Формирование умения решать конструкторские задачи
Конструирование геометрических фигур из палочек и отдельных частей. Конструирование сюжетных рисунков, аппликаций, моделей по образцу, контуру, заданию, замыслу. Конструирование симметричных орнаментов внутри различных форм (в полосе, круге, квадрате). Работа с контурной рамкой. Работа с циркулем. Вырезание по контуру.
Три проекции прямой прямоугольной призмы («кирпича».) Конструирование по чертежу. План. Работа с конструктором по техническому заданию.
Результатом усвоения содержательной линии этой программы являются следующие знания и умения ребенка:
• сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, сопровождая сравнение словом;
• считать различные предметы в пределах 10, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;
• сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково, отвечать на вопросы: «Где больше (меньше)?», «Как сделать поровну?», «Как сделать на 1 (2, 3) больше (меньше)?»;
• ориентироваться на странице альбома и тетрадном листе (различать верх, низ, левую и правую части и т. п.);
• понимать выражения: между, за, перед, посередине, раньше, по9* же и т. п.
• обладать начальными графическими навыками: обводка, штриховки, рисование и срисовывание по клеткам; рисование и срисовывание на нелинованной бумаге с соблюдением пространственного расположения за данных форм (внутри — снаружи, соприкосновение и т. п.);
• узнавать и различать геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей.
Приведем примеры.
При знакомстве с величинами:
— В младшей группе (3-4 года) ребенок учится замечать и выделять наличие различных свойств и качеств в предметах и группах предметов. Формируются первые представления о значимости этих признаков для объекта. Ребенок учится сравнивать предметы по величине: длине и массе на основе сенсорных и кинестезических ощущений (прикладывание, визуально, прикидка на руке), по площади и емкости (наложением и экспериментально: наливанием, насыпанием), определяя таким образом более тяжелый и более легкий предмет; больший и меньший по площади (без употребления термина); больший и меньший по емкости (без употребления термина) и т. п.
— В средней группе (4-5 лет) ребенок учится использовать модели-заместители (метки) и различные мерки при сравнении свойств, поддающихся измерению (длина, масса, емкость).
— В старшей группе (5-6 лет), углубляя знания о величинах, ребенок учится самостоятельно выбирать и использовать произвольные условные меры для измерения длин предметов, масс сыпучих и жидких тел; учится сравнивать масс1 с использованием мерок: отмеривать «столько же», «болын на», «меньше на»; учится пользоваться естественными мера ми при сравнении длин (ладонь, локоть, шаг); учится исполь зовать счет мер для сравнения величин, что готовит его к пониманию двойственной природы натурального числа (число как характеристика количества элементов дискретного множества и число как мера величины).
При подготовке к знакомству с натуральными числами:
— В младшей группе (3-4 года ) ребенок учится сравнивать предметы по различным признакам с постепенным выделениемколичественных характеристик; сравнивать множества предметов способом установления взаимно однозначного соответствия; знакомится с отношениями: больше, меньше, равно, выполняя предметные действия с совокупностями; учится выделять один, два, три предмета из группы; учится соотносить слова — числительные с соответствующими группами предметов (один, два, три...); знакомится с количественным и порядковым счетом (до 5); знакомится с символом числа — цифрой.
— В средней группе (4-5 лет) продолжается изучение свойств натуральных чисел: ребенок учится выделять один, два, три предмета из группы по заданному признаку; знакомится с понятими: много — мало, столько же, несколько, одинаково, поровну; при сравнении множеств предметов способом установления взаимно однозначного соответствия учится применять количественные характеристики: больше, меньше, равно; больше на, меньше на; учится различным способам уравнивания множеств.
Учится строить предметную модель натурального числа; учится считать в различном направлении предметы, находящиеся в различном пространственном расположении. При этом формируется понимание того, что последнее числительное относится ко всей группе предметов, а не только к последнему из них, а также понимание того, что общее количество предметов в группе не зависит от размера, цвета, формы, расстояния между предметами; учится соотносить число и количество; получает первые представления об упорядочении множества путем нумерации его элементов (правила счета).
