СИСТЕМА ОТОБРАЖЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ ОБСТАНОВКИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ САМОЛЕТОВ В ВОЗДУХЕ TCAS / ACAS II (Изменение 7)

СИСТЕМА ОТОБРАЖЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ ОБСТАНОВКИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ САМОЛЕТОВ В ВОЗДУХЕ TCAS / ACAS II (Изменение 7)

Руководство для летчиков

Настоящее руководство для летчиков по работе с системой TCAS 2000 производства фирмы Honeywell предназначено для использования в качестве учебного пособия по эксплуатации системы отображения воздушной обстановки и предотвращения столкновений самолетов в воздухе.

Настоящее руководство не должно использоваться в качестве официального перечня предполетных проверок или методического руководства вместо утвержденного Федеральным управлением гражданской авиации или иным осуществляющим сертификацию органом Руководства по летной эксплуатации самолета или перечня предполетных проверок.

В настоящем руководстве, используемом в качестве учебного пособия, представлены указания по работе только с системами TCAS 2000 и TCAS II производства фирмы Honeywell Inc. Полеты на самолетах, оборудованных этими системами, должны выполняться в соответствии со всеми руководящими положениями, применимыми к такому полету, официальным руководством по летной эксплуатации самолета и, если это применимо, в соответствии с утвержденным конкретной авиатранспортной компанией руководством по эксплуатации.

Honeywell

С28-3841-005-00

Сентябрь 1999

УВЕДОМЛЕНИЯ

УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ

Настоящий документ и содержащаяся в нем информация составляют собственность компании Honeywell Inc. He разрешается воспроизводить, использовать и оглашать другим лицам как документ, так и содержащуюся в нем информацию, без письменного на то разрешения компании Honeywell Inc., за исключением случаев, когда это делается в целях обучения получателя оборудования работе с ним.

УВЕДОМЛЕНИЕ - ЗАКОН О СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ К ИНФОРМАЦИИ (Раздел 552, Глава 5 Кодекса США - 5 USC 552) И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАЗГЛАШЕНИИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ (Раздел 1905, Глава 18 Кодекса США - 18 USC 1905).

Настоящий документ предоставлен компанией Honeywell Inc. в конфиденциальном порядке. Разглашаемая в настоящем документе информация попадает под исключение (b)(4) 5 USC 552 и запретительные положения, содержащиеся в 18 USC 1905.

УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ЭКСПОРТЕ

По состоянию на указанную на титульном листе дату издания настоящий документ может экспортироваться на основании исключения из правил лицензирования Министерства торговли США за номером TSU/OTS, ECCN7E994, Schedule В 4901.99.0050. До того как экспортировать настоящий документ в какую-либо страну или передавать иностранному гражданину, необходимо свериться с действующим на то время законодательством по этому вопросу.

НАЗНАЧЕНИЕ

Настоящее учебное руководство предназначено для ознакомления летных экипажей с системой отображения воздушной обстановки и предотвращения столкновений самолетов в воздухе производства фирмы Honeywell, известной под названием TCAS 2000 (Traffic Alert and Collision Avoidance System). Такое ознакомление предусматривает изучение основных принципов построения и функционирования системы, принципов и порядка ее эксплуатации, а также ограничений системы.

Для получения допуска к летной работе с системой TCAS 2000 все члены летных экипажей должны пройти полный курс обучения по утвержденной программе и получить свидетельство о прохождении курса обучения.

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ

Система TCAS 2000 представляет собой автономную бортовую систему предотвращения столкновений, предназначенную для помощи летным экипажам в предотвращении столкновений в воздушном пространстве. Система TCAS 2000 должна быть включена во время полета в тех зонах воздушного пространства, в которых требуется использование системы TCAS.

В активизированном состоянии система TCAS 2000 обеспечивает дополнительное средство защиты от столкновения с другими самолетами, на которых включены и функционируют их ответчики радиолокационной системы УВД или ответчик режима S. Эта защита не обеспечивается в том случае, когда включена система ответчиков, не соответствующая стандартам ИКАО.

Система TCAS 2000 является резервной по отношению к системе управления воздушным движением (УВД) и принципу предотвращения столкновения «увидеть и избежать». Система предназначена для того, чтобы обеспечить безопасное эшелонирование ВС, прогноз траекторий которых показывает вероятность столкновения, и одновременно свести к минимуму отклонение или уход от предписанного службой УВД курса полета.

