Социальный генезис управления организацией.
Когда возникает социальный институт управления? Начало научному осмыслению проблем управления в современном понимании положено сравнительно недавно, в конце XIX в.,
Именно на этой основе в конце XIX – начале XX в. возникли первые опыты форм и методов регулирования трудового поведения работников производства, что нашло отражение в концепции, получившей название "школа научного управления" и нацеленной на решение проблем в сфере экономической деятельности. Уже первые опыты радикально отличались от архаичной практики организации и оплаты труда прежних лет. У истоков данного направления стоял выдающийся американский инженер Ф. У. Тейлор (1856–1915), который приобрел широкую известность, разработав и внедрив в производство пооперационное разделение труда и рационализацию трудовых функций работников, что позволило резко интенсифицировать индивидуальный и совместный труд и повысить его производительность. Эта нацеленность на совершенствование управления на уровне предприятия, фирмы, концерна нашла дальнейшую разработку в трудах Г. Эмерсона, Г. Черча, А. Файоля А. К. Гастева, Π. М. Керженцева, которыми управление рассматривалось как субъект-объектное отношение, где субъектом являлся руководитель (начальник), а объектом – исполнитель (подчиненный). В определенном смысле это соответствовало концепции М. Вебера об "экономическом" (рациональном) человеке и идеальной бюрократической организации.
В 1930–1940-х гг. значительный вклад в теорию и практику управления на предприятиях был внесен исследователями, изучавшими "сети" формальных и неформальных межличностных отношений. Это направление, воплотившееся в концепции, возникло в результате "хоторнских экспериментов" Э. Мэйо и их интерпретации в работах М. Фоллет, Ф. Ротлисбергера, Ф. Херцберга, Ч. Бернарда, Л. Уорнера. Жесткая субъект-объектная схема управления была подвергнута критике и заменена субъект-субъектной схемой: человеческие отношении в процессе совместной деятельности стали признаваться доминирующим фактором в росте производительности труда. "Экономический" человек уступил место человеку "социальному", для которого авторитет неформального лидера и санкции первичной социальной группы были не менее важны, чем требования формальных правил.
С социально-психологическими идеями корреспондируется теория мотивации, ставшая неотъемлемой частью прикладных исследований в социологии управления и обстоятельно разработанная в трудах А. Маслоу, Ф. Херцберга и ряда других исследователей. Ее основной смысл состоит в обосновании необходимости формирования мотивов трудовой деятельности работников, направленных на достижение не только сугубо личных, но и общих для предприятия или корпорации экономических успехов.
Появление общей теории управления стимулировало исследование производственных организаций как саморегулирующихся систем (Ч. Бернард, Г. Саймон, С. Оптнер, С. Черчмен, Р. Акофф), что вполне согласовывалось с концепцией структурно-функционального анализа. При этом, в соответствии с постулатами кибернетики, любой процесс совместной трудовой деятельности стал рассматриваться как организационная система, комплекс, состоящие из формальной и неформальной подсистем, соответствующих структур, статусов и ролей и их исполнения.
Деятельностно-активистский подход (П. Бурдье, Э. Гидденс, П. Штомпка и др.) открывает новые возможности социологической интерпретации управления.
В последней четверти XX в. начала интенсивно формироваться новая отрасль управления – политическая, что нашло отражение в термине "администрирование". Образно говоря, социология на новом витке своего развития возвратилась к идеям М. Вебера о типах политической власти и особенно о бюрократии, которая, по мнению ученого, в идеальном виде представляет собой наиболее рациональную структуру управления, действующую максимально четко, строго исполняющую управленческие функции в рамках правовых предписаний и использующую работников, для которых управление является профессиональной деятельностью.
16. Организационные концепции, разработанные в исследованиях Болтона-Уатта (Мэттью Болтона и Джеймса Уатта), Роберта Оуэна, Фредерика Тейлора, Анри Файоля, Макса Вебера и др.
Когда возникает социальный институт управления? Начало научному осмыслению проблем управления в современном понимании положено сравнительно недавно, в конце XIX в.,
Именно на этой основе в конце XIX – начале XX в. возникли первые опыты форм и методов регулирования трудового поведения работников производства, что нашло отражение в концепции, получившей название "школа научного управления" и нацеленной на решение проблем в сфере экономической деятельности. Уже первые опыты радикально отличались от архаичной практики организации и оплаты труда прежних лет. У истоков данного направления стоял выдающийся американский инженер Ф. У. Тейлор (1856–1915), который приобрел широкую известность, разработав и внедрив в производство пооперационное разделение труда и рационализацию трудовых функций работников, что позволило резко интенсифицировать индивидуальный и совместный труд и повысить его производительность. Идеи Ф. У. Тейлора о совершенствовании управления на конкретном производстве были развиты его последователями. Эта нацеленность на совершенствование управления на уровне предприятия, фирмы, концерна нашла дальнейшую разработку в трудах Г. Эмерсона, Г. Черча, А. Файоля А. К. Гастева, Π. М. Керженцева, которыми управление рассматривалось как субъект-объектное отношение, где субъектом являлся руководитель (начальник), а объектом – исполнитель (подчиненный). В определенном смысле это соответствовало концепции М. Вебера об "экономическом" (рациональном) человеке и идеальной бюрократической организации. Следовательно, классическая теория управления – теория научного менеджмента – рассматривала управление как совокупность (систему) нормированных отношений, полностью поддающихся рационализации.