Этапы развития восприятия времени
1 этап (0 - 2 года).Время воспринимается на основе чувственного опыта и связано с конкретной деятельностью детей (чередование сна, кормления, бодрствования). Этот условный рефлекс на время является одним из наиболее ранних в жизни ребенка.
2 этап (2 - 4 года). Дети способны отражать в речи категории времени. Однако, они еще не владеют прошлыми и будущими формами, путают относительные временные наречия (сначала, потом, вчера, завтра, скоро, давно). Временные интервалы воспринимаются детьми как конкретные предметы (опредмечивание времени).
Дети 2-4 лет ориентируются во времени на основе чисто бытовых показателей. Дети до 4-х лет воспринимают время через собственную деятельность и по ярким событиям или явлениям.
Если их жизнь подчинена определенному режиму, то они легко выделяют утро («мы ещё не завтракали»), вечер («за нами скоро придут»), ночь («все спят»). Вскоре к этим показателям добавляются и более объективные природные явления. В речи ребенка появляются глаголы прошедшего и будущего времени.
3 этап (4 - 6 лет). Дети активно отражают в речи временные категории, однако, хуже усваивают временные термины, выражающие длительностьипоследовательность событий. Они воспринимают время по деятельности других людей, по объективным природным явлениям.
4 этап (после 6 лет). Дети ориентируются по общепринятым эталонам времени (по часам).
Очень долго дети не понимают объективного движения времени, его независимости от воли и действий людей.
Поэтому, правильно употребляя некоторые обозначения времени, ребенок по существу не разумеет за ними действительности (А.А.Люблинская):
- Мама, когда будет мой день рождения? – Через два дня. – Сколько раз я должен лечь спать? – Три раза. Мальчик 4.4 лег в кровать, три раза «всхрапнул» и заявил, что настал его день рождения.
- Папа, почему ты пришел? Разве уже вечер?
- Мама, сегодня суббота (на самом деле пятница). – Почему? – Потому что мы едем к бабушке.
Дети дошкольного возраста не видят логики временных отношений(А.А.Люблинская).
В своих рассказах они часто грубо нарушают последовательность событий, выводя на первый план наиболее значимые для них моменты жизнедеятельности. В их речи наблюдается смешение различных временных терминов, их путаница (сначала-потом, раньше-позже, давно-скоро, вчера-сегодня-завтра, части суток, дни недели, месяцы года):
- А мы вчера поедем в деревню?
- Почему ты не ешь суп? – А я его завтра ел, в садике.
- Какой сегодня понедельник, четверг или пятница?
- Я уже тогда ещё потом ела.
Показателем возникающего у детей интереса ко времени являются их вопросы(Т.Д.Рихтерман).
Результаты исследования Т.Д.Рихтерман дали возможность наметить классификацию детских вопросов по мотивации и по содержанию (было исследовано 66 детей). Подавляющее большинство этих вопросов наблюдается с конца 4-го года жизни (когда проявляется избирательное отношение к миру).
В основе вопросов о времени лежит интерес, но он различается по характеру и уровню развитости:
1. эмоциональный интерес, направленный на какое-то событие, явление, объект: «Когда наступит лето? Я хочу ягоды собирать»,
2. эмоциональный интерес, направленный собственно на время: «После субботы будет воскресенье? – Да. – И ты сказала, мы в гости поедем?»
3. познавательный интерес относительно характера развития явлений: «А что будет, если варить яйца 5 минут? А если дольше?», «Когда солнце погаснет?», «Кто раньше родился, ты или я?», «Я буду еще маленький?», «Земля всегда была? Даже когда никакие люди не родились?»
4. познавательный интерес, направленный на познание самого времени: «Сегодня – это завтра, а теперь сегодня?»
5. познавательный интерес, характеризующийся стремлением ребенка проникнуть в сущность явления: «Отчего, когда день кончается, день наступает?».
Таким образом, видно что:
· временные категории выделяются ребенком в конце второго года жизни
· ребенок начинает осознавать, что одни события быстро наступают и быстро проходят, наступление других надо ждать; в начале 3-го года жизни в речи появляются глаголы будущего времени
· появляются временные наречия: теперь, сейчас, вчера, потом, завтра, скоро, давно и др.
· ребенок начинает осознавать, что события могут идти последовательно
· появляется вопрос «Сколько времени?» и «Когда?» (к 2.7-2.9)
· интерес переносится от событий, тесно связанных с самим ребенком, ко времени, связанному с ближайшими родственниками, затем к более широкому кругу объектов.
Характер представлений детей о времени тесно связан с:
- пониманием свойств времени
- овладением временными понятиями
- умением ориентироваться во времени по природным явлениям
- пониманием временных промежутков
-умением определять время по часам.