Система TCAS 2000 осуществляет непрерывное наблюдение за воздушным пространством вокруг самолета, на котором она установлена, производя активные запросы и принимая ответы от ответчиков других самолетов, находящихся в непосредственной близости.

Система TCAS 2000 распознает ответы с самолетов, оснащенных ответчиками режима-А, режима-С и режима-S Международной организации гражданской авиации (ИКАО), и определяет дальность до других самолетов, их относительный пеленг и относительную высоту в случае, если функционируют их системы сообщения высоты (информация по ответам в режиме-А и режиме-С приведена в Приложении В). Используя эту информацию, система прогнозирует траекторию полета, оценивает расстояние на участках наибольшего сближения и определяет, существует ли потенциальная угроза столкновения. При обнаружении такой угрозы система выдает указания по выполнению оптимального маневра в вертикальной плоскости во избежание столкновения.

Система TCAS 2000 получает также входные сигналы от систем своего самолета и располагает данными о его летно-технических характеристиках. Эта информация учитывается системой при разрешении конфликтов.

Система TCAS 2000 формирует вокруг самолета, на котором она установлена, защищенный участок воздушного пространства, именуемый «зоной столкновения».

Поскольку система TCAS 2000 построена по принципу вычисления времени до возможного столкновения, то размеры и форма зоны столкновения меняются в зависимости от скорости сближения с конфликтующим самолетом и его относительного пеленга. Если ожидается, что траектория полета конфликтующего самолета пройдет через зону столкновения, окружающую самолет, оборудованный системой TCAS 2000, то система информирует об этом экипаж средствами визуального и речевого оповещения.

Система TCAS 2000 выдает сообщения двух уровней: предупреждения о воздушной обстановке (ТА) и рекомендации по устранению конфликтной ситуации (RA). Эти сообщения направлены на сохранение или увеличение вертикального разделения, необходимого для избежания столкновения с конфликтующим самолетом.

При решении задачи ухода от столкновения система TCAS 2000 отслеживает до 50 самолетов, для которых прогнозируется вхождение в зону столкновения.

На дисплее фирмы Honeywell, который сочетает указатель скорости набора высоты (VSI) с дисплеем предупреждений о воздушной обстановке и рекомендаций по устранению конфликтной ситуации (TRA), отображается вплоть до 31 отметок самолетов. На каждом рабочем месте пилота производится замена штатных указателей вертикальной скорости на подобные дисплеи VSI/TRA.

ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ

Возможности системы TCAS 2000 TCAS II
Зона обзора для ответчика, работающего в режиме-S До 80 морских миль 40 морских миль)
Зона обзора ответчика радиолокационной системы службы УВД 20 морских миль
Зона пассивного обзора в режиме-S ADS Более 100 морских миль Нет
Количество отслеживаемых самолетов
Горизонтальная скорость сближения (максимум) 1 200 узлов
Вертикальная скорость сближения (максимум) 10 000 футов в минуту
Возможность координации маневра ухода с другими самолетами, оснащенными системой TCAS Да
Предоставление рекомендаций по маневрам стандартного ухода с помощью указаний по набору высоты или снижению с рекомендуемой вертикальной скоростью Да
Предоставление рекомендаций по маневрам ускоренного ухода с помощью указаний по увеличению или снижению вертикальной скорости набора высоты или указаний по изменению направления маневра на противоположное Да

СИСТЕМЫ TCAS II И TCAS 2000

Федеральное управление гражданской авиации Соединенных Штатов Америки разработало перечень минимальных технических условий для эксплуатации Системы предотвращения столкновений, которой присвоено название TCAS П. Было введено положение об обязательном использовании этой системы определенными самолетами, эксплуатируемыми в воздушном пространстве Соединенных Штатов. В настоящее время эти стандарты принимаются другими странами, которые вводят положение об обязательном использовании этой системы в их воздушном пространстве.

Компания Honeywell разработала две системы предотвращения столкновений, соответствующие требованиям TCAS II, которым присвоены названия «TCAS II» и «TCAS 2000». В настоящем руководстве приведено описание работы обеих систем фирмы Honeywell, причем после доработки обе эти системы отвечают требованиям Поправки 7 (Change 7) к Стандартам Федерального управления гражданской авиации США по TCAS П. Разработанная фирмой Honeywell система TCAS 2000 отличается рядом улучшенных рабочих характеристик. Обе эти системы были утверждены Федеральным управлением гражданской авиации США в соответствии с TSO C119в.

