Действия машиниста при сработке системы
«Игла-М.5К-Т».
Автоматическая Система Обнаружения и Тушения Пожаров (АСОТП) «Игла-М.5К-Т» предназначена для противопожарной защиты и обеспечения безопасности пассажиров. Машинист при приемке состава обязан проверить запись в секционной книге ремонта ТУ-152м о рабочем состоянии системы «ИГЛА». При обнаружении неисправности системы «ИГЛА» во время приемки состава в электродепо сообщить об этом дежурному по электродепо и вызвать ремонтный персонал для проверки системы «ИГЛА», выдача данного состава на линию для перевозки пассажиров запрещается.
1.8.1. На ЦБКИ горит желтый индикатор «Неисправность»,на дисплее информация № вагона и название отсека с неисправным компонентом системы «ИГЛА».
Сообщить об этом дежурному машинисту-инструктору и при постановке состава в электродепо произвести запись в секционную книгу ремонта формы ТУ-152м. Написать рапорт установленной формы.
1.8.2. При следовании по перегону на ЦБКИ высвечивается сообщение «ПОЖАР», номер вагона и название отсека, горит красный индикатор «Пожар» и звучит звуковой сигнал.
1.8.2.1. По информации на лицевой панели ЦБКИ определить номер вагона и место срабатывания пожарного извещателя (контролируемый отсек).
1.8.2.2. Сообщить поездному диспетчеру о срабатывании пожарного извещателя системы «ИГЛА», указав номер вагона и принять меры к быстрейшему выводу поезда на станцию.
Примечание: если красный индикатор «ПОЖАР» в течение 12с не гаснет, то система «ИГЛА» автоматически отключает вагон на «ХОД» и «ТОРМОЗ». При этом запускается обратный отсчет запуска средств тушения в данном отсеке. Если в течение 10с после отключения вагона рост температуры прекратился, то система отменяет запуск модуля пожаротушения. Если после запуска модуля пожаротушения загорание ликвидировано, температура в охраняемом отсеке понизилась, то на дисплее центрального блока контроля и индикации (ЦБКИ) появится сообщение «Пожар потушен».
1.8.2.3. После остановки поезда на станции немедленно открыть двери вагонов для высадки пассажиров. Включить стояночный тормоз и привести кабину управления в нерабочее положение установленным порядком. На неисправном вагоне выключить выключатель АКБ и приступить к осмотру оборудования, начиная с отсека, указанного аппаратурой «ИГЛА».
1.8.2.4. При отсутствии признаков загорания (задымления) вновь включить выключатель аккумуляторной батареи на вагоне. Доложить поездному диспетчеру о результатах осмотра и возможности следования с установленной скоростью в электродепо без пассажиров.
1.8.2.5. При наличии признаков загорания (задымления) принять меры к ликвидации загорания (задымления), для чего затребовать у поездного диспетчера снятие напряжения с контактного рельса. После получения приказа о снятии напряжения от поездного диспетчера повторить его и, убедившись в отсутствии напряжения, установить закоротку. Приступить к ликвидации очага загорания всеми имеющимися средствами пожаротушения. При невозможности ликвидации загорания огнетушителями принять решение об использовании воды для тушения. При использовании воды для тушения аккумуляторной батареи (АКБ) необходимо обесточить электрические цепи неисправного вагона и изолировать (отсечь электрически) данный вагон от других вагонов состава. После ликвидации очага загорания с применением воды на неисправном вагоне отжать башмаки токоприемников, снять закоротку, доложить поездному диспетчеру о месте загорания и принятых мерах, затребовать подачу напряжения на контактный рельс и следовать до ближайшей станции с путевым развитием без пассажиров. Скорость следования с отжатыми башмаками токоприемников - не более 35 км/ч.
1.8.3. Если при отправлении со станции после ухода кабины головного вагона в тоннель включился звуковой сигнал, загорелся красный индикатор «ПОЖАР»и высветился номер вагона и название отсека, но состав проследовал сигнальный знак «Предельное место применения экстренного торможения», призвать пассажиров к спокойствию, объявив по поездному радиооповещению: «Уважаемые пассажиры! соблюдайте спокойствие и порядок. Поезд через ..... минут прибудет на станцию .......», доложить поездному диспетчеру о загорании красного индикатора «ПОЖАР», сообщив № вагона, и принять меры к скорейшему выводу поезда на станцию.
