Порядок действий машиниста при вынужденной остановке поезда.
1.2.1. Остановить поезд по возможности на площадке и прямом участке пути вблизи телефона тоннельной связи, если не требуется экстренной остановки.
1.2.2. После остановки доложить об этом поездному диспетчеру, объявить пассажирам о задержке отправления поезда и соблюдении спокойствия (в соответствии с перечнем текстов информации пассажиров, передаваемых по поездному радиооповещению). При необходимости включить стояночный тормоз.
1.2.3. Выяснить возможность дальнейшего следования, принять меры к устранению возникшего препятствия для движения.
1.2.4. После устранения препятствия для движения доложить об этом поездному диспетчеру, переключить тумблер «ТОРМОЗ СТОЯНОЧНЫЙ» в верхнее положение «ОТПУЩЕН», по монитору машиниста убедиться в отключении стояночного тормоза на всех вагонах состава, проверить отсутствие сопротивления движению согласно п. 1.20 данной инструкции и продолжить дальнейшее движение поезда (состава).
1.2.5. При невозможности устранения препятствия для движения затребовать восстановительное формирование и обеспечить по согласованию с поездным диспетчером вывоз или вывод пассажиров из тоннеля на станцию.
1.2.6. При обнаружении препятствия для движения на смежном пути машинист должен принять меры к остановке встречного поезда, доложив о препятствии поездному диспетчеру с требованием остановить встречный поезд на станции, или подать ручной (звуковой) сигнал остановки, если встречный поезд находится в пределах видимости.
1.2.7. В случае приближения к стоящему впереди поезду машинист обязан остановить свой поезд на расстоянии не менее 25 м от него, а на спусках более 30 %0 - не менее 50 м, подать сигнал остановки, немедленно доложить об этом поездному диспетчеру по поездной радиосвязи или тоннельной связи и далее действовать по его указанию. Пункт 18.51 ПТЭ метрополитенов РФ.
1.2.8. В случае вынужденного ограничения скорости не более 10 км/ч, машинист обязан доложить об этом поездному диспетчеру, установленным порядком отключить поездные устройства АЛС - АРС (перейти на УОС). На участке линии, где основным средством сигнализации при движении поездов является АЛС-АРС, затребовать включение сигнальных огней автоблокировки.
1.2.9. Во всех случаях экстренной остановки поезда машинист обязан доложить об этом поездному диспетчеру и принять меры для проверки состояния колесных пар в движении, для чего вызвать на состав резервного машиниста или машиниста-инструктора.
1.2.10. Обо всех выявленных недостатках и нарушениях нормальной работы электроподвижного состава, устройств и сооружений метрополитена машинист, по окончании смены, должен написать рапорт установленной формы.
1.3. При вынужденной остановке поезда по неисправности электроподвижного состава машинист должен:
1.3.1. Перевести рукоятку контроллера машиниста (КМ) в положение «ТОРМОЗ-3», кратковременно нажать кнопку «ВОСПРИЯТИЕ ТОРМОЖЕНИЯ», отключить контроллер реверса основной (КРО), после выдержки 3 секунды включить КРО вновь (если шум утечки воздуха от вентиля В11(РВТБ) мешает докладу поездному диспетчеру - отключить КРО).
1.3.2. Если управление поездом не восстановилось - доложить поездному диспетчеру: «Диспетчер! Машинист поезда №.., маршрута №.., нахожусь на перегоне, станции…. 1, 2 путь, у пикета №.., (у светофора №..), рельсовая цепь №… произошло экстренное торможение (потеря управления поездом) определяюсь с характером неисправности».
1.3.3. Включить контроллер реверса основной (КРО), в течение 30 секунд определить характер неисправности, по монитору машиниста, на основном пульте управления (ОПУ), по двухстрелочному манометру, и по характерному звуку включения крана машиниста при переключении КРО.
1.3.3.1. Порядок определения характера неисправности:
По монитору машиниста проверить:
- исправность БУП - цифры в левом нижнем углу монитора машиниста изменяют свои показания (БУП исправен);
-наличие информации в строке БУП;
- давление в тормозных цилиндрах состава Pmin; Pmax (норма Pmin; Pmax 1,5 - 1,8 атм. – 2-ая уставка порожнего режима);
- давление в напорной магистрали «Pнм» (норма 6,3 - 8,2 атм.);
- напряжение на АКБ «Uбс» (норма 75 вольт);
-наличие информации в основном меню (строки «ДВЕРИ», «БВ», «СТ ТОРМ», «БУВ», «ЗАЩ ИПП» должны быть зеленого цвета);
- в режиме ВО проверить состояние тяговых приводов и строки «НАПР КС», «ТКПР ОТЖ», «МЕЖВАГ С».
