Кадровая политика на железнодорожном транспорте РФ
В 1995 г. МПС была принята Концепция кадровой политики, реализация которой проходила до 2002 г. В конце 2001 г. Правлением ОАО «РЖД» разработана новая - на период 2001-2010 гг.
Целью этой концепции является «создание системы управления персоналом, базирующейся не на административных методах, а на экономических стимулах и социальных гарантиях, ориентированных на сближение интересов работника с интересами организации в достижении высокой производительности труда, повышения эффективности производства , получении наилучших экономических результатов деятельности предприятиями и отрасли в целом».
В 2006 г. в железнодорожной отрасли принят документ «Функциональная стратегия развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» (утверждён Распоряжением от 10.05.2006 933р), которым предусмотрены направления и система мер по достижению целевого состояния кадрового потенциала отрасли к 2010 году.
В результате реализации комплекса предлагаемых мероприятий в ОАО «РЖД» к 2010 году должна сформироваться система управления персоналом и его развития, основными элементами которой являются:
1. Система оплаты труда и социальных компенсаций;
2. Система организации, условия и оснащенность труда;
3. Внедряемые информационные технологии и системы автоматизации;
4. Кадровая и социальная политика;
5. Новая корпоративная система управления;
6. Корпоративная культура.
В частности,там сказано, чтокадровая и социальная политика должна быть основана «на следующих принципах:
- высококвалифицированный персонал является главным ресурсом, определяющим успешную работу Компании, ее конкурентоспособность и рыночную стоимость;
- Компания проводит активную политику, направленную на привлечение и закрепление квалифицированного персонала, обеспечивает эффективное использование каждого работника в соответствии с его квалификацией, способностями и индивидуальными чертами;
- проведение кадровой политики всеми руководителями основывается на экономической оценке стоимости персонала как важнейшего ресурса Компании, в том числе, затрат на поиск и подготовку новых руководителей и специалистов;
- Компания создает условия для профессионального и культурного развития своих работников, роста их благосостояния».
(Функциональная стратегия развития кадрового потенциала ОАО «РЖД». С. 20).
5.Основы кадрового планирования
Задание.
Сформулируйте основные цели и задачи кадрового плана для вашего предприятия/организации.
«Сущность кадрового планирования заключается в предоставлении людям рабочих мест в нужный момент времени и необходимом количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями производства. Рабочие места с точки зрения производительности и мотивации должны позволить работающим оптимальным образом развивать свои способности, повышать эффективность труда, отвечать требованиям создания достойных человека условий труда и обеспечения занятости».
Кадровое планирование должно дать ответы на следующие вопросы: 1)Сколько работников, какой квалификации, когда и где они будут необходимы? 2)Каким образом можно привлечь нужный и сократить излишний персонал без нанесения социального ущерба? 3)Как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями? 4)Каким образом обеспечить развитие кадров для выполнения работ, требующих новой, более высокой квалификации, и поддержания их знаний в соответствии с запросами производства? 5)Каких затрат потребуют запланированные кадровые мероприятия?
Метод «SWOT - АНАЛИЗ - КАДРЫ» - одна из важнейших диагностических процедур. Это - доступный, универсальный и исключительно продуктивный способ оценки управленческой ситуации в организации, её дочерних структурах и подразделениях, хороший способ обеспечения «обратной связи» с коллективом, управления «по слабым сигналам». Он незаменим при отборе персонала, выработке решений о приеме на работу, формировании резерва и внутреннем перемещении работников, реализации программ обучения и развития персонала.
При проведении «SWOT - анализа» важна степень детализации «квадратов». Чем конкретнее кадровый «SWOT-анализ», тем ценнее его результаты для решения. В этой связи методика позволяет провести не просто инвентаризацию достижений, проблем, возможностей и угроз, но и создает хорошую основу для понимания, определения приоритетности и значимости тех или иных преимуществ организации или специалистов.