В настоящем руководстве описываются вопросы эксплуатации обеих разработанных фирмой Honeywell систем, которые отвечают стандарту по TCAS II - TCAS II и TCAS 2000. За исключением особо оговариваемых случаев, во всех ссылках на систему TCAS 2000 подразумевается также и система TCAS II.

ПРОЧИЕ СИСТЕМЫ ОТВЕТЧИКОВ

Система TCAS 2000 отвечает стандартам ИКАО (Международная организация гражданской авиации) для ответчиков радиолокационной системы УВД. модели A, C и S. Радиолокаторы наземной службы управления воздушным движением, которые установлены вдоль международных воздушных маршрутов в странах, являющихся членами ИКАО, как правило, соответствуют стандартам ИКАО.

В некоторых странах на внутренних маршрутах могут применяться радиолокаторы наземной службы управления воздушным движением, которые не отвечают стандартам ИКАО Это относится, например, к радиолокаторам в России, Узбекистане, Украине и других станах Содружества Независимых Государств (СНГ).

Система TCAS 2000 в процессе эксплуатации в состоянии обнаружить только те самолеты, на которых функционируют ответчики, отвечающие стандарту ИКАО. ВС, эксплуатирующие ответчики не соответствующие стандартам ИКАО, не будут обнаружены системой ТСAS 2000. При полете в любом воздушном пространстве экипаж самолета должен непрерывно внимательно следить за воздушной обстановкой и находиться настороже.

ОБЩИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Система TCAS 2000 не. в состоянии обнаружить самолеты, на которых не включены ответчики, и самолеты, оснащенные ответчиками, которые не соответствуют стандартам ИКАО. Во избежание столкновений нельзя полагаться исключительно на указания системы TCAS 2000 или службы управления воздушным движением.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Для работы системы TCAS 2000 требуется работающий бортовой ответчик режима-S, барометрический высотомер и работающий радиовысотомер.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Система TCAS 2000 не может обнаружить конфликтующий самолет в случае, когда переключатель его бортового ответчика режима-S находится в положении «OFF» (выключен) или «STBY» (режим горячего резерва).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Система TCAS 2000 не в состоянии выдавать рекомендацию по устранению конфликтной ситуации, если конфликтующие ВС не имеют на борту функционирующий ответчик ИКАО с исправной функцией сообщения высоты.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Не всегда возможно отключить функцию выдачи рекомендаций по устранению конфликтной ситуации, когда такое отключение представляется целесообразным в силу ограниченности данных, вводимых в систему TCAS 2000. В этих случаях система TCAS 2000 может выдать команду на выполнение маневров, которые могут существенно сократить запас по сваливанию самолета в штопор. Условия, в которых может возникнуть эта ситуация, включают: • Угол крена превышает 15 градусов. • Отключение двигателя (при этом пилот должен вручную выбрать режим работы, при котором выдаются только предупреждения о воздушной обстановке, т. е. поставить переключатель в положение «ТА ONLY»). • Нештатная конфигурация самолета (например, не убирается шасси, в результате чего при поступлении рекомендации по устранению конфликтной ситуации конфигурация самолета не позволяет ее выполнить, и т.д.). • Полет выполняется при температуре, которая отличается от международной стандартной атмосферы (ISA) на величину свыше ± 27,8 °С (±50 °F). • Скорость полета ниже диапазона нормальных эксплуатационных скоростей. • Запас по тряске штурвала менее 0,3 g. • Противоречие в выдаваемых рекомендациях TCAS
Глава 2 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Система TCAS 2000 представляет собой средство для более глубокого анализа воздушной обстановки, и по назначению она аналогична системе предупреждения об опасном сближении с землей, известной под названием GPWS (Ground Proximity Warning System), и системе оповещения о сдвиге ветра (Windshear Alerting System). Однако, предупреждения систем Windshear и GPWS - в указанном порядке - имеют приоритет над предупреждениями системы ТСAS 2000.

Когда предупреждения системы TCAS 2000 блокируются предупреждениями либо системы Windshear, либо системы GPWS, система TCAS 2000 переходит в режим «Traffic Alert Only» (выдача только предупреждений о воздушной обстановке), и выдача звуковых предупреждений TCAS временно прекращается.

Системы TCAS 2000 могут быть установлены на самолетах в различной конфигурации. Конфигурации варьируются в зависимости от количества вычислительных блоков TCAS, количества ответчиков режима-S, а также количества и типов антенн.

