Расчет возвышения наружного рельса

Перемещение экипажа в кривой складывается из двух движений: поступательного и вращательного вокруг точки, расположенной на продольной оси экипажа, называемой центромповорота.

Непрерывное вращение экипажа относительно центра поворота происходит под действием сил, возникающих в точках соприкосновения гребней колес направляющих осей с боковой гранью головки рельсов. Это направляющие силы.

Так как любой железнодорожный экипаж имеет больше одной оси, а в пределах жесткой базы все они параллельны между собой и поворачиваться относительно продольной оси этой базы не могут, то движение, связанное с поворотом экипажа, возможно лишь при скольжении колес по рельсам, что вызывает их повышенный износ.

При непрерывном повороте экипажа кривой возникает поперечное ускорение:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Центробежная силаJ,равная произведению массы экипажа т на величину ускорения а и направленная в сторону от центра кривой (рисунок 1.3), определяется по формуле:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Рисунок 1.3 - Расчетная схема для определения возвышения наружного рельса в кривых Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Эта сила прижимает экипаж к наружной нити, затрудняет его поворот и тем самым увеличивает направляющую силу и, как следствие, боковой износ наружного рельса.

Центробежная сила как инерционная сила вызывает не только смещение в сторону наружной рельсовой нити, но и крен кузова на рессорах. Вследствие этого смещается центр тяжести подрессорного и надрессорного строений. Поэтому может возникать перегрузка наружной рельсовой нити как от непосредственного действия центробежной силы, создающей опрокидывающий момент, так и за счет веса экипажа, линия действия которого отклоняется от оси колеи.

При торможении возникают продольные силы, поперечные составляющие которых также увеличивают направляющие силы.

Для уменьшения центробежной силы и указанных выше неблагоприятных последствий, которые она вызывает, в кривых участках пути устраиваютвозвышение наружного рельса.

При возвышении наружного рельса центробежная сила уменьшается на величину горизонтальной составляющей веса экипажа, определяемой по формуле:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Разность между силами J и T составит:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

А выражение в скобках носит название непогашенного поперечного ускорения:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Минимум поперечного воздействия на путь в кривой от многих эки­пажей будет при:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

К этому условию, назовем его первым, приводится выполнение требования о равенстве суммы вертикальных давлений колес на наружную и внутреннюю рельсовые нити, если не учитывать сдвиги центра тяжести экипажей относительно оси колеи за счет определенной установки его при вписывании. Суммировать воздействие следует за год, пользуясь графиками движения поездов, с учетом ближайшей перспективы.

Требование (1.8) выполняется при ан = 0, что позволяет опреде­лять возвышение наружного рельса по формуле:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

В настоящее время имеет, как правило, место существенный разрыв в скоростях движения грузовых и пассажирских поездов. Поэтому приходится разрешать непогашенное центробежное ускорение ан = 0,7 м/с2. Это приводит ко второму условию:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

что позволяет получить вторую формулу для определения возвышения наружного рельса при анп = 0,7 м/с2:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Для грузовых поездов непогашенное ускорение иногда ограничивают величиной а = ±0,3 м/с2. В случае а = 0,3 м/с2 величина возвышения наружного рельса определяется по формуле:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

В зависимости от конкретных условий работы пути в кривой (интенсивности износа рельсов по одной и другой нитям), полученная расчетом величина возвышения, при необходимости может корректироваться в пределах нормативов непогашенных ускорений.

Независимо от радиуса кривой возвышение наружного рельса с уче­том допусков не должно превышать 150 мм.

В кривых, расположенных на участках рекуперативного торможения, рекомендуется для компенсации действия продольных сжимающих сил увеличивать полученное расчетом возвышение на величину до 20 %, а на кривых, расположенных на руководящих подъемах и близких к ним, для компенсации продольных растягивающих сил уменьшать полученное расчетом возвышение на величину до 15 %. При этом должны соблюдаться нормативы по предельным непогашенным ускорениям.

В целях сокращения расходов на содержание пути при проведении ремонтных работ величину возвышения наружного рельса в кривых рекомендуется устанавливать исходя из непогашенного ускорения анп = ±0,3 м/с2 для грузовых поездов.

