Воздушный бой звена истребителей на малой высоте
Боевые действия истребителей против бомбардировщиков, летящих на малой высоте, осложняются малой дальностью обнаружения низко летящих воздушных целей и трудностью проводки их радиолокационными станциями, ограниченностью вертикального маневра истребителей, уменьшенными дальностями полета и радиосвязи между командным пунктом (KП) и истребителями.
Как известно, из-за помех от местных предметов дальность обнаружения воздушных целей радиолокационными станциями уменьшается. Например, дальность обнаружения цели, летящей на высоте 100 м, почти в два раза меньше, чем летящей на высоте 500 м. Это существенно затрудняет своевременное обнаружение воздушных целей радиолокационными станциями и наведение на них истребителей. Кроме того, при полете на малых высотах значительно сокращается дальность двусторонней радиосвязи с самолетами. Так, средняя дальность связи с самолетами, летящими на высоте 100 м, почти в три раза меньше, чем с самолетами, находящимися на высоте 1000 м. Это не может не сказываться на организации воздушного боя истребителей и на управлении ими с земли.
На организацию воздушного боя на малой высоте влияет также уменьшение дальности полета истребителей. Дальность полета на высотах менее 1000 м по сравнению с дальностью полета на высоте 10 000 м уменьшается в среднем в два с половиной — три раза.
Решающее же влияние на характер воздушного боя истребителей на малых высотах оказывает ограниченность
маневра. В этих условиях ограничен вертикальный маневр, связанный как с потерей, так и с набором высоты, ибо при выполнении его, особенно на максимальных скоростях полета, можно легко потерять цель, маскирующуюся фоном и складками местности. По этой же причине ограничен и горизонтальный маневр. Все это сковывает действия истребителей в воздушном бою на малых высотах и требует от летчиков большого искусства.
Поиск на малой высоте также несколько усложнен. Дело в том, что просматриваемый истребителями сектор пространства значительно сокращается. Ограничивается и время непрерывного наблюдения, ибо летчику приходится чаще контролировать показания пилотажных приборов, следить за положением своего самолета относительно земной поверхности и одновременно вести ориентировку. Кроме того, из-за больших угловых скоростей цель в поле зрения летчика находится очень непродолжительное время.
При поиске цели на малой высоте важно учитывать, что противник может использовать для маскировки своих самолетов складки и фон местности. Поэтому надо особенно тщательно просматривать направления на солнце, лесные массивы, теневые стороны складок рельефа и затянутые дымкой части горизонта. При дымке целесообразно держаться выше нее, так как вертикальная видимость в дымке, как правило, лучше горизонтальной.
Боевой порядок звена во время поиска на малой высоте расчленяется по фронту таким образом, чтобы летчики видели друг друга. Следовательно, интервал между ними будет зависеть от видимости и высоты полета.
Когда нет низкой сплошной облачности, пары эшелонируются по высоте, идя в разомкнутом боевом порядке «фронт самолетов». Одна пара ведет поиск на предполагаемой высоте полета противника или несколько ниже, а пара командира звена — с превышением над ней на 800—1000 м.
Летчики наблюдают за воздухом в намеченных секторах, периодически отворачивая самолеты на 10—15°; особое внимание они уделяют той стороне, откуда ожидается противник.
Успех поиска на малой высоте в значительной степени зависит от умения использовать условия местности. Об этом говорит следующий пример из опыта Великой Отечественной войны. Пара наших истребителей получила приказ найти и уничтожить вражеского разведчика на малой высоте (вероятное направление его полета было известно).
Учтя опыт предыдущих вылетов, советские летчики в полосе полета разведчика выбрали район обнаружения над обширным полем, где не было ни леса, ни местных предметов, которые противник смог бы использовать для маскировки. Поэтому, когда вражеский самолет попал в этот район, он отчетливо выделялся на светлом фоне местности, был обнаружен и уничтожен нашими истребителями.
Для уничтожения бомбардировщиков на малой высоте звено истребителей может применять различные способы действий. Одним из основных способов, по нашему мнению, будет перехват самолетов противника из положения «барражирование».
В простых метеорологических условиях звено истребителей в зоне барражирования лучше эшелонировать по высоте. Одна пара в разомкнутом боевом порядке «фронт самолетов» выполняет полет по «коробочке» или восьмерке перпендикулярно к вероятному направлению полета цели на одной с ней высоте или ниже на 100—150 м. Вторая пара летит с превышением относительно первой на 800—1000 м, сохраняя визуальную видимость. В верхнем эшелоне находится командир звена, так как это дает ему возможность лучше осуществлять управление и надежную связь с КП. При высоте нижней границы облачности 800—1000 м пара командира звена летит на 80—100 м ниже облаков, а вторая пара — на предполагаемой высоте полета цели.
