Уведомление о праве собственности
Настоящий документ и содержащаяся в нем информация составляют собственность компании Honeywell Inc. He разрешается воспроизводить, использовать и оглашать другим лицам как документ, так и содержащуюся в нем информацию, без письменного на то разрешения компании Honeywell Inc., за исключением случаев, когда это делается в целях обучения получателя оборудования работе с ним.
УВЕДОМЛЕНИЕ - ЗАКОН О СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ К ИНФОРМАЦИИ (Раздел 552, Глава 5 Кодекса США - 5 USC 552) И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАЗГЛАШЕНИИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ (Раздел 1905, Глава 18 Кодекса США - 18 USC 1905).
Настоящий документ предоставлен компанией Honeywell Inc. в конфиденциальном порядке. Разглашаемая в настоящем документе информация попадает под исключение (b)(4) 5 USC 552 и запретительные положения, содержащиеся в 18 USC 1905.
УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ЭКСПОРТЕ
По состоянию на указанную на титульном листе дату издания настоящий документ может экспортироваться на основании исключения из правил лицензирования Министерства торговли США за номером TSU/OTS, ECCN7E994, Schedule В 4901.99.0050. До того как экспортировать настоящий документ в какую-либо страну или передавать иностранному гражданину, необходимо свериться с действующим на то время законодательством по этому вопросу.
ПРИМЕЧАНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ
Слова «Примечание», «Предупреждение» и «Предостережение», выделенные в тексте настоящего руководства как показано в ниже приведенных примерах, имеют следующие конкретные значения:
ПРИМЕЧАНИЕ Слово «ПРИМЕЧАНИЕ» используется в одном из двух случаев. Во-первых, оно может относиться к процессу или методу, которые облегчают выполнение задачи. Во-вторых, оно может обозначить информацию, предназначенную для экипажа самолета. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Слово «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ» используется в тех случаях, когда во избежание повреждения данных или оборудования требуется соблюдение конкретного метода или порядка действий. |
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ Слово «ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ» используется в тех случаях, когда во избежание серьезных последствий, травм и смертельных исходов требуется точное соблюдение указанные процессы, методы и ограничения, а также использовать указанные материалы. |
НОРМЫ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ
На протяжении текста настоящего руководства используются следующие нормы отображения информации в тексте.
• Все составные буквы аббревиатур являются заглавными: УВД; RA; ТА; TCAS.
• В тексте на английском языке наименования оборудования, переключателей, режимов работы системы и сигналов начинаются заглавными буквами:
- Mode S Transponder;
- Control Panel;
- System Select;
- Тraffic Alert Only;
- Pressure Altitude.
• Отметки положений переключателей и названия кнопок изображаются заглавными буквами и выделены жирным шрифтом в том виде, как они показаны на переключателях:
- ТА ONLY;
- STBY.
• Сообщения визуальной сигнализации и цвета изображаются только заглавными буквами:
- TCAS PASS;
- RA FAIL;
- TCAS OFF;
- КРАСНЫЙ.
• Речевые сообщения написаны заглавными буквами, выделены курсивом и заключены в кавычки:
- «TRAFFIC – TRAFFIC»;
- «CLEAR OF CONFLICT».
Глава 1 | ВВЕДЕНИЕ |
НАЗНАЧЕНИЕ
Настоящее учебное руководство предназначено для ознакомления летных экипажей с системой отображения воздушной обстановки и предотвращения столкновений самолетов в воздухе производства фирмы Honeywell, известной под названием TCAS 2000 (Traffic Alert and Collision Avoidance System). Такое ознакомление предусматривает изучение основных принципов построения и функционирования системы, принципов и порядка ее эксплуатации, а также ограничений системы.
Для получения допуска к летной работе с системой TCAS 2000 все члены летных экипажей должны пройти полный курс обучения по утвержденной программе и получить свидетельство о прохождении курса обучения.
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ
Система TCAS 2000 представляет собой автономную бортовую систему предотвращения столкновений, предназначенную для помощи летным экипажам в предотвращении столкновений в воздушном пространстве. Система TCAS 2000 должна быть включена во время полета в тех зонах воздушного пространства, в которых требуется использование системы TCAS.