Согласно ПТЭ [1] на отечественных железных дорогах максимальное возвышение принято ограничивать величинойh=150 мм. Еслипо расчету окажется, чтоh>hmax =150 мм, следует на вновь строящих­ся линиях увеличить радиус кривой, а на эксплуатируемых линиях ограничивают скорость движения пассажирских поездов из условия анп = 0,7 м/с2 приh= 150 мм по формуле:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Расчет переходных кривых

Прямые и круговые кривые во избежание внезапного появления центробежной силы должны сопрягаться плавно с помощью переходных кривых. Основное назначение переходных кривых заключается в обеспечении плавного изменения центробежных, сил при входе экипажей в круговую кривую и выходе из нее. На их протяжении осуществляют плавные отводы возвышения наружной рельсовой нити и уширения колеи в круговой кривой. Схема переходной кривой в увязке с отводом возвышения наружной рельсовой нити и изменением центробежной силы представлена на рисунке 1.4

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Рисунок 1.4 - Схема переходной кривой

В качестве переходных кривых чаще всего используют радиоидальные спирали и реже—кубические параболы. У этих кривых кривизна Кх изменяется плавно, увеличиваясь пропорционально их длинеlx:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Столь же плавно изменяется центробежное ускорение, а следователь­но, и центробежные силы, благодаря чему снижается их отрицательное воздействие на пассажиров, путь и подвижной состав (рисунок 1.4, в).

Учитывая, что для конца переходной кривой Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru и px =R,параметр переходной кривой определяется как:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Длину переходной кривой определяют по формуле:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Во всех случаях длина переходной кривой не должна быть менее 20 м. Полученные по расчету значения длины переходной кривой округляют до значения, кратного 20 м, в большую сторону.

Разбивка переходной кривой

Элементы переходных кривых, необходимые для их разбивки на местности, находят в зависимости от способа разбивки. Различают следующие способы разбивки переходных кривых: способ сдвижки круговой кривой внутрь; способ введения дополнительных круговых кривых меньшего радиуса, чем радиус основной кривой; способ (Н.В. Харламова) смещения центра и изменения радиуса.

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru Рассмотрим случай разбивки переходных кривых способом сдвижки. Этот способ заключается в следующем. Для разбивки кривых по координатам необходимо знать (рисунок 1.5) сдвижку р круговой кривой и расстояниеm0от начала переходной кривой НПК до точки тангенсаT0. Но для этого, прежде всего, находят m— расстояние от начала переход­ной кривой до нового положения T, затем определяют сдвижкур, угол Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru и все координаты кривой.

Рисунок 1.5 - Схема разбивки переходных кривых методом сдвижки круговой кривой внутрь

Из рисунка 1.5 видно, что

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Тогда

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Здесь x0 и y0— координаты конца переходной кривой; угол ка­сательной к кривой в той же точке с положительным направлением оси абсцисс равен Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru . В случае радиоидальной спирали

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Для конца переходной кривой

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Возможность устройства переходных кривых длиной l0 при угле поворота линии Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru определяется тем, чтобы длина круговой кривой была не меньше некоторого минимума Lmin:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

При этом Lminопределяется условием размещения в ее пределах полной колесной базы экипажа. Можно принять Lmin=0, если алгебраическая разность уклонов отводов возвышения наружного рельса примыкающих одна к другой переходных кривых не будет превышать макси­мально допустимого (но не использованного) уклона отвода возвыше­ния наружного рельса для каждой переходной кривой.

Проверяют возможность разбивки переходной кривой указанным способом по следующим условиям:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru . Определяют длину круговой кривой lкк:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

3. Сравниваютlккс минимально возможной длиной круговой кривой Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru , определяемой длиной полной базы расчетного экипажа, которая принимается не менее 30 м. Если это условие не выполняется, то следует изменить радиус кривой.

Для разбивки переходной кривой необходимо определить ее вид.

Кубическую параболу применяют при условии:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Координаты такой кривой определяют по формуле:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Если условие (1.24) не выполняется, разбивка переходной кривой производится по радиоидальной спирали и координаты переходной кри­вой определяются по уравнениям:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Затем определяют основные размеры для разбивки переходной кривой. Расстояние т от начала переходной кривой до нового положения тангенсного столбика:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Расстояние m0 от начала переходной кривой до первоначального положения тангенсного столбика:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Полная длина новой кривой (с переходными кривыми):

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Суммированный тангенс новой кривой:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Суммарная биссектриса:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Домер:

Расчет возвышения наружного рельса - student2.ru

Разбивку переходных и круговых кривых на местности производят геодезическими способами.

Наши рекомендации