В настоящем руководстве описываются основные принципы функционирования каждого из компонентов системы TCAS при базовой конфигурации системы. Дополнительная информация по конфигурации и эксплуатации системы TCAS 2000, установленной на конкретном самолете, представлена в официальном РЛЭ (Руководстве по летной эксплуатации) самолета.

КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ

Описываемая в настоящем руководстве система TCAS 2000 в базовой конфигурации состоит из установленных на самолете антенн, блока вычислителя TCAS 2000, ответчика режима-S и установленных в кабине экипажа индикаторов и пульта управления. На приведенном ниже Рис. 2-1 представлена схема построения системы.

На вычислительный блок системы TCAS 2000 (CU) от соответствующих приборов самолета поступают данные о радиовысоте, барометрической высоте, пребывании самолета в воздухе или на земле, а также о выпущенном или убранном шасси, а также от сигнализатора высоты/блока управления или пульта управления режимами (как вариант ARINC 429).

Как правило, вычислительный блок установлен в приборном отсеке с электронной аппаратурой. Этот блок запрашивает ответчики других самолетов, вычисляет их место расположения, отслеживает их траекторию, передает различные предупреждения и рекомендации на дисплеи VSI/TRA или другие индикаторы, а также передает речевые сообщения пилоту через расположенную в кабине самолета систему звукового оповещения. Вычислительный блок представляет собой основу системы TCAS 2000.

Система TCAS 2000 включает в себя, по меньшей мере, один, или обычно два, ответчика режима-S, который установлен в приборном отсеке для электронной аппаратуры. Этот ответчик отвечает на запросы, поступающие в режиме-А, режиме-С и режиме-S от радиолокационных систем службы управления воздушным движением, а также от других самолетов, оборудованных системой TCAS.

Каждый самолет, оснащенный ответчиком режима-S, имеет свой собственный уникальный адрес, который позволяет ему напрямую обмениваться данными с совместимыми системами. Этот адрес присваивает конкретному самолету ИКАО (Международная организация гражданской авиации).

СИСТЕМА ОТОБРАЖЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ ОБСТАНОВКИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ САМОЛЕТОВ В ВОЗДУХЕ TCAS / ACAS II (Изменение 7) - student2.ru

Рис. 2-1

Рис. 2-2

Зоны предупреждения и повышенного внимания системы TCAS II Федерального управления гражданской авиации.

Зоны столкновения, предупреждения и повышенного внимания определяют объем воздушного пространства вокруг самолета, оборудованного системой TCAS. Форма, горизонтальные и вертикальные размеры зон являются функцией дальности и скорости сближения конфликтующего самолета.

СООБЩЕНИЯ СИСТЕМЫ TCAS 2000

Система TCAS 2000 выдает рекомендации по устранению конфликтной ситуации (RA) и предупреждения о воздушной обстановке (ТА) в том случае, если конфликтующий самолет оборудован ответчиком УВД (служба управления воздушным движением), обеспечивающим передачу ответных сигналов в режиме-S или режиме-С. Передаваемая этими сигналами информация о высоте полета используется системой при расчетах рекомендаций по устранению конфликтной ситуации.

Для конфликтующего самолета, у которого не включена функция сообщения о высоте полета, система TCAS 2000 может выдавать только предупреждения о воздушной обстановке.

Сообщения ТА и RA обновляются один раз в секунду и в реальном масштабе времени обеспечивают экипаж рекомендациями и информацией о положении конфликтующего самолета. Положение конфликтующего самолета по отношению к собственному самолету отображается на дисплее VSI/TRA, что помогает экипажу в осуществлении визуального поиска и реализации принципа «увидеть и избежать».

После того как система составляет прогноз о достижении приемлемого разделения между самолетами, выдается речевое сообщение «CLEAR OF CONFLICT» (конфликт устранен), подтверждающее, что конфликтной ситуации более не существует. Летный экипаж должен возвратиться к исходному профилю полета, установленному службой УВД.

СИСТЕМА ОТОБРАЖЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ ОБСТАНОВКИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ САМОЛЕТОВ В ВОЗДУХЕ TCAS / ACAS II (Изменение 7) - student2.ru

Рис. 2-3

Федерального управления гражданской авиации

2.4.1 Предупреждения о воздушной обстановке

Предупреждение о воздушной обстановке (ТА) выдается при обнаружении конфликтующего самолета, для которого прогнозируется, что ему потребуется 20-48 секунд для вхождения в защищаемую системой TCAS 2000 зону столкновения.