1.8.3.1. Если, состав не проследовал сигнальный знак «Предельное место применения экстренного торможения», остановить поезд экстренным тормозом (переводом тумблера «ТОРМОЗ ЭКСТРЕННЫЙ» в верхнее положение). Доложить о случившемся поездному диспетчеру и сделать выдержку 30 секунд.
1.8.3.2. Если после выдержки 30 секунд пришло сообщение «ПОЖАР ПОТУШЕН» и отсутствуют признаки загорания (задымления), доложить об этом поездному диспетчеру и проследовать на перегон. По прибытии на станцию действовать согласно п. 1.8.2.4 - 1.8.2.5 данной инструкции.
1.8.3.3. Если индикатор красного цвета «ПОЖАР» не погас, а также в случае обнаружения загорания в поезде или, получения сообщения от пассажиров о пожаре (задымлении) в вагоне поезда, вызвать по поездной радиосвязи поездного диспетчера словами «Диспетчер, срочно!». После ответа поездного диспетчера передать ему информацию следующего содержания: «Диспетчер! Поезд № __, маршрут № ___, станция ___, машинист ____. Прошу осадить поезд (состав) на станцию вследствие загорания (задымления) в головной (средней или хвостовой) части поезда». Далее проинформировать пассажиров текстом: «Уважаемые пассажиры! Просьба соблюдать спокойствие и порядок. По техническим причинам поезд возвращается на станцию...».
При обслуживании поезда локомотивной бригадой направить помощника в вагон с загоранием (задымлением) для выяснения обстановки, оказания помощи пассажирам и принятия мер по ликвидации загорания (задымления).
1.8.3.3.1. После получения от поездного диспетчера приказа на осаживание поезда по форме: «__» 20__г. __ час. __ мин. Приказ № ___ Машинисту поезда №__ (маршрута №___). Разрешаю осадить поезд (состав) с перегона ____ на ____ главный станционный путь станции ______. Диспетчер _____ (фамилия)», убедиться по монитору видеообзора в отсутствии препятствий для движения, переключить КРО в положение «назад», нажать «Педаль бдительности», подать звуковой сигнал (два длинных) и на положении рукоятки КМ «ХОД -1» привести поезд в движение со скоростью не более 5 км/ч. При невозможности привести поезд в движение на основном управлении, привести поезд в движение на резервном управлении. Если на резервном управлении поезд в движение не пришел, доложить об этом поездному диспетчеру и перейти на УОС, для чего:
- при отключенных контроллерах реверса перевести блокиратор БАРС в положение «БАРС 1, 2»;
- нажать кнопку аварийного хода (КАХ);
- установить контроллер реверса в положение «назад»;
- нажать «Педаль бдительности»;
- привести поезд в движение на положении «ХОД -1», со скоростью не более 5 км/ч.
После въезда поезда на станцию остановить поезд у сигнального знака «Остановка первого вагона» экстренным тормозом, открыть двери для высадки пассажиров, доложить поездному диспетчеру и приступить к ликвидации загорания согласно п. 1.8.2.5 данной инструкции.
1.9.Снятие сигнала абсолютной остановки (А.Ост) при необходимости.
На мониторе машиниста в графах «V доп» и «V пред» - показание «ОЧ» периодически сменяется на показание «0» и горят три светодиода «ДАУ, ДНЕПР, А.Ост». При наличии сигнала абсолютной остановки «А.Ост» и разрешающем показании светофора - запросить у поездного диспетчера снятие сигнала абсолютной остановки. При проследовании установленным порядком светофора с запрещающим показанием запросить у поездного диспетчера снятие сигнала абсолютной остановки(А.Ост). При включенном пригласительном сигнале подача сигнала «А.ост» в рельсовую цепь осуществляться не будет.
При невозможности снять сигнал абсолютной остановки перейти на УОС предварительно доложив об этом поездному диспетчеру.
Вспомогательный поезд.
