Характеристика уровней управления
В силу многоаспектности, сложности и больших объемов работы в сфере управления необходимо разделение труда. Формы разделения труда имеют горизонтальный и вертикальный характер.
Горизонтальный характер разделения труда обусловлен тем, что внутри организации необходимо иметь руководителя, возглавляющего каждое отдельное подразделение, например по функциональному принципу:
• заместителя по маркетингу;
• заместителя по финансам;
• заместителя по науке;
• заместителя по персоналу.
Работа всех руководителей должна быть скоординирована.
Вертикальный характер разделения труда приводит к формированию уровней управления по вертикали.
Рис. 1 Пирамида Парсона |
Низовое звено
Представители:
• мастера;
• старшие мастера;
• руководители малых групп;
• младшие начальники.
Задачи:
• распределение заданий, контроль за ходом их выполнения;
• несут ответственность за рациональное использование ресурсов.
Характер работы:
• частая смена заданий (оперативная работа);
• короткий период выполнения текущих решений, которые принимает мастер;
• больше контактируют с исполнителями, чем с начальством. Специфические требования:
• умение ослаблять напряженность от решений высшего руководства;
• умение предотвращать конфликты;
• обоснованное, рациональное распределение заданий и закрепление ответственности за работниками;
• способность мотивировать труд.
Среднее звено
Представители:
• начальники цехов;
• начальники лабораторий;
• начальники отделов;
• функциональные руководители.
Задачи:
• координирование работы младших начальников (менеджеров);
• подготовка необходимой информации для руководства высшего звена;
• представление решений высшего звена управления в удобной, понятной форме младшим начальникам (в виде конкретных заданий);
• анализ производственно-экономических показателей;
• оказание содействия своими решениями продвижению новых разработок, идей.
Специфические требования:
• владение различными методиками анализа с использованием компьютерных средств;
• знание научных методов управления и принятия решений;
• владение методами в области психологии управления;
• умение мотивировать труд.
Основной характеристикой среднего уровня менеджмента является то, что он является информационно-аналитическим центром. С одной стороны, представители этого уровня анализируют то, что происходит на низовом уровне, с другой — дают информацию, которая может быть использована при стратегическом планировании, высшему руководству.
Высшее звено
Представители:
• президент;
• вице-президент;
• директор и его заместители.
Задачи:
текущее и стратегическое планирование и управление.
Специфические требования:
• гибкость в принятии решений;
• учет макросреды;
• способность предвидения (основанная на профессиональном опыте, интуиции);
• способность к новаторству;
• адаптация к переменам.
Структура затрат времени высших руководителей:
• 59% времени занимают заседания и встречи;
• 22% — работа с документами и корреспонденцией;
• 6% — телефонные разговоры;
• 3% - поездки, осмотры;
• 10% - незапланированные встречи.
Организационные структуры управления и их характеристика
Анализ и характеристика факторов организационной структуры управления
3.2. Основные требования, предъявляемые к ОСУ
Нормы управляемости
Методы ОСУ
Сущность и содержание структуры управления (СУ) предприятием проявляются в ее функциях, а форма - в организационных структурах.
Под организационной структурой управления предприятием понимается состав и формы взаимосвязей единиц и звеньев, выполняющих функции управления предприятием. Другими словами, это - состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей. В СУ различают уровни и звенья управления.
Звено - это организационно обособленный, самостоятельный структурный орган или группа людей, объединенных общим видом деятельности (выполняемых функций), — например, бухгалтерия, кадровая служба и т. д.
Количество звеньев на каждом уровне определяется исходя из оптимальных требований специализации.
Уровни управления— совокупность звеньев, находящихся на одном горизонтальном уровне, — показывают последовательность подчинения органов управления. Количество уровней определяется исходя из оптимального соотношения централизации и децентрализации управления, а количество звеньев на каждом уровне — оптимальными требованиями специализации.
Проектирование ОСУ связано с определением следующих составляющих:
• состав и содержание функций управления;
• степень централизации и децентрализации функций, а также число уровней управления;
• число линейных и функциональных звеньев каждого уровня;
• функции каждого звена всех уровней;
• подчиненность между звеньями.
ОСУ должна обеспечивать устойчивый порядок и зависит от целей организации, а также от ее взаимоотношений с внешней средой. Цели предприятия определяют выбор организационной структуры (ОС).
3.1. Анализ и характеристика факторов организационной структуры управления
На выбор и построение ОС оказывает влияние ряд факторов, различных по своей природе и виду воздействия на структуру.
Основными факторами являются функции управления, их состав, содержание и объем. Развитие функций управления объясняет и обуславливает развитие структуры управления.
На СУ также влияют:
• масштабы производства (единичное, серийное, крупносерийное, массовое);
• сложность производства;
• характер выпускаемой продукции;
• применяемые технологии;
• характер научно-технического прогресса и методы его осуществления (темпы обновления продукции и технологий, интеграция науки и производства);
• степень концентрации, специализации и кооперирования производства;
• размеры и территориальное размещение производства.
Наряду с факторами, влияющими на структуру непосредственно, существуют опосредованные факторы, которые оказываются под влиянием ОСУ. Это:
• кадры;
• техника;
• технология управления;
• организация труда.
Рациональность построения ОС определяется оптимальным сочетанием, содержанием и количеством внутренних и внешних связей объекта управления. Целесообразно, чтобы внутренние связи объекта преобладали над внешними, иначе последние отрицательно повлияют на стабильность объекта.