-в режиме АРСпроверить показание фактической скорости (должно быть показание - «V факт 0 км/ч»), а так же допустимой и предупредительной скорости V доп - V пред (на станции должно быть 40/40);
- проверить исправность БАРС - квадраты АРС в правом верхнем углу монитора машиниста (при стоянке должны быть красного цвета).
На блоке индикации (БИ) проверить:
- включение светодиода «ИСПР» (ИСПР - исправность БАРС);
-наличие признака направления - «светодиод ЛН»;
- включение скоростемера и его показания - «00»;
- наличие разрешающих сигнальных показаний АЛС-АРС на шкальном индикаторе (при стоянке на станции - 40/40).
По двухстрелочному манометру проверить:
- соответствие давления в тормозной магистрали (красная стрелка - норма 3 атм) и напорной магистрали (черная стрелка - норма 6,3 - 8,2 атм) установленным нормам;
- отключить КРО, обращая внимание на давление ТМ (должно понизиться до 2,3 – 2,7атм и далее не падать), затем включить, контролируя при этом характерный звук включения вентиля В-9 питания крана машиниста.
На ППЗ проверить:
- включённое положение всех автоматов защиты.
1.3.3.2. При потере управления поездоми отсутствии признаков неисправности, описанных в п. 1.3.3.1 данной Инструкции, машинист обязан на время выхода из случая, отключить систему «ПрОст» поочередным нажатием кнопок «№» и «стрелка влево» «←»на функциональной клавиатуре машиниста (ФКМ). Проконтролировать смену цвета символа «К» на красный. Если «ПрОст» не является причиной потери управления, то машинист обязан вновь включить систему «ПрОст» поочередным нажатием кнопок «№» и «стрелка влево» «←»на ФКМ. Проконтролировать смену цвета символа «К» на зеленый.
1.3.4. После определения характера неисправностидоложить поездному диспетчеру о характере неисправности и своих дальнейших действиях. В соответствии с полученной информацией принять меры к устранению неисправности электроподвижного состава, согласно данной инструкции.
1.3.5.В установленные сроки информировать пассажиров о задержке отправления поезда (в соответствии с перечнем текстов дополнительной информации пассажиров, передаваемых машинистом по поездному радиооповещению).
1.3.6. Во время устранения неисправности перед опробованием работы схемы на «ХОД» машинист обязан контролировать и повторять вслух показания шкального индикатора, светофора, положение стрелок и свободность пути.
1.3.7. После устранения неисправности на электроподвижном составе машинист обязан доложить поездному диспетчеру о готовности к дальнейшему следованию, скорости следования и возможности следования (с пассажирами, или без пассажиров), далее действовать по его указанию.
1.3.7.1. Перед отправлением передать текст информации пассажирам: «Уважаемые пассажиры! Будьте осторожны, поезд отправляется».
1.3.7.2. Перед отправлением после устранения неисправности на составе машинист обязан проверить накат (на уклоне более 5 %0 накат не проверяется, накат в этом случае проверить на ближайшей станции).
1.3.8. Перед переходом на резервный комплект АРС, УОС, перед переключением тумблера АБСД, перед открытием крана К-35, а также во всех случаях нарушения целостности пломб на приборах безопасности машинист обязан доложить об этом поездному диспетчеру.
1.4. Перед уходом из кабины управления для выявления и устранения неисправности машинист обязан:
1.4.1. Доложить о необходимости ухода из кабины управления поездному диспетчеру, запросить (при необходимости) включение рабочего и дополнительного освещения в тоннеле.
1.4.2. Включить стояночный тормоз, для чего:
- при включенном контроллере реверса переключить на вспомогательном пульте управления (ВПУ) тумблер «ТОРМОЗ СТОЯНОЧНЫЙ» в нижнее положение «ПРИЖАТ»;
- по монитору машиниста проверить включение стояночного тормоза на всех вагонов состава;
- нажать кнопку «ТОРМОЗ РЕЗЕРВНЫЙ»;
- убедиться в отсутствии скатывания состава;
- отключить кнопку «ТОРМОЗ РЕЗЕРВНЫЙ».