Звено истребителей осуществляет перехват самолетов противника на наиболее вероятных направлениях его полета, ведя самостоятельный поиск. Целесообразно при этом на каждое направление высылать по паре истребителей. Самолеты выгодно эшелонировать по высоте так, чтобы один из них находился ниже предполагаемого полета цели на 100—200 м, а другой — выше на 400—500 м. Каждый из них летит на взаимно-противоположных курсах, информируя другого об обстановке. Как только один из летчиков обнаружит цель, он сообщает об этом другому, который следует в район ее обнаружения для совместных действий.
Если нет достаточных данных о самолетах противника, то звену ставится задача вести прочесывание в определенной полосе. Наиболее выгоден при этом боевой порядок «фронт самолетов» на интервалах зрительной видимости. В зависимости от ширины полосы прочесывания и условий видимости самолеты могут лететь как прямолинейно, так и с периодическими отворотами, выдерживая общее направление полета,
На малых высотах истребители имеют возможность обнаружить самолеты противника только на небольших дальностях. Атаковать их они могут или на встречных курсах или на догоне.
Наиболее выгодна, конечно, атака на встречных курсах, но она трудновыполнима на малых высотах и требует от летчиков высокого мастерства. Если же истребители, обнаружив противника, будут разворачиваться на 180° для захода в атаку с задней полусферы, то за это время цель пройдет такое расстояние, что ее можно потерять из виду. Поэтому в предвидении встречи с целью боевой порядок звена целесообразно растягивать по глубине. Тогда передний летчик, обнаружив цель, сообщает об этом сзади идущим, а сам или атакует ее на встречных курсах, или разворачивается на 180°. Летчики после получения сообщения об обнаружении цели разворачиваются на 180°, одновременно отыскивая цель. После разворота одни имеют возможность атаковать ее на догоне, другие — сразу после разворота. При атаках низко летящих целей наряду с ограниченностью вертикального и горизонтального маневров недопустимы атаки с большими начальными ракурсами. Эффективнее будут атаки без сложных маневров и под малыми ракурсами с углами пикирования не более 15—20°. Если условия благоприятны, то атаки с кабрирования возможны и под большими углами.
Одновременные атаки с одного направления звеном на малой высоте, как правило, неприменимы. В зависимости от обстановки наиболее эффективными будут последовательные или поочередные атаки одиночных истребителей с одного направления. В отдельных случаях допустимы также одновременные атаки парой. Применяется этот способ при атаке одиночного самолета или небольшой группы, летящей со значительной скоростью и маневрирующей по направлению. Необходимо учитывать, что пара истребителей на малой высоте может атаковать одиночный бомбардировщик одновременно только с разных направлений. Если же атаковать его с одного направления, то ведомому придется прекращать огонь раньше, чтобы не поразить своего ведущего, следующего по кривой прицеливания. При увеличении дистанции в паре эта атака будет переходить в последовательную.
В ясную погоду, когда цель после обнаружения будет прижиматься к земле, выгоднее всего атаковать одиночный бомбардировщик последовательно самолетами, а звено —
парами на одной высоте при ракурсах, близких к 1/4. Скорость сближения с целью при этом устанавливается 30—40 км/час с уменьшением ее на кривой прицеливания до 10—20 км/час. Не исключается возможность атаки и сзади сверху, но тогда истребитель должен иметь незначительное превышение, чтобы при выходе из атаки не получилось большой просадки.
Успех атаки в этом случае решают стремительное преследование противника и правильный маневр истребителя. Так, однажды, в период войны в Корее летчики корейской Народной армии, находясь в воздухе, получили приказ атаковать вражеские самолеты, пытавшиеся нанести бомбардировочный удар по железнодорожному узлу с высоты 2000 м. При приближении истребителей часть самолетов противника встала в оборонительный круг, остальные пытались со снижением, маскируясь сопками, уйти на свою территорию. Пара истребителей корейской Народной армии решила атаковать один из вражеских самолетов. Сделав левый разворот со снижением, она вышла в его заднюю полусферу и стала преследовать его, взяв принижение около 50 м. Заметив приближающихся истребителей, вражеский летчик начал энергичный левый разворот. В это время ведущий истребитель открыл по нему огонь. Длинной очередью бомбардировщик был зажжен. Ведомый летчик во время атаки находился на дистанции 300 м от ведущего с интервалом 20—25 м, имея превышение 40—50 м.
