Управленческий труд: понятие и основные характеристики. Разделение управленческого труда.
Виды разделения труда: 1. функциональное; 2. структурное; 3. техническое; 4. профессионально-квалифицированное
1 - основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента. Соответственно этому одни работники аппарата управления специализируются в области планирования, другие - в области организации работ по выполнению планов, третие - специализируются в области учета и анализа.
2 - строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы сферы деятельности, отрасль и территориальная специфика. В силу большого разнообразия факторов, оказывающих воздействие на структуру разделения труда, оно специфично для каждой организации. В тоже время выделяют общие черты специализации, касающиеся вертикального и горизонтального разделения труда.
3 - учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарат управления выделяют 3 категории работников: - руководители (если рассматривать их труд с точки зрения технологии процесса упрвления, то задача руководителя сводится к принятию решений и организации процесса реализации. -специалисты (осуществляют проектирование и разработку вариантов решения); технические служащие (занимаются информационным обеспечением всего процесса управления)
Организационные коммуникации на предприятии.
Организационная коммуникация – это процесс, с помощью которого руководители предоставляют информацию большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности подразделений организации, позволяет получать необходимую информацию на всех уровнях управления.
Коммуникации важны для руководителей по ряду причин: коммуникации необходимы для эффективности управления; коммуникации необходимы для утверждения авторитета и выражения воли руководителя; коммуникации содействуют обеспечению организационной эффективности.
Принято различать четыре основные функции коммуникативности в группе или организации: контроль, мотивация, эмоциональное выражение и передача информации.
Коммуникация – это использование слов, букв, символов или аналогичных средств для получения информации об объекте или событии. Следует различать коммуникации: 1) несловесные персональные; 2) словесные устные; 3) письменные персональные; 4) письменные групповые внутри организации и за ее пределами.
Экономическая, социальная и экологическая эффективность управления
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ - результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы, является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики. Главным критерием социально-экономической эффективности является степень удовлетворения конечных потребностей общества и прежде всего, потребностей, связанных с развитием человеческой личности. Социально-экономической эффективностью обладает та экономическая система, которая в наибольшей степени обеспечивает удовлетворение многообразных потребностей людей: материальных, социальных, духовных, гарантирует высокий уровень и качество жизни. Основой такой эффективности служит оптимальное распределение имеющихся у общества ресурсов между отраслями, секторами и сферами национальной экономики.
Эффективность экономической системы зависит от эффективности производства, социальной сферы (систем образования, здравоохранения, культуры), эффективности государственного управления. Эффективность каждой из этих сфер определяется отношением полученных результатов к затратам и измеряется совокупностью количественных показателей. Для измерения эффективности производства используются показатели производительности труда, фондоотдачи, рентабельности, окупаемости и др. С их помощью сопоставляются различные варианты развития производства, решения его структурных проблем