1.4.3. Перевести контроллер реверса в нулевое положение. Убедиться в появлении на мониторе машиниста информации «РВ отключены», по манометру ТЦ проверить заторможенное состояние состава. Для самоконтроля повторить вслух «РВ отключены, состав заторможен».
1.4.4. При необходимости отпустить пневматические тормоза:
- перекрыть кран К-11 (РВТБ);
- перевести рукоятку крана К29 в положение «Р»;
- перевести рукоятку крана машиниста во 2 положение;
- убедиться в зарядке ТМ до 5атм и отпуске пневмотормоза по манометру ТЦ и монитору машиниста в режиме СОТ.
1.4.5. Передать текст информации пассажирам: «Уважаемые пассажиры! По техническим причинам отправление поезда задерживается, просьба соблюдать спокойствие и порядок».
1.4.6. Взять с собой рукоятку блока распределительного устройства (БРУ), фонарь и другой необходимый инвентарь.
1.4.7. Запереть двери кабины машиниста на трехгранный ключ.
1.5. Если при осмотре подвижного состава появляется опасность касания токоведущих частей состава или контактного рельса (определяет машинист), необходимо снять напряжение с контактного рельса для чего:
1.5.1. Затребовать от поездного диспетчера снятие напряжения с контактного рельса (указав свою фамилию) для производства работ на подвижном составе, извлечении человека из-под поезда и т.д. Если поезд (состав) остановился в пределах пассажирской платформы только частью вагонов, машинист обязан сообщить об этом поездному диспетчеру при передаче требования на снятие напряжения с контактного рельса.
1.5.2. Получить от поездного диспетчера приказ о снятии напряжения.
1.5.3. Повторить поездному диспетчеру принятый приказ о снятии напряжения и получить подтверждение, что он принят правильно.
1.5.4. Убедиться в отсутствии напряжения на составе по показанию киловольтметра и по монитору машиниста (в строке «НАПР КС» показания поменяются с зеленого на розовый). На 10-15 секунд нажать кнопку «КОМПРЕССОР РЕЗЕРВНЫЙ» для разрядки конденсаторов сетевых фильтров.
1.5.5. Установить заземляющее устройство (закоротку), предварительно проверив ее исправность:
- в диэлектрических перчатках установить зажим «закоротки» на ходовой рельс и надежно закрепить винтом;
- установить скобу «закоротки» на контактный рельс и надежно закрепить вращением ручки.
В случае остановки поезда (состава) на двух фидерных зонах, устанавливаются две «закоротки» (по одной на каждую фидерную зону). О снятии напряжения с двух фидерных зон машиниста предупреждает поездной диспетчер.
Примечание: при постановке заземляющего устройства на парковых путях, соединительных ветках и стрелочных съездах станционных путей, оно должно быть установлено так, чтобы между местом его установки и ближайшей колесной парой вагона не было изолирующего стыка
1.5.6. Доложить поездному диспетчеру об установке заземляющего устройства и приступить к осмотру электроподвижного состава и устранению неисправности.
1.5.7. По окончании работ в диэлектрических перчатках снять заземляющее устройство в обратном порядке (сначала с контактного рельса, а затем с ходового).
1.5.8. Затребовать у поездного диспетчера подачу напряжения на контактный рельс, сообщив ему о снятом заземляющем устройстве и свою фамилию. С момента подачи заявки контактный рельс считается под напряжением. При задержке подачи напряжения на контактный рельс более 2 минут с момента подачи заявки следует выяснить у поездного диспетчера причину задержки.
1.5.9. Машинист должен запомнить (записать) время, номера приказов о снятии и подаче напряжения для составления рапорта.
1.5.10. В случае снятия напряжения с контактного рельса при следовании на двухпутном участке машинист обязан остановить поезд, не доезжая до головного вагона, стоящего на соседнем пути поезда.
1.5.11. Перед осмотром состава с левой стороны на двухпутном участке необходимо остановить встречный поезд на соседнем пути. Машинист остановившегося на соседнем пути поезда должен при необходимости оказать помощь по выходу из аварийной ситуации.