывает личный пример.

В процессе боя в паре и звене, как правило, сохраняется непрерывная зрительная связь. Находясь в поле зрения ве-

домых летчиков, командир звена (пары) своими действиями увлекает их на выполнение того или иного маневра. По характеру этого маневра ведомые определяют намерения командира и действуют в бою, не нарушая единства пар и огневого взаимодействия.

Отличная групповая слетанность на всем диапазоне скоростей и на различных высотах, умение видеть воздушную обстановку и тактически грамотно ее оценивать — важнейшие условия, обеспечивающие успех. Слабая техника пилотирования и недостаточная слетанность ведомых часто приводят к отрыву их в ходе боя от ведущих. Только зная воздушную обстановку, следя за ее изменением, ведомые могут понимать командира и правильно действовать в бою.

Личный пример командира в воздушном бою не исключает использования радио и других средств управления. Выбор их в каждом конкретном случае зависит от сложившейся обстановки.

При выполнении маневра ведущий в любой момент боя должен знать, что делает ведомый, в каком положении он находится, и учитывать его возможности.

Успех управления звеном в воздушном бою определяется умением командира обеспечить каждому летчику выгодное положение и тактическое превосходство над противником. Твердое и бесперебойное управление звеном в современном воздушном бою немыслимо без высоких морально-боевых качеств и хорошей теоретической подготовленности командиров.

«Вестник воздушного флота» № 5, 1957 г.

Наши рекомендации