Фактическое расстояние в момент выдачи предупреждения варьируется по той причине, что оно зависит от скорости сближения и высоты полета конфликтующего самолета. Речевое сообщение ТА выдается словами «TRAFFIC, TRAFFIC» (воздушный объект, воздушный объект). Отметка такого самолета появляется на дисплее VSI/TRA в виде сплошного кружка ЯНТАРНОГО цвета, располагающегося в месте, точно отображающем дальность и пеленг относительно самолета, оборудованного системой TCAS 2000.

В прилегающем поле данных указывается высотное разделение, сообщается, находится ли конфликтующий самолет выше или ниже самолета, оборудованного системой TCAS 2000, а также изображается стрелка, направленная вверх или вниз и показывающая направление вертикальной скорости вторгающегося самолета в том случае, если она превышает 500 футов в минуту.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Разделение, показываемое в поле данных дисплея, указывается только в футах.

2.4.2 Рекомендации по устранению конфликтной ситуации

Рекомендация по устранению конфликтной ситуации (RA) выдается в отношении конфликтующего самолета, для которого прогнозируется, что ему потребуется 15-35 секунд для входа в защищаемую системой TCAS 2000 зону столкновения. Фактическое расстояние в момент выдачи этой рекомендации варьируется по той причине, что оно зависит от скорости сближения и высоты полета конфликтующего самолета.

Если конфликтующий самолет входит в зону предупреждения, то системой выдается рекомендация RA, которая отображается на дисплее VSI/TRA в виде КРАСНОЙ дуги запрещенных и ЗЕЛЕНОЙ дуги заданных вертикальных скоростей и сопровождается голосовым сообщением. Отметка конфликтующего самолета отображается на дисплее VSI/ TRA в виде сплошного квадрата КРАСНОГО цвета, располагающегося в месте, точно отображающем дальность и пеленг относительно самолета, оборудованного системой TCAS 2000.

В прилагаемом поле данных указываются те же сведения, что и в случае предупреждения о воздушной обстановке (ТА). Рекомендация RA может быть либо корректирующей, либо превентивной. Корректирующая рекомендация предусматривает изменение вертикальной скорости таким образом, чтобы стрелка индикатора вертикальной скорости вышла из зоны запрещенной КРАСНОЙ дуги и перешла в заданную ЗЕЛЕНУЮ дугу. Превентивная рекомендация ограничивает вертикальную скорость с тем, чтобы сохранять вертикальное разделение, и отображается только дугой КРАСНОГО цвета.

Рекомендации по устранению конфликтной ситуации могут быть усилены, смягчены или изменены на обратные в зависимости от действий, необходимых для разрешения конфликта. Любое изменение сообщения RA сопровождается как голосовым, так и визуальным оповещением.

ПРИМЕЧАНИЕ: Пилотам разрешено отклонение от заданной службой УВД траектории полета в степени, необходимой для выполнения рекомендаций TCAS 2000 по разрешению конфликтной ситуации, согласно разрешениям, получаемым пилотами для действия в чрезвычайных ситуациях. При получении любой рекомендации по разрешению конфликтной ситуации пилот должен свести к минимуму отклонение от заданной траектории. Предполагается, что после того, как система выдаст сообщение «CLEAR OF CONFLICT» (конфликт устранен), пилот возвратит самолет на заданную траекторию полета.

Глава 3 ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИНДИКАТОРЫ

Управление системой TCAS 2000 осуществляется с помощью пульта управления в кабине экипажа. Самолет имеет один из двух существующих пультов управления TCAS/ответчик ATC. Система TCAS требует, чтобы ответчик режима-S находился в рабочем режиме. На самолетах с одним ответчиком режима-S устанавливается пульт управления ATCRBS/TCAS режима-S, образец которой показан на Рис. 3-1 ниже.

