Конфликтующий самолет (Intruder)
Самолет, находящийся в пределах зоны наблюдения системы TCAS, который оснащен функционирующим ответчиком радиолокационной системы службы УВД, соответствующей стандарту ИКАО, или ответчиком режима-S.
Режим-А (Mode A)
Один из режимов передачи, используемых радиолокационной системой службы УВД, соответствующей стандарту ИКАО, который обеспечивает в ответ на запрос передачу ответа, содержащего конкретный идентификационный код самолета (код «4096»).
Ответы, передаваемые в режиме-А, не содержат данные по высоте. Таким образом, ни одна из систем TCAS не работает в режиме-А, так как невозможно составить рекомендацию по устранению конфликтной ситуации на основе только ответа в режиме-А.
Зачастую термин «режим-А» используется в значении «ответа ответчика без данных по высоте», но такое использование термина может привести к путанице с узкой, технической точки зрения. Ответчики, в которых может быть отключена функция сообщения данных по высоте, не возвращаются к работе только в исходном режиме-А.
Вместо этого они продолжают передавать ответы в режиме-С, но без указания данных по высоте. Работая в таком режиме ответчики продолжают передавать как ответы в режиме-А (установленный код «4096»), так и ответы в режиме-С, которые не содержат данные по высоте (см. определение режима-С ниже).
ПРИМЕЧАНИЕ: В настоящем руководстве термин «режим-А», как правило, используется в широком смысле и относится к ответчикам, которые передают ответы в режиме-С без указания данных по высоте.
Режим-C (Mode С)
Один из режимов передачи, используемых радиолокационной системой службы УВД, соответствующей стандарту ИКАО, который в состоянии в ответ на запрос передать ответ, содержащий данные по высоте. Передача ответов в режиме-С без указания высоты возможна в том случае, когда система кодирования высоты вышла из строя, отключена или отсутствует. Ответ в режиме-С не содержит идентификационный код самолета (код «4096»); передаются только данные по высоте.
Зачастую термин «режим-С» используется в значении «ответа ответчика, содержащего данные по высоте», но такое использование термина может привести к путанице с узкой, технической точки зрения. Ответчики, в которых может быть отключена функция сообщения данных по высоте, не перестают отвечать на запросы в режиме-С. Вместо этого они продолжают передавать ответы в режиме-С, но без указания данных по высоте.
Типовые радиолокаторы службы УВД попеременно запрашивают ответы в режиме-А и в режиме-С с тем, чтобы получить как идентификационный код, так и данные по высоте. Система ТСAS запрашивает ответы только в рсжиме-С, так как ответы в режиме-А не содержат какую-либо дополнительную информацию, которая может быть полезна при расчете рекомендаций ТА и RA.
ПРИМЕЧАНИЕ: В настоящем руководстве термин «режим-С», как правило, используется в широком смысле и относится к ответчикам, которые передают ответы в режиме-С с указанием данных по высоте.
Дальность до самолета рассчитывается по времени поступления ответа на запрос. Рассчитанная дальность представляет собой расстояние до самолета по прямой линии в трехмерном пространстве. Такое расстояние часто называют «наклонной» дальностью и по характеру оно сходно с расстоянием, отображаемом на дисплее дальномерного оборудования (DME). После получения информации по высоте от ответчика режима-С производится корректировка отображаемого расстояния с тем, чтобы на дисплее была представлена дальность до самолета по горизонтали.
Таким образом, отображение на дисплее объектов воздушного движения без указания данных по высоте может вводить в заблуждение. Например, самолет, о котором отсутствуют данные по высоте, может находиться на крайне низкой высоте, в то время как самолет, оборудованный системой TCAS, находиться на большой высоте - на высоте эшелона полета. Этот самолет может отображаться на дисплее, как находящийся в стороне, а на самом деле он может находиться практически непосредственно под самолетом, оборудованным системой TCAS.
Система TCAS может вычислить разницу по высоте между собственным самолетом и конфликтующим самолетом на основе информации по высоте, содержащейся в ответе в режиме-С. В результате этого высота конфликтующего самолета и дальность до него отображаются более точно.
Режим-S (Mode S)
Один из режимов передачи, используемых радиолокатором вторичного наблюдения, который позволяет напрямую запрашивать ответчик с поверхности земли или с воздуха. Каждому самолету, оснащенному ответчиком режима-S, присвоен уникальный зарегистрированный адрес ИКАО (Международная организация гражданской авиации), по которому запросы ответчику могут посылаться напрямую. В этом режиме также может осуществляться ограниченная двусторонняя передача данных между самолетом и запрашивающей станцией.
Режим-S является тем средством, с помощью которого один самолет, оборудованный системой TCAS 2000, координирует стратегии предотвращения столкновения с другим самолетом, оборудованным TCAS 2000.