1.10.1. Вспомогательный поезд назначается в следующих случаях:
- при невозможности восстановления управления поездом в течение 5 минут с момента остановки;
- при перекрытии концевых кранов тормозной магистрали между вагонами, наличии менее 50% пневматических тормозов в головной части поезда и необходимости перехода на ручное управление краном машиниста (неисправности АБСД, при утечке воздуха из тормозной магистрали головного вагона). Вспомогательный поезд в этом случае назначается в неправильном направлении;
- при разрыве поезда назначаются два вспомогательных поезда с разных направлений;
-при невозможности восстановить работу мотор-компрессоров и давлении воздуха в напорной магистрали поезда менее 5 атм;
- при потере машинистом способности управлять поездом.
1.10.2. Порядок назначения вспомогательного поезда:
1.10.2.1. Если вспомогательный поезд назначается со станции, он должен следовать без пассажиров.
1.10.2.2. В случае назначения двух вспомогательных поездов с разных направлений, машинист неисправного поезда должен первым встречать вспомогательный поезд, прибывающий в неправильном направлении.
1.10.2.3. После затребования вспомогательного поезда машинист не имеет права приводить поезд в движение до прибытия вспомогательного поезда или до получения указания поездного диспетчера о порядке дальнейшего движения.
1.10.2.4. Если после затребования вспомогательного поезда причина не позволяющая следовать подвижному составу будет устранена, машинист обязан доложить поездному диспетчеру о готовности к дальнейшему следованию. В этом случае поездной диспетчер может отменить назначение вспомогательного поезда и разрешить отправиться поезду с принятием необходимых мер, обеспечивающих безопасность движения. Отмена вспомогательного поезда производится приказом поездного диспетчера.
1.10.2.5. После вызова вспомогательного поезда машинист неисправного поезда должен затормозить состав стояночным тормозом. Проверить включенное состояние поездной радиосвязи и исправность красных сигнальных огней в той кабине, где ожидается прибытие вспомогательного поезда. Передать пассажирам по громкоговорящему оповещению информацию, согласно перечня. Далее находиться в кабине управления со стороны прибытия вспомогательного поезда.
1.10.2.6. Если вспомогательный поезд назначен в неправильном направлении, а соединенный поезд будет следовать в правильном направлении, то машинист неисправного поезда должен отключить кран К-35 в головной кабине своего поезда.
1.10.2.7. После получения от машиниста вспомогательного поезда сигнала «три коротких» машинист неисправного поезда подает сигнал «один длинный».
1.10.3. Порядок производства сцепа:
1.10.3.1. Машинист вспомогательного поездаостанавливает свой поезд на расстоянии не менее 25 метров от неисправного поезда, а на подъеме 30 %0 и более - не менее 50 метров, подать сигнал остановки «Три коротких». По сигналу машиниста неисправного поезда «один длинный» следовать со скоростью 3 км/час, произвести остановку на расстоянии 1,5 - 2 метра от неисправного поезда электропневматическим тормозом. Отключить поездные устройства АЛС-АРС. Распломбировать и отключить кран К-35 в кабине управления головного вагона.
1.10.3.2. Машинист неисправного поездав сигнальном жилете должен спуститься на путь. Открыть крышки электроконтактных коробок на сцепляемых составах, убедиться в наличии уплотнительных колец напорной и тормозной магистралей, работоспособности сцепных механизмов, потянув за тросик, и сцентрировать автосцепки. Установить изоляторы на подвижные каретки ЭКК. Для центрирования автосцепок по вертикали, перекрывает кран К-7 или К-8, при помощи троса предохранительного клапана пневмоподвешивания произвести центрирование. Подняться в кабину управления и подать сигнал машинисту вспомогательного поезда на производство сцепления поездов.
1.10.3.3.Машинист вспомогательного поездапо сигналу машиниста неисправного поезда должен привести свой поезд в движение со скоростью не более 2 км/ч. В момент сцепа применить экстренное торможение переводом тумблера «ТОРМОЗ ЭКСТРЕННЫЙ» в верхнее положение. После производства сцепа машинисты неисправного и вспомогательного поезда должны убедиться в том, что сцеп произведен (по наличию острого угла между рычагом и тягой сцепного механизма). Машинист неисправного поезда должен подать команду машинисту вспомогательного поезда «на расцеп». Машинист вспомогательного поезда должен установить вернуть тумблер «ТОРМОЗ ЭКСТРЕННЫЙ» в поездное положение, установить контроллер реверса в положение «НАЗАД», включить педаль бдительности и проверить на расцеп. Убедившись в отсутствие расцепа, произвести экстренное торможение переводом тумблера «ТОРМОЗ ЭКСТРЕННЫЙ» в верхнее положение, установить контроллер реверса в нулевое положение. При производстве сцепа на уклоне проверка на расцеп не производится.