В активизированном состоянии система TCAS 2000 обеспечивает дополнительное средство защиты от столкновения с другими самолетами, на которых включены и функционируют их ответчики радиолокационной системы УВД или ответчик режима S. Эта защита не обеспечивается в том случае, когда включена система ответчиков, не соответствующая стандартам ИКАО.
Система TCAS 2000 является резервной по отношению к системе управления воздушным движением (УВД) и принципу предотвращения столкновения «увидеть и избежать». Система предназначена для того, чтобы обеспечить безопасное эшелонирование ВС, прогноз траекторий которых показывает вероятность столкновения, и одновременно свести к минимуму отклонение или уход от предписанного службой УВД курса полета.
Система TCAS 2000 осуществляет непрерывное наблюдение за воздушным пространством вокруг самолета, на котором она установлена, производя активные запросы и принимая ответы от ответчиков других самолетов, находящихся в непосредственной близости.
Система TCAS 2000 распознает ответы с самолетов, оснащенных ответчиками режима-А, режима-С и режима-S Международной организации гражданской авиации (ИКАО), и определяет дальность до других самолетов, их относительный пеленг и относительную высоту в случае, если функционируют их системы сообщения высоты (информация по ответам в режиме-А и режиме-С приведена в Приложении В). Используя эту информацию, система прогнозирует траекторию полета, оценивает расстояние на участках наибольшего сближения и определяет, существует ли потенциальная угроза столкновения. При обнаружении такой угрозы система выдает указания по выполнению оптимального маневра в вертикальной плоскости во избежание столкновения.
Система TCAS 2000 получает также входные сигналы от систем своего самолета и располагает данными о его летно-технических характеристиках. Эта информация учитывается системой при разрешении конфликтов.
Система TCAS 2000 формирует вокруг самолета, на котором она установлена, защищенный участок воздушного пространства, именуемый «зоной столкновения».
Поскольку система TCAS 2000 построена по принципу вычисления времени до возможного столкновения, то размеры и форма зоны столкновения меняются в зависимости от скорости сближения с конфликтующим самолетом и его относительного пеленга. Если ожидается, что траектория полета конфликтующего самолета пройдет через зону столкновения, окружающую самолет, оборудованный системой TCAS 2000, то система информирует об этом экипаж средствами визуального и речевого оповещения.
Система TCAS 2000 выдает сообщения двух уровней: предупреждения о воздушной обстановке (ТА) и рекомендации по устранению конфликтной ситуации (RA). Эти сообщения направлены на сохранение или увеличение вертикального разделения, необходимого для избежания столкновения с конфликтующим самолетом.
При решении задачи ухода от столкновения система TCAS 2000 отслеживает до 50 самолетов, для которых прогнозируется вхождение в зону столкновения.
На дисплее фирмы Honeywell, который сочетает указатель скорости набора высоты (VSI) с дисплеем предупреждений о воздушной обстановке и рекомендаций по устранению конфликтной ситуации (TRA), отображается вплоть до 31 отметок самолетов. На каждом рабочем месте пилота производится замена штатных указателей вертикальной скорости на подобные дисплеи VSI/TRA.
ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ
Возможности системы | TCAS 2000 | TCAS II |
Зона обзора для ответчика, работающего в режиме-S | До 80 морских миль | 40 морских миль) |
Зона обзора ответчика радиолокационной системы службы УВД | 20 морских миль | |
Зона пассивного обзора в режиме-S ADS | Более 100 морских миль | Нет |
Количество отслеживаемых самолетов | ||
Горизонтальная скорость сближения (максимум) | 1 200 узлов | |
Вертикальная скорость сближения (максимум) | 10 000 футов в минуту | |
Возможность координации маневра ухода с другими самолетами, оснащенными системой TCAS | Да | |
Предоставление рекомендаций по маневрам стандартного ухода с помощью указаний по набору высоты или снижению с рекомендуемой вертикальной скоростью | Да | |
Предоставление рекомендаций по маневрам ускоренного ухода с помощью указаний по увеличению или снижению вертикальной скорости набора высоты или указаний по изменению направления маневра на противоположное | Да |