Прочий объект воздушного движения (Other Traffic)
В виде прочего объекта воздушного движения отображается любой самолет, посылающий ответ на запрос с помощью ответчика, который не классифицируется как «конфликтующий самолет» (Intruder) или «приближающийся самолет» (Proximate Traffic), в отношении которых необходимо выдать сообщение ТА или RA, и который находится в пределах установленного на дисплее диапазона дальности отображения.
Приближающийся самолет (Proximate Traffic)
В виде приближающегося самолета на дисплее отображается любой самолет, посылающий ответ на запрос с помощью ответчика, который находится в пределах горизонтального радиуса отображения дисплея и в пределах ± 1200 футов по вертикали относительно самолета, оборудованного системой TCAS 2000. Приближающиеся самолеты отображаются на дисплее наряду с сообщениями ТА или RA в том случае, когда переключатель «TRAFFIC» (объект воздушного движения) установлен в положение «AUTO», или отображаются при любых условиях, когда переключатель «TRAFFIC» установлен в положение «ON».
Рекомендация по устранению конфликтной ситуации (Resolution Advisory -RA)
Речевое или визуальное сообщение, в котором содержатся указания пилоту по тем действиям, которые необходимо предпринять, или те действия, которые необходимо избегать, для поддержания или увеличения вертикального разделения относительно конфликтующего самолета. Эти рекомендации передаются экипажу самолета в тот момент, когда прогнозируется, что через 15-35 секунд конфликтующий самолет может войти в зону столкновения самолета, оборудованного системой TCAS 2000. Рекомендации по устранению конфликтной ситуации бывают двух видов.
1. Корректирующая рекомендация (Corrective Advisory): Рекомендация по устранению конфликтной ситуации, в соответствии с которой пилот должен управлять вертикальной скоростью самолета таким образом, чтобы стрелка указателя вертикальной скорости переместилась или оставалась в диапазоне, обозначенном на дисплее VSI/TRA дугой ЗЕЛЕНОГО цвета.
2. Профилактическая рекомендация (Preventive Advisory): Рекомендация по устранению конфликтной ситуации, в соответствии с которой пилот должен управлять вертикальной скоростью самолета таким образом, чтобы стрелка указателя вертикальной скорости пребывала вне диапазона скоростей, обозначенного на дисплее VSI/TRA дугой КРАСНОГО цвета. При ограничивающей рекомендации ЗЕЛЕНАЯ дуга не отображается.
Система TCAS 2000 (TCAS 2000)
Конкретное изделие компании Honeywell Inc., которое соответствует требованиям или превышает требования, предъявляемые Федеральным управлением гражданской авиации США к техническим характеристикам системы TCAS П. Конкретная информация о различиях между системами TCAS 2000 и TCAS II представлена в Разделе 1.3, на Рис. 5-1 и в Табл. 5-1.
Система TCAS II
A) Разработанная Федеральным управлением гражданской авиации США Система отображения воздушной обстановки и предотвращения столкновений самолетов в воздухе предназначена для сокращения количества столкновений в воздухе. Римская цифра «II» в названии системы означает, что система в состоянии предоставлять рекомендации по устранению конфликтной ситуации в вертикальной плоскости полета.
Данная система посылает запросы и получает ответы от ответчиков (радиолокаторов-маяков), установленных на борту самолетов, рассчитывает траекторию полета этих самолетов, принимает решение о том, представляет ли какой-либо из этих самолетов угрозу для самолета, оборудованного системой TCAS II, и передает экипажу самолета предупреждения о воздушной обстановке и рекомендации по устранению конфликтной ситуации. Ко всем системам TCAS II со стороны Федерального управления гражданской авиации США предъявляется требование о соответствии положениям Поправки № 6.04а (Change 6.04a) и Изменения 7.0.
B) Конкретное изделие компании Honeywell Inc., которое соответствует требованиям или превышает требования, предъявляемые Федеральным управлением гражданской авиации США к техническим характеристикам системы TCAS II.
Предупреждение о воздушной обстановке (Traffic Advisory -ТА)
Рекомендация, передаваемая пилоту в тот момент, когда прогнозируется, что через 20-48 секунд конфликтующий самолет может войти в зону столкновения самолета, оборудованного системой TCAS 2000. Система TCAS 2000 передает предупреждения о воздушной обстановке для информирования экипажа самолета о том, что, возможно, существует угроза безопасности его полета.
Зона предупреждения (Warning Area)
Участок трехмерного воздушного пространства, который начинается за 15-35 секунд до того, как в соответствии с прогнозом системы TCAS конфликтующий самолет войдет в зону столкновения самолета, оборудованного системой TCAS 2000.
Рекомендация по ослаблению маневра (Weakening Advisory)
Рекомендация «ADJUST VERTICAL SPEED» (скорректировать вертикальную скорость) предоставляется пилоту в целях сокращения отклонения от разрешенной траектории полета, сведения к минимуму нарушений работы службы управления воздушным движением, а также сведения к минимуму ухода с установленной высоты полета.
Приложение С | ИНДИКАТОРЫ TCAS II |