СИСТЕМА ОТОБРАЖЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ ОБСТАНОВКИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ САМОЛЕТОВ В ВОЗДУХЕ TCAS / ACAS II (Изменение 7) - student2.ru

Рис. 3-1

Рис. 3-2

ТАБЛИЦА 3-1

ВЫБОР РЕЖИМА

Переключатель «SYSTEM SELECT» (выбор системы) Положение переключателя «MODE SELECTOR» (выбор режима) Режим работы системы TCAS Режим работы ответчика режима-S (см. Приложение В)
TCAS STBY (ожидание) OFF (система отключена) OFF (ответчик отключен)
TCAS ALT RPTG OFF (отключена функция передачи данных о высоте полета) OFF (система отключена) Режим-А
TCAS XPNDR (включен только ответчик) OFF (система отключена) Режим-S Режим-С Режим-А
TCAS ТА ONLY (только предупреждения о воздушной обстановке) Только предупреждения о воздушной обстановке Режим-S Режим-С Режим-А
TCAS TA/RA (предупреждения о воздушной обстановке и рекомендации по устранению конфликтной ситуации) Предупреждения о воздушной обстановке и рекомендации по устранению конфликтной ситуации Режим-S Режим-С Режим-А

В. Переключатель «ALT SOURCE» (источник измерения высоты полета)

С помощью этого двухпозиционного переключателя производится выбор в качестве источника данных о барометрической высоте полета, поступающих в ответчик режима-S, либо высотомера первого пилота (1), либо высотомера второго пилота (2).

С. Круглые ручки установки кода ответчика

Для ввода кодов ответчика режима-S службы УВД (управление воздушным движением) для отображения на дисплее используются сдвоенные концентрические вращающиеся круглые ручки.

Круглые ручки большего диаметра используются для ввода старших разрядов (тысячи и единицы), а круглые ручки меньшего диаметра используются для ввода средних разрядов (сотни и десятки). После достижения предельного значения кода (0 или 7), отображаемый код не меняется даже в том случае, если продолжать вращать ручку в том же направлении. В течение приблизительно 5 секунд после установки нового кода УВД передаваемые данные не меняются.

D. Окно значений кода ответчика

В этом окне отображается установленный 4-значный код ответчика режима-S для службы УВД (код «4096»).

Е. Кнопка «IDENT» (идентификация)

Нажатием этой кнопки приводится в действие режим идентификации ответчика режима-S. При нажатии кнопки «IDENT» передается отображаемый код УВД и специальный код идентификации положения, и эта передача продолжается, как минимум, в течение 18 секунд.

F. Переключатель «TRAFFIC» (объект воздушного движения)

Переключатель находится в положении «AUTO»: Когда система ТСAS 2000 функционирует (то есть, когда переключатель выбора режима установлен в положение «ТА ONLY» или в положение «TA/RA»), объекты воздушного движения отображаются только в том случае, когда выявляется конфликтующий самолет, что приводит к выдаче сообщений ТА или RA. В этой ситуации на дисплее отображаются все RA, ТА и приближающиеся объекты воздушного движения, что помогает летчику лучше сориентироваться в ситуации. Прочие объекты воздушного движения на дисплее не отображаются.

Переключатель находится в положении «ON»: Когда система ТСAS 2000 функционирует (т. е. переключатель выбора режима находится в положении «ТА ONLY» или «TA/RA»), то на дисплее в любой ситуации отображаются все объекты воздушного движения. Если имеет место ТА или RA, то на время такого события с дисплея убираются символы прочих объектов воздушного движения.

G. Переключатель «ABV - N - BLW» (выше-нормальное-ниже)

Данный переключатель используется для выбора вертикального диапазона, для которого на дисплее отображаются объекты воздушного движения.

Переключатель находится в положении «ABV» (выше): Задается диапазон от +7000 футов выше самолета до – 2700 футов ниже самолета.

Переключатель находится в положении «N» (нормальное): Задается диапазон от +2700 футов выше самолета до – 2700 футов ниже самолета.

Переключатель находится в положении «BLW» (ниже): Задается диапазон от +2700 футов выше самолета до – 7000 футов ниже самолета.

ПРИМЕЧАНИЕ: В некоторых конфигурациях системы диапазоны «выше» и «ниже» могут отличаться от указанных. Информация по этому вопросу содержится в официальном Руководстве по летной эксплуатации самолета.

Н. Лампочка отказа ответчика «XPNDR FAIL»

Эта лампочка загорается ЯНТАРНЫМ цветом в случае, когда происходит отказ системы ответчика режима-S. Лампочка отказа ответчика «XPNDR FAIL» также загорается в случае прекращения поступления на ответчик режима-S достоверных данных о высоте от барометрического высотомера или в случае неполадки внутри системы, при этом на дисплее VSI/TRA появляется сообщение «TCAS OFF» (система TCAS отключена).