Задание.Используя данную таблицу, проведите кадровый анализ какого-либо подразделения вашей организации/предприятия по выбранной вами функции управления персоналом.
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ФУНКЦИИ МЕНЕДЖЕРА ПО ПЕРСОНАЛУ»
Описание ситуации.Менеджер по персоналу должен обладать знаниями в области управления персоналом в организационном, управленческом, правовом, учетно-документационном, педагогическом, социально-бытовом, психологическом, социологическом аспектах, которые позволяют ему осуществлять весь цикл работ с персоналом: от изучения рынка труда и найма персонала до ухода на пенсию и увольнения. Он выполняет следующие функции:
> разработка стратегии управления персоналом;
> разработка кадровой политики;
> планирование кадровой работы;
> наем и отбор рабочих и специалистов требуемой квалификации, необходимого уровня и направленности подготовки;
> анализ кадрового потенциала, прогнозирование и определение потребности в рабочих
кадрах и специалистах;
> маркетинг персонала;
> поддержание деловых связей со службами занятости и другими источниками персонала;
> планирование, организация и контроль подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, специалистов и руководителей;
> комплектование руководящими, рабочими кадрами и специалистами организации с учетов перспектив ее развития;
> анализ профессионального, возрастного и образовательного состава персонала;
> оценка профессиональных, деловых и личностных качеств работников с целью
рационального их использования;
> аттестация персонала;
> создание условий для наиболее полного использования и планомерного профессионального роста работников;
> планирование деловой карьеры;
> участие в разработке организационной структуры, штатного расписания организации;
> организация учета движения персонала;
> изучение причин текучести персонала и разработка мер по ее снижению;
> управление занятостью персонала;
> оформление приема, перевода и увольнения работников;
> нормирование трудовых процессов;
> мотивация труда работников;
> стимулирование труда работников;
> разработка и внедрение систем оплаты труда;
> участие в разработке и внедрении планов социального развития предприятия;
> профориентационная работа;
> формирование трудового коллектива (групповые и личностные взаимоотношения, морально-психологический климат, единство методов и умений в достижении конечной цели, личная и коллективная заинтересованность);
> организация профессиональной и социально-психологической трудовой адаптации молодых специалистов с высшим и средним специальным образованием на предприятии, организация работы по их закреплению и использованию;
> подбор и расстановка кадров;
> создание резерва кадров и его обучение;
> применение практической социологии в формировании и воспитании трудового коллектива;
> диагностика социально-психологических ситуаций;
> разработка и применение современного стиля и методов управления персоналом;
> использование компьютерной техники при обработке периодической отчетности и анализе выполнения планов по кадровой работе;
> применение законов о труде, решение правовых вопросов в трудовых отношениях;
> управление социальными и производственными конфликтами и стрессами;
> участие в обеспечении психофизиологии, эргономики и эстетики труда;
> участие в обеспечении безопасных условий труда, экономической и информационной безопасности;
> организация работы с увольняющимися работниками; ведение учета личных дел;,
> рассмотрение писем, жалоб, заявлений.
Постановка задачи.
1.Подобрать из числа перечисленных функций десять, которые в первую очередь должен выполнять руководитель отдела управления персоналом.
2. Проранжировать выбранные функции, используя метод попарных сравнений.
Методические указания. Каждый из участников деловой игры самостоятельно выбирает 10 функций из числа приведенных в исходных данных. Затем при помощи голосования большинством голосов устанавливаются 10 функций, выбранные всем коллективом участников деловой игры, которые записываются в табл. 7 и 8.
Каждый участник деловой игры индивидуально заполняет табл. 7 и определяет суммарное значение в баллах по каждой из 10 функций. Эти данные заносятся в табл. 8 каждым слушателем.
После обработки данных табл. 8 и определения среднеарифметического значения в баллах каждой функции определяется ранг функции. В заключении подводятся итоги.
Таблица 8