1.10.3.4.Машинист неисправного поездадолженоткрыть концевые краны напорной и тормозной магистрали (если магистрали исправны).
1.10.3.5.Ответственность за правильность сцепления возлагается на машиниста неисправного поезда.
1.10.4.После производства сцепа машинисты неисправного и вспомогательного поездадолжныпроизвести сокращенную проверку пневматических тормозов (если концевые краны открывались), для чего:
1.10.4.1. Машинист вспомогательного поезда, по команде машиниста неисправного поезда «проверка тормозов», должен перекрыть кран К-11 (РВТБ), перевести рукоятку крана К29 в положение «Р», перевести ручку крана машиниста во второе положение контр. Машинисты неисправного и вспомогательного поезда должны контролировать зарядку тормозной магистрали до 5 атм. по двухстрелочным манометрам и отпуск тормоза по манометрам ТЦ в своих кабинах управления.
1.10.4.2.Далее машинист вспомогательного поезда, по команде машиниста неисправного поезда «тормози» должен перевести ручку крана машиниста в шестое положение. Машинисты неисправного и вспомогательного поездов должны контролировать разрядку тормозной магистрали до 3 атм. по двухстрелочным манометрам и появление давления в ТЦ 2,4-2,6 атм., по манометрам ТЦ.
1.10.4.3. После проверки пневматических тормозов машинист вспомогательного поезда по команде машиниста неисправного поезда «проверка тормозов закончена» должен перевести рукоятку крана К29 в положение «А», открыть кран К-11 (РВТБ) и отключить автоматы защиты «Питание крана машиниста основное SF-19 и резервное SF-20» на ППЗ. Машинист неисправного поезда обязан проконтролировать уход с крана и отключение автоматов защиты SF-19 и SF-20 машинистом вспомогательного поезда.
1.10.5. Если вспомогательный поезд назначался в правильном направлении, то после производства сцепа:
1.10.5.1. Машинист неисправного поездадолжен возвратиться в головную кабину, где отпустить стояночный тормоз, и доложить поездному диспетчеру о переходе на УОС (на участке АЛС-АРС заказать включение светофоров автоблокировки). После получения от поездного диспетчера разрешения на отправление (на участке АЛС-АРС включения светофоров автоблокировки), по поездной радиосвязи дать команду машинисту вспомогательного поезда: «Машинист …... маршрута, стояночные тормоза отпущены, путь свободен, вперед».
1.10.5.2. Машинист вспомогательного поезда, по команде машиниста неисправного поезда, должен перевести контроллер реверса резервный (КРР) в положение «Вперед», по поездной радиосвязи сообщить «Машинист ........ маршрута, к отправлению готов». Нажать педаль бдительности (ПБ). Контролировать зарядку тормозной магистрали по двухстрелочному манометру и падение давления воздуха в тормозных цилиндрах по манометру ТЦ.
1.10.5.3. Машинист неисправного поезда, после получения от машиниста вспомогательного поезда подтверждения готовности следования обязан:
- перевести контроллер реверса резервный (КРР) в положение «ВПЕРЁД»;
- перевести тумблер «ТОРМОЗ ЭКСТРЕННЫЙ» в верхнее положение, а рукоятку крана К29 в положение «Р - ручное управление краном машиниста»;
- нажать педаль бдительности и произвести отпуск тормозов переводом ручки крана машиниста во 2 положение.
1.10.5.4. Машинист вспомогательного поезда, после зарядки тормозной магистрали должен нажать кнопку «ХОД-1» на резервном пульте управления. При скорости 5 - 8 км/час кнопку «ХОД-1» отпустить для проверки тормозов в движении машинистом неисправного поезда. При трогании сцепа на подъеме - при начале зарядки тормозной магистрали нажать кнопку «ХОД-2». При необходимости применения экстренного торможения вспомогательного поезда перевести ручку крана К29 в положение – «Р» или открыть стоп-кран.