I. Переключатель «RANGE» (дальность)

Переключатель «RANGE» (дальность) позволяет выбрать масштаб для отображения воздушной обстановки на дисплее VSI/TRA. Можно выбрать расстояние в 6, 12, 20, 40, 80 или 120 морских миль в зависимости от возможностей дисплея. По этому поводу следует получить информацию в Руководстве по летной эксплуатации самолета.

ДИСПЛЕЙ

Существуют три возможных конфигурации дисплеев. Способ отображения символики системы TCAS II/TCAS 2000 зависит от вида установки. Конфигурация с плоским индикатором VSI/TRA (Vertical Speed/Traffic – вертикальная скорость/объекты воздушного движения) демонстрирует как объекты в воздухе, так и информацию об изменении вертикальной скорости.

Конфигурация в системе электронных полетных приборов отображает информацию по объектам воздушного движения на навигационном дисплее (Navigation Display) и выводит информацию по изменению вертикальной скорости для RA на шкале основного полетного индикатора.

Третья конфигурация предусматривает специальный индикатор для отображения объектов воздушного движения при помощи модифицированного погодного индикатора. В зависимости от изготовителя аппаратуры, существуют различия в работе приборов. Приложение С показывает символику TCAS, выводимую на навигационном дисплее и основном полетном индикаторе для ВС, оснащенными различными системами электронной индикации.

ДИСПЛЕЙ VSI/TRA

Стандартный указатель вертикальной скорости VSI заменяется на цветной, плоский индикатор на жидких кристаллах. У этого индикатора предусмотрено два режима работы, в одном из которых он выполняет роль обычного указателя вертикальной скорости VSI, а в другом отображает предупреждения о воздушной обстановке и рекомендации по устранению конфликтных ситуаций (TRA).

СИСТЕМА ОТОБРАЖЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ ОБСТАНОВКИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ САМОЛЕТОВ В ВОЗДУХЕ TCAS / ACAS II (Изменение 7) - student2.ru

СИСТЕМА ОТОБРАЖЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ ОБСТАНОВКИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ САМОЛЕТОВ В ВОЗДУХЕ TCAS / ACAS II (Изменение 7) - student2.ru Рис. 3-3

Плоский индикатор VSI/TRA

В режиме VSI на стандартном дисплее отображаются значения вертикальной скорости в метрах в секунду в диапазоне плюс-минус 30 метров в секунду (6000 футов в минуту). При работе в режиме TRA в нижней части дисплея появляется символ самолета, оборудованного системой TCAS 2000, вокруг которого расположено 12 БЕЛЫХ точек. Точки располагаются на местах, соответствующих часовым делениям, что помогает экипажу в визуальном поиске объектов воздушного движения.

Как показано в приведенной ниже Табл. 3-2, отображаемые на дисплее VSI/TRA данные зависят от того, в каком положении находятся несколько переключателей, а также от конкретного положения конфликтующего самолета. В дополнение к приведенным в таблице положениям переключателей, на вид отображаемой на дисплее информации могут оказывать влияние другие факторы. Эти факторы включают конкретную модель, для которой получен сертификат на установку, фирму-изготовителя дисплея VSI/ TRA, а также выбранный вариант монтажа электропроводки системы ТСAS.

Все эти факторы определяются во время сертификации системы TCAS 2000. Приведенные в Табл. 3-2 логические параметры эксплуатации представляют наиболее распространенную конфигурацию системы. Информация в отношении эксплуатации конкретных самолетов представлена в официальных руководствах по летной эксплуатации этих самолетов.

ТАБЛИЦА 3-2

ТАБЛИЦА 3-3

Рис. 3-5.

Рис. 3-6.

Рис. 3-7.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В

Рис. 3-9.

ДВИЖЕНИЯ

Символы обозначения самолетов на дисплее VSI/TRA имеют цветовую кодировку. С каждым цветом связано использование фигур определенной формы. Поля данных для каждого символа имеют тот же цвет, что и соответствующая фигура. Присвоение конфликтующим самолетам приоритетов и их отображение на дисплее зависит от измеренного расстояния до них и относительной скорости изменения этого расстояния по отношению к самолету, оборудованному системой TCAS 2000.

Максимальное количество отслеживаемых на дисплее VSI/TRA самолетов составляет 12. Наивысший приоритет присваивается тем самолетам, по которым имеется сообщение RA. Оставшиеся объекты, по которым выдаются сообщения ТА (если они присутствуют) или сообщения о приближающихся объектах воздушного движения (если они присутствуют), отображаются на дисплее в зависимости от прогнозируемой опасности на основании дистанции до них, скорости сближения, а также от того, имеет ли конфликтующий самолет способность подавать сообщения о своей высоте.

