Лекция 12. Экспертные модели принятия решений.
В сложных ситуациях выбора лицо, принимающее решение может не обладать всей необходимой информацией или опытом, что повышает степень риска принятия ошибочного решения.
Многие проблемы не поддаются количественному анализу и поэтому не подлежат математическому моделированию.
Экспертные технологии эффективны в следующих случаях:
1. Определение целей.
2. Экспертный прогноз.
3. Разработка сценариев развития ситуации.
4. Генерация альтернатив.
5. Определение рейтингов (объектов).
6. Формирование оценочных систем.
В состав оценочной системы входят:
- критерии, характеризующие объект оценки;
- шкала для измерения каждого критерия;
- правила выбора наиболее предпочтительных альтернатив.
7. Принятие коллективных решений.
Сущность экспертных методов принятия решений - получение ответов специалистов на поставленные перед ними вопросы. Полученная от экспертов информация в целях минимизации погрешностей и влияния субъективных факторов обрабатывается при помощи специальных логических и математических процедур и преобразуется в форму, удобную для выбора решения.
Работу экспертов должна обеспечивать специально сформирована группа.
Задачи этой группы:
- постановка проблемы, определение цели и задач экспертизы;
- разработка процедуры проведения экспертизы;
- отбор, проверка компетентности и формирование группы экспертов;
- проведение опроса экспертов и получение их оценок;
- обработка, формализация и интерпретация полученной информации.
Методы группового опроса:
1. Метод комиссий – регулярные собрания экспертов для проведения групповых дискуссий.
Недостатки:
– отсутствие анонимности. Дискуссия может сводится к полемике наиболее авторитетных экспертов;
- различная активность экспертов, не всегда связанная с их компетентностью;
- необходимость обеспечения психологической совместимости экспертов.
Метод мозгового штурма (атаки) (метод коллективной генерации идей)
Применятся при решении новых малоизученных проблем, для поиска новых, нетривиальных решений.
Условие: запрещена критика выдвигаемых гипотез.
Этапы:
1. Формирование экспертной группы (10-15 человек). Рекомендуется включать экспертов в различных областях знаний для более широкого взгляда на проблему, а также обеспечить примерно одинаковый ранг всех экспертов.
2. Составление проблемной записки:
- описание метода мозговой атаки (штурма) и правил его проведения;
- краткое описание проблемной ситуации и причина её возникновения;
- описание вероятных последствий возникшей проблемы;
- анализ опыта решения подобных проблем;
- перечень возможных альтернатив решения проблемы;
- формулировка проблемной ситуации в виде главного вопроса и нескольких дополнительных вопросов.
3. Генерация идей.
Правила:
- чёткие и краткие высказывания;
- каждый эксперт может выступать несколько раз, но не подряд
- критика предыдущих выступлений, скептические реплики и замечания не допускаются.
- запрещается зачитывать ранее подготовленные выступления
На данном этапе велика роль ведущего (модератора).
Также необходимо фиксировать дискуссию для последующего анализа.
4. Систематизация идей
Последовательность:
- составление перечня всех высказанных идей;
- формулировка каждой идеи в общеупотребительных терминах
- определение дублирующих или дополняющих идей
- определение признаков классификации (группировки) идей
- классификация (группировка) идей
- идеи в каждой группе упорядочиваются от общих к частным
5. Деструкция (разрушение) идей – оценка идей на возможность практической реализации.
На этом этапе привлекаются другие эксперты (20-25 человек). Каждая идея рассматривается с точки зрения препятствий на пути её реализации, предлагаются идеи по устранению этих препятствий.
6. составление перечня практически применимых идей.
Группа анализа проблемы:
- составляет перечень предложенных альтернатив, соответствующих им критических замечаний и опровержений и оценок практической применимости
- отсеивает нереальные, практически не выполнимые альтернативы решения
- составляет окончательный список возможных альтернатив.
Метод Дельфи.
Позволяет обобщать индивидуальные мнения отдельных экспертов в согласованное групповое мнение.
Особенности метода Дельфи:
1. Анонимность экспертов.
2. Регулируемая обратная связь.
3. Статистическая обработка результатов опроса и формирование группового ответа.
Анонимность достигается анкетированием.
Обратная связь – проведением нескольких туров, результаты которых сообщаются экспертам.