Таким образом, при формировании СУ приходится учитывать много факторов одновременно:
• функции;
• объем работ;
• норму управляемости;
• воздействие личности работника;
• применяемые средства техники управления.
•
Рис. 2 Влияние основных факторов ОСУ |
3.2 . Основные требования, предъявляемые к ОСУ
1. Направленность на достижение цели.
Так как цели являются главной характеристикой любой организации, каждая ОСУ должна способствовать их достижению, что обеспечивается с помощью установления правил и необходимой полноты ответственности каждого управляющего звена. Кроме того, необходимо учитывать рациональное разделение и кооперацию труда между звеньями и уровнями управления.
2. Перспективность.
ОСУ не должна решать вопросы только оперативного характера, но следует ориентироваться на определенную стратегию развития предприятия. С этой целью в ОСУ необходимо предусматривать блок перспективного стратегического управления, отделив его от текущего и оперативного управления.
3. Способность к развитию.
Необходимость развития ОСУ объясняется тенденцией постоянного совершенствования производства, изменением внешних условий и другими причинами. В этих условиях ОСУ должна быть достаточно эластичной, способной к восприятию корректирующих воздействий. На практике это может быть достигнуто с помощью, например, создания временных целевых групп (подразделений) или служб развития.
4. Согласование интересов.
В ОСУ должен присутствовать механизм, позволяющий примирить противоречия, установить различные компромиссы. Этого можно достичь путем введения в структуру социологической, юридической службы и развитых подразделений кадровых служб, организации советов трудового коллектива.
5. Индивидуализация.
Каждое предприятие имеет особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, оборудованием, формальными и неформальными управленческими связями и многим другим. Поэтому разработка и осуществление мер, связанных с созданием организационных структур, должны учитывать эти особенности, например творческий потенциал.
6. Экономичность.
ОСУ должна способствовать наиболее рациональному осуществлению процессов управления, повышению производительности труда и труда управляющих кадров. Кроме того, экономичности можно достигать с помощью различных мероприятий, в том числе создания подразделений, в функции которых входило бы проведение анализа действующей организационной структуры.
3.3. Нормы управляемости
При формировании и развитии ОСУ необходимо учитывать такую составляющую, как норма управляемости, — это допустимое число исполнителей, подчиненных одному руководителю.
Излишнее увеличение количества подчиненных ведет к росту управленческих обязанностей руководителя, что ослабляет контроль за работой подчиненных, затрудняет обнаружение просчетов и т. д. Чрезмерное сужение нормы управления является причиной увеличения количества управленческих уровней, сверхцентрализации власти, повышения административных расходов и т. д.
Для определения нормы управляемости используют в основном два подхода:
Опытно-статистический.
Основан на методе аналогий. Осуществляется путем сравнения штатной численности персонала анализируемой структуры со штатной численностью аналогичной структуры, осуществляющей соизмеримый объем работ, но имеющей общий штат.
Данный метод достаточно прост, не требует особых затрат труда. Получил широкое распространение. Этим методом формируются типовые штаты по аналогии с передовыми структурами.
Расчетно-аналитический.
Основан на анализе факторов. Базируется на основе таких факторов, как:
1. характер работ:
• творческий труд (выработка и принятие новых решений);
• административно-организационный труд, который состоит из распорядительных, координационных и контрольно- оценочных операций;
• исполнительский труд, заключающийся в выполнении работ, предусмотренных различными служебными инструкциями.
Несмотря на то что такой труд трудно нормировать, определять его в нормо-часах, делать это необходимо. Это осуществляется через установление нормы управляемости; здесь важна психоаналитическая оценка возможностей взаимодействия руководителя с подчиненными;
2. затраты рабочего времени;
3. объем информации. Оценка норм управляемости измерением количества информации осуществляется на базе метода статистических испытаний, или метода Монте-Карло. Такой способ применим только для определения нормативной численности персонала, связан с переработкой информации. Точность этого способа зависит от числа произведенных проб;
4. количество взаимосвязей. Французский математик и консультант по управлению Грейкунас в 1933 г. утверждал, что фактором, определяющим норму управляемости, является количество контролируемых взаимоотношений, взаимосвязей в организации. Он отмечал, что существует три вида связей:
1) взаимоотношения руководителя с отдельными работниками,
2) общие взаимоотношения,
3) взаимоотношения между подчиненными.
Для определения общего количества связей используют следующее уравнение:
C=N(zN /2+N- l),
где
С — количество связей;
N — количество подчиненных.
Норма управляемости линейного руководства во многом зависит от типа производства продукции:
• единичного;
• мелкосерийного;
• крупносерийного;
• массового.
Существуют отраслевые перечни, в которых указано, какая норма управляемости должна использоваться при определенном типе производства.
3.4. Методы построения ОСУ
1. Разделение:
• по функциям;
• по производимой продукции;
• по группам потребителей;
• по этапам производства;
• по географическому положению.
2. Комбинированный метод.
3.5. Характеристика ОСУ
В соответствии с различным использованием управленческой цепочки в процессе формирования департаментов, выделяют несколько основных моделей структуры управления:
1. Пирамидальные структуры
• линейная;
• функциональная;
• линейно-функциональная;
2. Многомерные
• дивизиональная;
• матричная;
• адхократическая;
• и пр.
ПИРАМИДАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