Организационная структура системы управления в чрезвычайных ситуациях

Защита интересов личности и общества от чрезвычайных ситуаций является одним из основных направлений государственной политики.

Сущность единой государственной политики в области безопасности в чрезвычайной ситуации представляет собой совокупность научно-обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм, организационных и иных мероприятий, направленных на защиту личности, общества и государства от опасностей, возникающих в чрезвычайных ситуациях.

Сегодня необходимо действовать так, чтобы предупредить кризисную ситуацию и иметь готовый механизм противодействия им, способный работать в организованной деловой манере.Серьезной проблемой организации эффективного управления в условиях чрезвычайной ситуации является отсутствие координации деятельности официальных правительственных, ведомственных и неправительственных органов.

Структура систем управления должна быть гибкой и адаптивной, должна быть приспособлена к определению новых проблем и выработке новых решений в большей степени, чем к контролю уже принятых решений и их реализации. В них должна быть обеспечена возможность максимальной концентрации всех ресурсов, объединения информационных, организационных и других типов резервов для ликвидации в кратчайшие сроки создавшейся экстремальной ситуации.

Организационная структура в условиях чрезвычайных ситуаций должна обладать глобальной координацией и автономией. Реализуя ее, различные элементы учувствуют в установлении целей и задач.

Под организационной структурой системы управления понимается распределение задач и полномочий на принятие решений между лицами или группами лиц (структурными подразделениями), учитывающее направленность организации на достижение стоящих перед ней целей.

Стратегия гибкости направлена на принятие эффективных мер при возможных неблагоприятных ситуациях. Она необходима в условиях чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с целевым назначением структуры систем управления в условиях чрезвычайных ситуаций они относятся либо к дуальным, либо к полуструктурам. В последних работа по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится в рамках управления стратегическими ситуационными зонами (ССЗ).

Началом воплощения концепции о защите населения и территорий в чрезвычайной ситуации как государственной политики следует считать ноябрь-декабрь 1991г. В это время был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР. В последующем он был преобразован в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийными бедствиями (МЧС). Создание МЧС стало важным шагом в деле построения в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В апреле 1992 г. Правительством РФ было утверждено Положение «О Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» (РСЧС). Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995г. Была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). 30 декабря 2003г. было принято Постановление Правительства РФ №794, утвердившее Положение «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которое в нормативно-правовом порядке закрепило итоги развития РСЧС за последние годы.

Государственное управление в чрезвычайных ситуациях осуществляется на базе утвержденной Правительством РФ Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС), объединяющей органы управления субъектов Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органов местного самоуправления и органы управления чрезвычайных ситуаций организаций. Она обеспечивает систему мер предупреждения чрезвычайных ситуаций, определяет организационный порядок реагирования на их возникновение и порядок действий в чрезвычайной ситуации.

РСЧС включает в себя соответствующие организации, силы и средства и координирует их действия в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, а также при применении возможным противником современных средств поражения.

Основные задачи РСЧС:

- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории от чрезвычайной ситуации;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайнойситуации;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайной ситуации;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации, проведение гуманитарных акций;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем.Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административно- территориальному делению этих территорий.

Функциональные системы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслям экономики.

Функциональныхподсистем РСЧС имеет более тридцати:

- наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и геофизическими явлениями и состоянием окружающей среды на базе Росгидромета;

- охрана лесов от пожаров на базе Федеральной службы лесного хозяйства РФ;

- контроля обстановки на базе Госгортехнадзора и Госатомнадзора РФ;

-сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на базе Российской академии наук и другие.

РСЧС имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый. Каждый уровень РСЧС

включает: органы управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Гражданская оборона (ГО) - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организационно-техническую основу управления РСЧС и гражданской обороной составляет система управления, предназначенная для руководства системы, координации и контроля мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации. Система управления, которая представляет совокупность функционально взаимосвязанных между собой следующих элементов:

- органов управления;

- системы пунктов управления;

- системы связи;

- автоматизированных систем управления и других специальных систем.

Систему управления возглавляют должностные лица:

- на федеральном уровне - Президент РФ, начальник гражданской обороны - председатель Правительства РФ и первый заместитель начальника гражданской обороны - министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который является председателем межведомственной комиссии по чрезвычайным ситуациям;

- в министерствах, ведомствах, учреждениях - начальник гражданской обороны - руководитель министерства, ведомства; председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) - заместитель руководите­ля министерства, ведомства;

- в республиках, краях, областях и т.д. начальником гражданской обороны является руководитель исполнительного органа государственной власти, председателем КЧС - заместитель руководителя исполнительного органа государственной власти.

-на объекте экономики - начальник гражданской обороны - руководитель предприятия; председатель КЧС - заместитель руководителя.

Матричная структура управления делает систему более действенной, гибкой и динамичной. Тем не менее, центром такой системы остается ее штаб во главе с руководителем. Постоянной функциональной частью штаба должна быть группа информационного обеспечения или поддержки.

В обязанности штаба входит выявление тенденций развития чрезвычайных ситуаций, оценка ее масштабов, расчет необходимых для ее ликвидации времени и ресурсов, предупреждение руководителей о внезапных изменениях.

Начальники гражданской обороны, председатели КЧС руководят подчиненными органами управления, всей повседневной деятельностью РСЧС и ГО, обеспечением постоянной готовности РСЧС и ГО в мирное время, а также переводом на военное положение. Им дано право принимать решения и проводить их в жизнь в пределах своей компетенции, издавать приказы, распоряжения, обязательные для выполнения всеми подчиненными им должностными лицами. Они организуют работу органов управления и несут ответственность за организацию и обеспечение непрерывного управления.

Наши рекомендации