Статистическая характеристика группового ответа заключается в том, что группа экспертов рекомендует вариант решения, опирающийся на мнение большинства, то есть такую альтернативу, которую выбрало бы большинство членов группы.
Информирование экспертов о результатах предыдущего тура даёт возможность уменьшить разброс индивидуальных оценок, но эксперт не обязан соглашаться с чьим-то мнением, он может остаться и при своём.
Порядок реализации метода Дельфи:
1. В каждом туре эксперт даёт свою количественную оценку параметрам сравниваемых
альтернатив (например, срок реализации) по заранее разработанной шкале.
2. Получают числовой ряд.
3. Все оценки располагают в порядке убывания.
4. Средний член ряда – медиана – делит ряд таким образом, что количество оценок с
большим и меньшим количеством признака одинаково.
5. Ряд делят на 4 равные части – квартили.
6. В соседних с медианой, средних квартилях собраны наиболее предпочтительные
альтернатив, которые и принимаются в расчёт.
Медиана служит характеристикой группового ответа.
Диапазон квартилей – показателем разброса индивидуальных оценок.
Метод сценариев.
Суть – написание экспертами сценариев развития анализируемой ситуации для определения тенденций возможного развития, влияния тех или иных факторов.
Основные модификации метода:
1. Метод получения согласованного мнения – несколько независимых групп экспертов разрабатывают сценарии возможного развития событий, затем, при помощи процедуры, используемой в методе Дельфи, вырабатывают согласованный сценарий.
2. Метод повторяющегося объединения сценариев – эксперты сначала выявляют наиболее важные факторы, влияющие на развитие проблемной ситуации, и по каждому из них разрабатывают соответствующий сценарий, а затем эти сценарии постепенно сближаются, согласовываются друг с другом и в итоге объединяются.
Процесс написания сценариев нельзя структурировать, формализовать. Ведущую роль играют интеллект, опыт, знания, научная интуиция эксперта.
Итоговый документ содержит:
· цели и задачи прогноза;
· краткое описание объекта прогнозирования, гипотеза о механизме его функционирования и развития, принятая система допущений и ограничений;
· подробное описание разработанных сценариев, соответствующих им тенденций развития с указанием возможных в будущем проблемных ситуаций;
· рекомендации для принятия решений с подробным описание возможных последствий реализации каждой из предложенных альтернатив.
Метод суда.
Процедура аналогична судебному заседанию. Часть экспертов – обвиняют, часть – защищают, часть – присяжные, выносящие окончательный вердикт.
Экспертные оценки – субъективны, поэтому ключевой вопрос – подбор экспертов.
Оценка качеств эксперта.
Эксперт – специалист, профессионал, оценки и суждения которого лицо, принимающее решение, считает полезным учитывать в процессе принятия решения.
Формирование состава экспертной комиссии эависит от:
- конкретной ситуации принятия решения;
- возможностей организаторов экспертизы привлечь для работы высококвалифицированных специалистов;
- возможностей специалистов принять участие в работе экспертной комиссии.
Не существует общепринятой единой методики оценки качеств эксперта.
Можно опираться на:
- профессиональные знания;
- опыт и эффективность деятельности в составе экспертных комиссий.
Способы оценки качеств эксперта:
1. Априорные – не используют информацию о результатах участия эксперта в предыдущих экспертизах (самооценка, взаимная оценка, метод списка экспертов, документационный (анкетный) метод).
2. Апостериорные – используют информацию о результатах участия эксперта в предыдущих экспертизах (метод парных сравнений объектов, наиболее предпочтительных для данного эксперта, метод отклонения от результирующей групповой оценки).
3. Тестовые – подразумевают проведение специального испытания.
Правила:
· Тест должен быть специально разработан под конкретные объекты экспертной оценки
· Истинные значения оцениваемых параметров (правильные ответы) не должны быть известны эксперту
· Должна быть разработана шкала для определения точности оценок, даваемых экспертом
· Вероятность случайного угадывания правильной оценки должна быть очень мала.
Использование тестовых методов позволяет оценить такое важное профессиональное качество эксперта как воспроизводимость экспертных оценок. Проводят ряд аналогичных тестов и оценивают полученные результаты. Стабильность оценок говорит о профессиональной компетенции эксперта.