1.10.6. Если вспомогательный поезд назначался в неправильном направлении, то после производства сцепа машинист вспомогательного поезда контролирует отпуск стояночного тормоза и перекрытие крана К-35 машинистом неисправного поезда и возвращается в головную кабину, где докладывает поездному диспетчеру о готовности к следованию сцепа.
1.10.7. В случае необходимости приведения сцепа на подъеме применить РЕЖИМ «СУПЕР-ПОДЪЕМ» для чего:
- проверить нахождение блокиратора АРС в положении «БАРС 1, 2», включенное положение кнопки «КАХ» и отключенное положение кнопки «ТОРОМОЗ РЕЗЕРВНЫЙ»;
- включить кнопку «АЛС»;
- включить контроллер реверса основной (КРО);
- нажать педаль бдительности (ПБ);
-перевести рукоятку контроллера машиниста (КМ) в положение «ВЫБЕГ»;
- на 3 секунды нажать кнопку «ПОДЪЁМ»;
-контролировать зарядку тормозной магистрали. При давлении в тормозной магистрали не более 3 - х атмосфер перевести рукоятку КМ в положение «ХОД-4»;
- во время движения поддерживать скорость не менее 15 км/час.
1.10.8. Разобщительный кран К-29 должен быть открыт только в кабине управления головного вагона первого по ходу движения поезда. Контроль за давлением в тормозной и напорной магистралях, а также в тормозных цилиндрах должен осуществляться машинистами обоих поездов. При появлении давления в тормозных цилиндрах, машинист вспомогательного поезда должен отключить тяговые двигатели, если они были включены.
1.10.9. Во всех случаях руководство движением и ответственность за безопасность движения соединенного поезда возлагается на машиниста первого по ходу поезда.
1.10.10. При назначении вспомогательного поезда с перегона, высадка из вспомогательного и неисправного поездов производится на ближайшей станции. Сначала производится высадка из первого по направлению движения поезда. Затем, после окончания высадки пассажиров и закрытия дверей, соединенный сцеп продвигается и останавливается у соответствующего сигнального знака, после чего производится высадка пассажиров из второго поезда. Двери закрываются после окончания высадки пассажиров по сигналу дежурного по станции.
1.10.11. Если причина потери управления поездом из головной кабины неисправного поезда будет обнаружена и устранена после сцепления со вспомогательным поездом, то независимо от этого, поезда должны следовать в сцепе. Производить расцепление поездов на главных путях перегонов запрещается.
1.11.В случае потери машинистом способности управлять поездом, поездной диспетчер должен дать приказ машинисту сзади идущего поезда на оказание помощи и при необходимости производства сцепа. Машинист сзади идущего поезда, после получения приказа на оказание помощи, обязан:
-остановить свой поезд на расстоянии не менее 25 метров от впереди стоящего поезда, а на подъеме 30%о и более - не менее 50 метров, затормозить поезд (состав) стояночным тормозом, подать звуковой сигнал остановки;
- открыть стоп-кран, доложить поездному диспетчеру, спуститься на путь, подойти к поезду, определить местонахождение машиниста;
- подняться в хвостовую кабину, попытаться связаться с машинистом. Если машинист не отвечает, доложить об этом поездному диспетчеру, включить контроллер реверса основной, пройти в головную кабину, определить состояние машиниста. По возможности оказать ему первую помощь.
1.11.2. После доклада поездному диспетчеру, возвратиться на свой поезд, доложить об этом поездному диспетчеру и самостоятельно произвести сцеп.
1.11.3.О готовности сцепа к движению машинист обязан доложить поездному диспетчеру. Управление тяговыми двигателями и пневматическими тормозами осуществляется из головной кабины первого по ходу движения поезда. Высадку пассажиров из поезда произвести на ближайшей станции.
1.12. Машинист обязан вызвать бригаду пункта восстановительных средств (ПВС) в случаях:
1.12.1. Схода колесной пары (колесных пар) с рельсов;
1.12.2. Излома частей или узлов оборудования вагонов, выходящих за габарит электроподвижного состава и препятствующего дальнейшему безопасному движению.
1.12.3. При невозможности извлечения человека из-под вагона.