Например, при облачности на высоте 700—800 м и более самолет противника после обнаружения истребителями будет стараться уйти в облака, поэтому сближаться с ним следует стремительно, эшелонируя пару (звено) по высоте. Один самолет (пара) летит ниже цели или на одной с ней высоте, другой — ниже облачности на 50—100 м. Первыми атакуют нижние самолеты. И если цель не сбита и уходит в облака, истребители, находящиеся под нижней кромкой облачности, атакуют цель, не давая ей возможности скрыться.
Атака на одной высоте строго в хвост, т. е. при ракурсе, близком к 0/4, или строго снизу нежелательна. В этом случае создается опасность попадания истребителя в спутную струю бомбардировщика, что может привести к кратковременной потере управляемости. На малой высоте это весьма опасно.
Во время боя на малой высоте для достижения внезапности атаки можно использовать фон местности. Маски-
руясь, истребители внезапно подходят к самолетам противника и атакуют их. Опыт Великой Отечественной войны показывает, что, умело используя местность, истребители добивались победы над противником. В 1942 г., выполняя боевое задание, А. А. Губанов, ныне Герой Советского Союза, на небольшой высоте обнаружил два вражеских самолета. Пропустив их вперед, он полупереворотом потерял высоту. Затем, прижимаясь к земле, Губанов догнал и снизу атаковал задний самолет противника. Вражеские летчики не заметили этого, что дало Губанову возможность подойти к цели внезапно и меткой очередью с небольшой дальности зажечь ее. Второй вражеский летчик не заметил маневра Губанова. Тогда он снова перешел на бреющий полет. Маскируясь фоном местности, так же внезапно подошел к противнику и длинной очередью сбил его. Таким образом, умелое использование местности на малой высоте позволило советскому летчику за короткий промежуток времени сбить два вражеских самолета.
В воздушных боях на малых высотах особенно важно добиться высокой эффективности первой атаки. Дело в том, что для повторного захода на цель истребителям придется совершать определенный маневр в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В ходе его выполнения истребитель может настолько отойти от цели, что потеряет ее из поля зрения, а противник, маскируясь фоном и складками местности, сумеет уйти от преследования. Потребуется повторный поиск или наведение, на что будет затрачено время. Поиск же цели и наведение в связи с ограниченной дальностью действия радиолокаторов на малой высоте затруднены. Вот почему особенно важно сбить самолет с первой атаки.
Перейти в атаку истребитель может, находясь на одной высоте с целью, выше или ниже ее. Во всех случаях, безусловно, следует добиваться внезапности атаки. Конечно, при атаке сверху, особенно в ясную погоду, внезапности добиться труднее. В облачную же погоду целесообразно использовать облака для скрытного сближения с целью.
При атаке сверху маневр истребителей рассчитывается с большой точностью. Имея значительное превышение, они должны снизиться до такой высоты, чтобы можно было начать атаку. Причем сделать это необходимо до начала атаки, так как с большими углами пикирования атаковать цель, следующую на малой высоте, небезопасно. Кроме того, маневр рассчитывается так, чтобы после потери высоты
выйти в исходное положение для атаки. Если же этого не сделать, то в процессе маневра для выхода в исходное положение можно потерять цель. Важно также своевременно установить необходимую скорость.
Невыполнение этих условий приводит к срыву атаки. Например, в 1951 г. во время боевых действий в Корее группа истребителей корейской Народной армии при полете на высоте 2500 м получила команду атаковать бомбардировщики противника, сбрасывавшие напалмовые бомбы. Несмотря на то что истребители шли с превышением над самолетами противника, заметить их было трудно, так как они были окрашены под цвет местности.
Обнаружить их удалось только по разрывам бомб. При потере высоты истребители развили большую скорость, а в ходе маневра для занятия исходного положения отошли от самолетов противника. Последние, увидев истребителей, прижавшись к сопкам, ушли из-под атаки. И только при повторном наведении истребителям удалось перехватить противника.
Имеет свои особенности и маневр выхода из атаки на малой высоте. Прежде всего он должен обеспечивать выход истребителя в исходное положение для повторной атаки без потери визуального наблюдения за целью. Если нет низкой облачности, выходить из атаки целесообразно вверх и в сторону. При сплошной низкой облачности выходить из атаки можно только в сторону, не изменяя высоты.
Если выполняются последовательные атаки одиночными самолетами или парами, то воздушный бой организуется так, чтобы самолеты при построении маневра для повторной атаки определяли местонахождение цели по атакующим или заходящим в атаку истребителям звена. Это требует от командира звена умелого управления воздушным боем, особенно в условиях, когда радиосвязь с КП ограничена.
Таким образом, чтобы достичь успеха в воздушном бою на малых высотах, истребителям надо творчески учитывать его особенности, проявлять инициативу и находчивость, уметь быстро оценивать обстановку и в соответствии с ней принимать целесообразные решения.
«Вестник воздушного флота» № 6, 1956 г.