Почему самолет, находящийся в прямолинейном горизонтальном полете, получает больше сообщений RA, чем самолет, набирающий высоту?

Такая ситуация может сложиться в нескольких случаях. Во-первых, на близлежащих высотах просто может находиться больше самолетов, чем в районе коридора для набора высоты. В другом случае служба управления воздушным движением должна освободить крупный район для установления коридора для набора высоты. Кроме того, на более низких высотах больше самолетов, выполняющих визуальный полет, чем на больших высотах.

9. Каким образом учитываются летно-технические характеристики самолета при выдаче рекомендации RA по набору высоты?

В систему TCAS 2000 заложена информация об ограничениях самолета по высоте и по летно-техническим характеристикам. Эта информация используется логической схемой системы. В основу таких ограничений положен разрешенный диапазон высоты полета, а также летно-технические характеристики самолета в различных конфигурациях. В части сертификации системы эти ограничения записываются в постоянное запоминающее устройство в процессе установки системы на конкретный тип самолета.

Таким образом, для вашего самолета, находящегося в посадочной конфигурации, не может быть выдана рекомендация RA по увеличению скорости набора высоты в том случае, если в этой конфигурации он не в состоянии выполнить такой маневр. Вместо этого поступит либо рекомендация RA «MONITOR VERTICAL SPEED» (следите за вертикальной скоростью) (для поддержания текущей высоты), либо «DESCEND, CROSSING DESCEND» (снизиться с пересечением высоты другого самолета).

Если оба участвующих в конфликте с выдачей рекомендации RA самолета оборудованы системой TCAS, то в результате координации между системами TCAS обоим самолетам будут даны команды по выполнению соответствующих маневров. Требования по летно-техническим характеристикам, предъявляемые к самолету в связи с сертификацией установки систем TCAS, содержатся в информационном циркуляре Федерального управления гражданской авиации за номером АС 20-131A (Advisory Circular АС 20-131 А).

10. В случае, когда информация о траектории и высоте полета конфликтующего самолета утеряна во время действующей рекомендации RA, прекращается передача рекомендации RA без сообщения «CLEAR OF CONFLICT» (конфликт устранен). Какие действия следует предпринять пилоту?

В любом случае, когда действующая рекомендация RA исчезает с дисплея или заменяется на предупреждение ТА без передачи сообщения «CLEAR OF CONFLICT» (конфликт устранен), пилот должен, по возможности, продолжать усилия по установлению и поддержанию визуального контакта с конфликтующим самолетом вплоть до устранения конфликта, а затем вернуться на разрешенную службой УВД высоту.

Такая ситуация имеет место в одном из двух случаев. Во-первых, если утеряна информация о высоте конфликтующего самолета, рекомендация RA преобразуется обратно в предупреждение ТА. Во-вторых, если система TCAS не в состоянии получить от конфликтующего самолета достаточно данных для определения и отслеживания его траектории полета, через 6 секунд после этого рекомендация RA с дисплея удаляется.

Я обратил внимание на то, что когда я нахожусь в зоне аэропорта с высокой интенсивностью воздушного движения, с повышением концентрации находящихся вблизи объектов воздушного движения с моего дисплея иногда исчезают отдаленные объекты воздушного движения. Нормально ли это?

Да. Это нормально. В зонах с высокой концентрацией самолетов, оборудованных системой TCAS, в целях предотвращения искажения нормальных запросов радиолокатора службы УВД, все системы TCAS сокращают дальность, мощность и частоту посылаемых ими запросов. В результате этого сокращается радиус обзора системы TCAS. Кроме того, если в пределах этого радиуса находится свыше 50 самолетов, система TCAS будет отслеживать те 50 самолетов, которые представляют наивысшую степень угрозы.

В этой ситуации объекты воздушного движения, находящиеся на границе радиуса обзора системы, с дисплея временно удаляются. Когда интенсивность воздушного движения, отслеживаемого системой TCAS вблизи самолета, снижается, то возобновляется функция отслеживания отдаленных объектов. Во избежание возникновения такой ситуации и в отсутствии иных указаний пилотам рекомендуется на то время, пока самолет не находится в полете, перевести ответчик режима-S в режим горячего резерва, переведя переключатель режимов работы в положение «STBY».

Наши рекомендации