— В старшей группе (5-6 лет) происходит дальнейшее расширение знаний ребенка о связях понятия «натуральное число»: ребенок знакомится с предметной моделью отрезка натурального ряда и учится строить ее из различных материалов; знакомится с числом 0 и его местом в ряду чисел; получает первые представления о принципе построения натурального ряда чисел; учится способу получения чисел путем присчитывания и отсчитывания по 1; знакомится с понятиями «последующее и предыдущее числа» ; учится сравнивать числа различными способами; знакомится со знаком сравнения; получает первые представления о бесконечности множества натуральных чисел.
Такое «спиралевидное» построение программы математического развития ребенка дошкольного возраста отвечаетсовременным представлениям о сути и способе построения р вивающей программы предметного обучения.
Реализованный в приведенной выше программе подход ходится также в соответствии с наиболее современной и п; грессивной психологической теорией развивающего обучени называемой законом системной дифференциации. В со,, ветствии с этим законом методическая система строит вначале в виде некоторой простой неразвитой или малораз-той структуры, которая постепенно дифференцируется в р ных направлениях и становится все более сложной, расчлене ной и многоуровневой. При таком построении програм и системы обучения когнитивные структуры личности, осуг ствляющие процесс анализа материала, становятся все б лее расчлененными, способными ко все лучшему выделен отдельных частей материала из включающего их контекст целое все меньше и меньше довлеет над своими частями, реб нок все лучше и свободнее изолирует отдельные части (свойс ва, связи) из целого и оперирует ими независимо от цело и друг от друга.
Такой подход к построению системы обучения маленько ребенка будет вести к тому, что система знаний, постепен дифференцируясь, превращается в голове ребенка во все лее развитую, расчлененную и упорядоченную когнитивн; структуру.
До сих пор такой подход был реализован только в ряде узкоспециальных методических работ для старших школьников, а также в программах изучения математики по системе Л.В. Занкова и В.В. Давыдова для начальной школы. Дошкольных программ, построенных на основе этого закона, пока создано не было.
Однако в широком теоретическом плане этот подход просматривается еще у Я.А. Коменского в «Великой дидактике». Он отмечал, что «Природа выводит все из начал, незначительных по объему, но мощных по внутренней силе... Природа начинает свою общеобразовательную деятельность с самого общего и кончает наиболее частным». Что может быть более общим, чем математические закономерности, которым все равно, о чем в конкретном виде идет речь: о зайчиках, о литрах молока, о площади поверхности или скорости движения! Математика является самой универсальной и общей моделью всех процессов во вселенной, но именно в этом часто кроетсяпроблема: очень трудно при обучении дошкольников привыкнуть к мысли, что наиболее продуктивным путем математического развития ребенка является путь от наиболее общих («нерасчлененных») понятий и математических принципов к постепенной диференциации и расчлененности признаков этих понятий и следствий из этих принципов (т. е. путь «от общего к частному»).
При этом наиболее важным следствием рассматриваемой методической системы является не «освоенное» ребенком количество математических понятий и способов действий с ними (предметные знания), а формирование и развитие общих познавательных способностей и умений (сенсорных и интеллектуальных). К ним можно отнести умение устанавливать простейшие математические связи между воспринимаемыми предметами и явлениями: количественные соотношения, пространственные, процессуальные (связь между изменением количественной характеристики ситуации с ее символическим описанием, т. е. выбор действия); умение производить операции сравнения и обобщения, самостоятельно выбирая для них основу; умение выполнять простые задания на классификацию с разнообразными объектами, самостоятельно выбирая основание для классификации; умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основные признаки (форму или количество); умение анализировать строение простых объектов, выделяя существенное для выполнения задания соотношение их частей; умение выполнять несложные трансформации исходных объектов по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами; умение понимать схематическое изображение объекта (графическую модель); умение сравнивать величины, используя модели-заместители; умение выполнять несложное рассуждение и завершить его умозаключением, соблюдая причинно-следственную связь.
Все эти умения формируются у ребенка в процессе построения различных моделей изучаемых объектов и отношений между ними.
Таким образом, у ребенка фактически формируется способность к моделирующей деятельности и закладываются ее основы с тем, чтобы в дальнейшем моделирующая деятельность стала основой формирования у ребенка самостоятельной осознанной учебной деятельности.
Лекция 8