Положение отображаемого на дисплее объекта воздушного движения соответствует точному расстоянию до него и относительному пеленгу, и по мере изменения расстояния и пеленга эта отметка на дисплее перемещается.

3.4.1 Сплошной КРАСНЫЙ квадрат

Объект, обозначаемый сплошным КРАСНЫМ квадратом, представляет непосредственную угрозу для самолета, оборудованного системой TCAS 2000. Во избежание столкновения с конфликтующим самолетом необходимо предпринять немедленные действия. Обозначенный КРАСНЫМ цветом конфликтующий самолет входит в зону предупреждения, и время до его вторжения в зону столкновения составляет от 15 до 35 секунд. КРАСНЫЕ символы используются только в сочетании с выдачей рекомендаций по устранению конфликтной ситуации.

3.4.2 Сплошной круг ЯНТАРНОГО цвета

Объект, обозначенный сплошным кругом ЯНТАРНОГО цвета, представляет умеренную угрозу. Обозначенный ЯНТАРНЫМ цветом конфликтующий самолет входит в зону повышенного внимания, и время до его вторжения в зону столкновения составляет от 20 до 48 секунд Для предотвращения столкновения с конфликтующим самолетом рекомендуется провести визуальный поиск. ЯНТАРНЫЙ цвет символов используется только в сочетании с выдачей предупреждений о воздушной обстановке.

3.4.3 Сплошной ГОЛУБОЙ ромб

ГОЛУБЫМ сплошным ромбом обозначаются приближающиеся объекты. Таким объектом считается самолет, который находится в пределах диапазона 6 морских миль (или заданного диапазона дальности отображения), вертикальное разделение с которым составляет ±1200 футов, но для которого не прогнозируется вторжение в зону столкновения.

Если диапазон дальности дисплея менее шести морских миль, то в этом случае приближающиеся объекты будут показаны на крайнем поле дисплея. При обнаружении только приближающихся самолетов сообщения ТА и RA ни выдаются. На дисплее такие самолеты отображаются для того, чтобы помочь пилоту сориентироваться в той ситуации, когда поступает сообщение ТА или RA о вероятности конфликта с другим самолетом, имеющим больший приоритет.

ПРИМЕЧАНИЕ: На дисплеях, производимых некоторыми фирмами, приближающиеся объекты могут быть обозначены сплошным БЕЛЫМ ромбом. В некоторых учебных материалах ГОЛУБОЙ цвет именуется ЗЕЛЕНОВАТО-ГОЛУБЫМ.

3.4.4 Пустой ГОЛУБОЙ ромб

Пустым или полым ГОЛУБЫМ ромбом обозначаются прочие объекты воздушного движения. Таким объектом может быть какой-либо самолет с работающим ответчиком, находящийся в пределах дальности отображения дисплея по вертикали и по горизонтали, но не классифицируемый как конфликтующий самолет или приближающийся самолет, в отношении которого необходимо выдать сообщение ТА или RA.

Прогнозируемый маршрут его полета не проходит через зону столкновения. Если на дисплее отображаются прочие объекты воздушного движения, то при поступлении сообщений ТА или RA такие объекты временно удаляются с экрана на время действия ТА или RA.

ПРИМЕЧАНИЕ: На дисплеях, производимых некоторыми фирмами, прочие объекты воздушного движения могут быть обозначены пустым БЕЛЫМ ромбом. В некоторых учебных материалах ГОЛУБОЙ цвет именуется ЗЕЛЕНОВАТО-ГОЛУБЫМ.

3.4.5 Поля данных

Поле данных включает двузначное число, знак «плюс» или «минус», а также может включать стрелку. Поле данных появляется выше или ниже символа конфликтующего самолета и имеет тот же цвет. Если конфликтующий самолет находится на той же высоте, что и собственный самолет, то поле данных показывает «00». Если поле данных перемещается на экране из положения ниже символа самолета в положение выше него или наоборот, то это означает, что конфликтующий самолет пересекает высоту полета вашего самолета. Поля данных включают следующие элементы:

Двузначное число: Двузначным числом в сотнях футов обозначена относительная разность высот конфликтующего самолета и самолета, оборудованного системой TCAS 2000, который находится выше или ниже конфликтующего самолета. Если конфликтующий самолет находитс

Наши рекомендации