Использование факторного анализа в психологии

Факторный анализ широко используется в психологии в разных направлениях, связанных с решением как теоретических, так и практических проблем.

В теоретическом плане использование факторного анализа связано с разработкой так называемого факторно-аналитического подхода к изучению структуры личности, темперамента и способностей. Использование факторного анализа в этих сферах основано на широко принятом допущении, согласно которому наблюдаемые и доступные для прямого измерения показатели являются лишь косвенными и/или частными внешними проявлениями более общих характеристик. Эти характеристики, в отличие от первых, являются скрытыми, так называемыми латентными переменными, поскольку они представляют собой понятия или конструкты, которые не доступны для прямого измерения. Однако они могут быть установлены путем факторизации корреляционных связей между наблюдаемыми чертами и выделением факторов, которые (при условии хорошей структуры) можно интерпретировать как статистическое выражение искомой латентной переменной.

Хотя факторы имеют чисто математический характер, предполагается, что они репрезентируют скрытые переменные (теоретически постулируемые конструкты или понятия), поэтому названия факторов нередко отражают сущность изучаемого гипотетического конструкта. Так, факторный анализ, который был разработан в начале XX века Ч. Спирменом для исследования структуры способностей, позволил ввести в психологию понятие общего фактора способностей — фактора g. Впоследствии Л. Терстоун выдвинул и экспериментально апробировал модель, которая включала 12 факторов способностей. Факторно-аналитические исследования темперамента и личности в зарубежной психологии охватывают целый ряд теорий прошлого и настоящего, включая теории Г. Олпорта, Р. Кэттелла, Г. Айзенка и других.

В отечественной психологии факторный анализ наиболее широко использовался в дифференциальной психологии и психофизиологии при изучении свойств нервной системы человека в работах Б.М. Теплова и его школы. Теплов придавал большое значение этому виду статистической обработки данных, подчеркивая, что факторный анализ — ценное орудие в любой области, где можно хотя бы в виде предварительной гипотезы предположить наличие некоторых основных параметров, функций, свойств, образующих «структуру» данной области явлений.

В настоящее время факторный анализ широко используется в дифференциальной психологии и психодиагностике. С его помощью можно разрабатывать тесты, устанавливать структуру связей между отдельными психологическими характеристиками, измеряемыми набором тестов или заданиями теста (см. Приложение 2).

Еще один аспект использования факторного анализа заключается в так называемой «редукции» данных или «концептуальной чистке» большого количества тестов, разработанных с различных теоретических позиций для измерения личностных особенностей. В результате факторизации матрицы корреляций, полученной на большой выборке испытуемых при использовании различных личностных тестов, можно более точно выявить структуру личностных особенностей, определяемых используемыми тестами.

Факторный анализ используется также для стандартизации тестовых методик, которая проводится на репрезентативной выборке испытуемых.

Для более подробного ознакомления с различными вариантами применения факторного анализа в психологии рекомендуем следующую литературу (4, 12, 15, 25, 39).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пример использования методов математической статистики в дипломной работе

В число основных задач дипломных работ входит:

1. Формирование у студентов умения работы с литературными источниками.

2. Формирование у студентов умения работать с экспериментальными психологическими методиками и тестами.

3. Обучение студентов умению обрабатывать результаты экспериментальных исследований с помощью различных статистических методов.

Рассмотрим пример решения третьей задачи в дипломной работе.

Тема дипломной работы была сформулирована так:

«Зависимость тревожности и агрессивности личности от уровня субъективного контроля».

Приведем оглавление диплома:

Введение.

Глава I. Теоретические основы агрессивности и тревожности личности.

1.1.Современные представления о содержании агрессивности и тревожности личности.

1.2.Анализ понятия «субъективный контроль» личности.

Глава II. Основные результаты выполненного исследования агрессивности и тревожности личности и их зависимости от уровня субъективного контроля.

2.1. Обоснование методики исследования агрессивности и тревожности личности и их зависимости от уровня субъективного контроля.

22. Описание выполненного эксперимента.

2.3. Статистическая обработка результатов выполненного эксперимента.

2.4 Использование метода множественной регрессии для оценки взаимосвязи шкал УСК с методикой Басса-Дарки и методикой Спилбергера.

Заключение.

Приложения.

Литература.

Из названия диплома следует, что основной задачей исследования было выявление характера взаимосвязи между такими личностными характеристиками, как тревожность, агрессивность, с одной стороны, и степень интернальности/экстернальности — с другой.

Для решения поставленной выше задачи были выбраны:

1. Методика Басса-Дарки для оценки уровня агрессивности;

2. Методика УСК для оценки уровня субъективного контроля.

3. Методика Спилбергера-Ханина — для оценки уровня тревожности.

По этим методикам было обследовано 60 испытуемых (из них 30 подростков в возрасте от 14 до 16 лет и 30 взрослых в возрасте от 22 до 37 лет).

Обработка проводилась с помощью статистического пакета Stadia (Автор А.П. Кулаичев; регистрационный № 1205).

Ниже приведен список включенных в обработку показателей:

Методика Басса—Дарки

Х1 — Физическая агрессия

Х2 — Косвенная агрессия

Х3 — Раздражение

Х4 — Негативизм

А5 — Обида

Х6 — Подозрительность

Х7 — Вербальная агрессия

Х8 — Чувство вины

Наши рекомендации