Первый этап развития теорий менеджмента – «классический»
Первые теории менеджмента начинают разрабатываться в 90-ые годы XIX века.
Среди теорий и концепций менеджмента исторически первым сформировался "классический" функциональный подход (А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд) с его ярко выраженной рациональной направленностью. То, что именно этот подход стоял у истоков менеджмента, является вполне естественным и закономерным. Менеджмент возник именно как попытка разработать рациональный инструмент для увеличения производительности труда. Характерной особенностью этого подхода и его несомненной заслугой является функциональное описание менеджмента и, как следствие, рационализация отдельных функций, доведенная у Тейлора и Форда до рационализации отдельных действий. При исследовании объекта управления для них характерен "атомистический" подход, выражающийся в требовании "индивидуального изучения каждого отдельного рабочего и индивидуального обхождения с ним"[84]. Но этот атомизм нельзя смешивать с субъективностью. Дифференциация, универсализация и стандартизация - вот "три кита" классического менеджмента. "Только путем принудительной стандартизации ...можно обеспечить общее ускорение темпа работы"[85]. "Террор машины" - так характеризовал Форд введенную им систему управления. Если Файоль и Эмерсон предлагали достаточно общие принципы администрирования, то у Тейлора и Форда они более детализированы и имеют явную "инженерную" доминанту. В их работах явно преобладал физиоинженерный подход, когда человек рассматривался в основном как биологический элемент сложной машины, который должен быть (на основе рациональных методов) "подключен" к ней так, чтобы его функциональные возможности не нарушали эффективного функционирования машины. Отмеченный "атомизм" во многом детерминировался и социальными причинами. В тот период относительного экономического благополучия в Соединенных Штатах профсоюзное движение было развито относительно слабо, поэтому рабочие выступали в основном как индивидуальная рабочая сила. Позднее в рамках функционального подхода работали Л. Гьюлик, Л. Урвик, Д. Муни, Э. Рэйли.
Основными социальными предпосылками первого этапа, обусловивших его основные теоретические принципы, являются:
- относительное экономическое благополучие в Соединенных Штатах, когда спрос превышает предложение (производителей в это время беспокоит только пресловутый «вал» продукции);
- сильная миграция сельского населения в города, причем это были физически здоровые молодые мужчины, не имеющие никакой квалификации;
- спрос на рабочую силу был ниже, чем ее предложение;
- стоимость рабочей силы была крайне низкой;
- слабо развитое профсоюзное движение в США (рабочие в основном выступали как индивидуальная рабочая сила).
Не принимая во внимание различия между отдельными теориями первого этапа, выделим общие теоретические принципы первого этапа.
1. Главным элементом в организации была техника. Люди в организации рассматривались как «придатки» к технике, которые должны быть на основе рациональных методов «подключены» к технике так, чтобы их функциональные возможности не нарушали эффективного функционирования машин. («Террор машины» – так характеризовал Форд введенную им систему управления в организации.)
2. Люди в организации рассматривались «атомистически», что выражалось в требовании «индивидуального изучения каждого отдельного рабочего и индивидуального обхождения с ним»[86].
3. У организации есть единственная цель (прибыль).
4. В организации действует принцип единства цели и руководства.
5. Организационные структуры – централизованные.
6. Принцип дифференциации и узкой специализации труда работников.
7. Принципы контроля - принцип хронометрирования и принцип стандартизации. (Дифференциация, универсализация и стандартизация - вот «три кита» классического менеджмента. «Только путем принудительной стандартизации …можно обеспечить общее ускорение темпа работы»[87].)
8. Принцип экономического поощрения и наказания работника как основные средства мотивации. (Работник должен за выполнение нормы получать заработную плату. За все случаи ненадлежащего выполнения работы работника штрафовали)
9. Организация рассматривалась как замкнутая система. (Это означает, что успех (и неуспех) организации зависят только от нее самой. То есть в отдельно взятом колхозе можно построить коммунизм.)
Теориям менеджмента первого этапа часто дают метафорическое название «организация без людей».