Обязательно ли сообщать о том, что самолет оборудован системой TCAS?
Да. Когда заполняется план полета, то в форму плана полета, утвержденную ИКАО, то в графу 18 «Comments» (Комментарии) или в другие соответствующие графы вносится тип самолета и оборудование.
Ниже приводятся утвержденные Федеральным управлением гражданской авиации США планы полетов для следующих примеров. Такая информация вносится в следующей форме:
«Т / Type Aircraft / Equipment»
В этом случае буква «Т» и следующая за ней косая линия означают, что самолет оборудован системой TCAS. Например, для самолета Boeing 757, оборудованного системой TCAS (Т/), системой DME (дальномер) и ответчиком кодирования высоты (/А), или для самолета фирмы Ильюшин ИЛ-62М, оборудованного системой TCAS (Т/) и ответчиком кодирования высоты (/U), в графу 18 вносятся следующие записи:
Т/ В757 / А
Т/ IL62M / U
Дополнительная информация по конкретным кодам оборудования представлена в Табл. 5-1-2 Информационного справочника для летчиков «Airman's Information Manual (AIM)» Федерального управления гражданской авиации США.
3. Как принимается решение о том, какой из самолетов передает рекомендацию RA?
Каждый из оборудованных системой TCAS самолетов выдает свою собственную рекомендацию RA. Система TCAS того самолета, который начинает передавать рекомендацию RA первым, считается контролирующей TCAS для такой рекомендации RA. В том случае, когда оба самолета одновременно передают рекомендацию RA, контролирующей системой TCAS является система на самолете, который имеет более низкий адрес идентификации режима-S.______
4. Какова максимальная дальность слежения и каковы критерии отображения объектов воздушного движения?
Федеральное управление гражданской авиации США предъявляет к системе TCAS II требование о том, чтобы она отслеживала самолет в целях предотвращения столкновения на расстоянии до 14 морских миль. Самолеты, находящиеся за пределами этого диапазона, отслеживаются и отображаются на дисплее в целях ознакомления пилотов с воздушной обстановкой в целом.
В системе TCAS II фирмы Honeywell на дисплее могут отображаться самолеты, оснащенные ответчиками режима-S, которые находятся на расстоянии до 80 морских миль от самолета, оснащенного системой TCAS. Конфликтующие самолеты, оснащенные ответчиками режима-С и/или режима-А, отображаются на дисплее в случае, если они находятся от самолета, оснащенного системой TCAS, на расстоянии не более 20 морских миль. (Информация по ответам в режиме-А и режиме-С представлена в Приложении В.).
Системы TCAS 2000 способны активно отслеживать самолеты на расстоянии вплоть до 80 морских миль и более. Системы TCAS 2000 также имеет возможность пассивно отслеживать пульсирующие сигналы ADS-B на частоте 1090 МГц на максимальном расстоянии 127 морских миль, если для этой цели производится соответствующее подключение и применяется подходящий дисплей.
Конкретная информация по диапазонам отслеживания приведена в Главе 1. Однако, способность отображать объекты воздушного движения, находящиеся на любом расстоянии, зависит от того, на какую дальность отображения установлен переключатель «RANGE» на пульте управления и от типа установленного дисплея. Дополнительная информация по этому вопросу представлена в официальном РЛЭ самолета.
5. По какой причине выдаются рекомендации без указания относительного пеленга? Что в этом случае необходимо предпринять?
В большинстве случаев для самолетов, оборудованных системой TCAS фирмы Honeywell с двумя направленными антеннами, такие рекомендации не формируются. Система TCAS фирмы Honeywell в состоянии работать исключительно с верхней антенной без какого-либо снижения качества. Как правило, угол крена самолета не создает проблем для системы TCAS фирмы Honeywell.
В такой конфигурации редко, но возможно поступление рекомендаций без указания относительного пеленга конфликтующего самолета. Частота поступления таких рекомендаций зависит от нескольких факторов. Наиболее распространенной причиной является затенение направленной антенны фюзеляжем, крыльями, хвостовым оперением или винтом самолета. Такая ситуация может сложиться при любом угле крена.
Другой причиной может являться работа системы ответчика конфликтующего самолета не в полную силу ее возможностей. Например, антенна такого самолета может быть затенена его собственным фюзеляжем, крыльями, хвостовым оперением или винтом.
Если рекомендации без указания относительного пеленга поступают слишком часто, необходимо обратиться с вопросом к фирме, осуществлявшей монтаж системы TCAS.
6. Каковы приблизительные размеры зоны повышенного внимания в случае участия в конфликте а) двух реактивных самолетов и б) реактивного самолета и типового легкого самолета?
Размеры зоны повышенного внимания и зоны предупреждения полностью определяются по времени полета, а не по расстоянию между самолетами. Временные границы перемещаются с изменением высоты и, поэтому, невозможно однозначно назвать такую величину. Размер зоны для сообщения ТА составляет от 20 до 48 секунд; для рекомендации RA - от 15 до 35 секунд. На любой конкретной высоте полета временная граница определяется уровнем чувствительности (SL). (См. Табл. 5-1).
Для двух типовых реактивных самолетов транспортной категории, летящих на высоте 8230 метров (эшелон FL 270), время выдачи предупредительного сообщения для RA составляет 35 секунд (SL 7). Если эти самолеты летят на одной и той же высоте навстречу друг другу, и каждый из них при этом летит со скоростью 500 узлов, то сообщение RA поступит в тот момент, когда они будут находиться друг от друга приблизительно на расстоянии 9,8 морских миль.
В случае типового реактивного транспортного самолета и типового легкого самолета, летящих на высоте 6560 футов, время выдачи предупредительного сообщения для RA составляет 25 секунд (SL5). Если реактивный самолет летит со скоростью 200 узлов, а легкий самолет летит со скоростью 120 узлов, то сообщение RA поступит в тот момент, когда они будут находиться друг от друга на расстоянии приблизительно 2,2 морских мили.