Определение возвышение наружного рельса из условия обеспечения равномерного износа обеих рельсовых нитей.
Внутренняя и наружная рельсовые нити будут изнашиваться одинаково при условии идентичного суммарного воздействия на них вертикальных и горизонтальных сил.
При движении экипажа по кривой (рис 1.3) на него действует центробежная сила I, направленная по радиусу от центра кривой.
Величина этой силы:
(1.3) или
uде m – масса экипажа;
V – скорость его движения;
G – вес экипажа;
g – ускорение силы тяжести;
R – радиус кривой.
При устройстве возвышения происходит наклон экипажа, вследствие чего появляется горизонтальная составляющая силы собственного веса, направленная внутрь кривой:
(1.4)
Возвышение наружного рельса должно быть таким, чтобы центробежная сила (или, что практически то же, I) и центростремительная Gx взаимно уравновесились, тогда равнодействующая будет направлена по оси пути и обе рельсовые нити будут нагружены одинаково.
Фактически же по одной и той же кривой идут поезда с разными скоростями, поэтому величину возвышения следует устанавливать из условия:
(1.5) или
Рис.1.3 Схема положения экипажа и действующих на него сил при движении по кривой.
Отсюда величина возвышения h, мм по первому условию определяется формулой:
(1.6)
где R – радиус кривой, м;
– квадратичная средневзвешенная по тоннажу скорость движения поездов.
(1.7)
Где Ni – количество поездов в сутки той или иной категории (скорых, пассажирских, грузовых и др.);
Gi – вес поезда соответствующей категории, т;
Vi – скорость движения соответствующих поездов, км/ч;
K – коэффициент учета смещения центра тяжести экипажа относительно середины колеи. Коэффициент K принимается равным 1,2 при максимальных скоростях 161 – 200 км/ч, 1,1 – при скоростях 120 – 160 км/ч. При скоростях менее 120 км/ч – К=1.
мм
Определение возвышения наружного рельса в кривых при условии комфортабельности езды.
Величина возвышения, найденная по выражению (1.6), будет недостаточна для скорых пассажирских поездов, имеющих скорость:
По условию комфортабельности езды требуется, чтобы ускорение, действующее на пассажира, не превышало допустимого значения.
Величина возвышения по этому условию определяется по формуле:
(1.8)
где Vmax – максимальная скорость движения поездов, км/ч;
αдоп – допустимая величина непогашенного центробежного ускорения = 0,7 м/с2.
Из двух значений h, найденных по приведенным условиям, принимается большее. Принятое значение h округляется до величины, кратной 5 мм. Однако, согласно ПТЭ, она не должна превышать наибольшей допустимой величины, равной 150 мм.
Принимаем h = 60 мм.
Если по расчету получается больше, то окончательно принимается h=150мм. Однако скорость движения пассажирских поездов по кривой заданного радиуса должна быть ограничена величиной, определяемой по формуле:
(1.9)
Для реализации первоначально заданной скорости необходимо выполнить переустройство круговой кривой. Величина радиуса определяется из выражения:
(1.10)