Формирование умения решать конструкторские задачи

Конструирование геометрических фигур из палочек и отдельных частей. Конструирование сюжетных рисунков, аппликаций, моделей по об­разцу, контуру, заданию, замыслу. Конструирование симметричных орна­ментов внутри различных форм (в полосе, круге, квадрате). Работа с кон­турной рамкой. Работа с циркулем. Вырезание по контуру.

Три проекции прямой прямоугольной призмы («кирпича».) Конструи­рование по чертежу. План. Работа с конструктором по техническому за­данию.

Результатом усвоения содержательной линии этой программы явля­ются следующие знания и умения ребенка:

• сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, сопровождая срав­нение словом;

• считать различные предметы в пределах 10, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;

• сравнивать две группы предметов на основе практических упражне­ний и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково, отвечать на вопросы: «Где больше (меньше)?», «Как сделать поровну?», «Как сделать на 1 (2, 3) больше (меньше)?»;

• ориентироваться на странице альбома и тетрадном листе (различать верх, низ, левую и правую части и т. п.);

• понимать выражения: между, за, перед, посередине, раньше, по9* же и т. п.

• обладать начальными графическими навыками: обводка, штриховки, рисование и срисовывание по клеткам; рисование и срисовывание на не­линованной бумаге с соблюдением пространственного расположения за данных форм (внутри — снаружи, соприкосновение и т. п.);

• узнавать и различать геометрические фигуры в различных положе­ниях, уметь конструировать их из палочек и различных частей.

Приведем примеры.

При знакомстве с величинами:

— В младшей группе (3-4 года) ребенок учится замечать и выделять наличие различных свойств и качеств в предметах и группах предметов. Формируются первые представления о значимости этих признаков для объекта. Ребенок учится сравнивать предметы по величине: длине и массе на основе сенсорных и кинестезических ощущений (прикладывание, визуально, прикидка на руке), по площади и емкости (нало­жением и экспериментально: наливанием, насыпанием), определяя таким образом более тяжелый и более легкий предмет; больший и меньший по площади (без употребления термина); больший и меньший по емкости (без употребления термина) и т. п.

— В средней группе (4-5 лет) ребенок учится использо­вать модели-заместители (метки) и различные мерки при срав­нении свойств, поддающихся измерению (длина, масса, ем­кость).

— В старшей группе (5-6 лет), углубляя знания о ве­личинах, ребенок учится самостоятельно выбирать и исполь­зовать произвольные условные меры для измерения длин пред­метов, масс сыпучих и жидких тел; учится сравнивать масс1 с использованием мерок: отмеривать «столько же», «болын на», «меньше на»; учится пользоваться естественными мера ми при сравнении длин (ладонь, локоть, шаг); учится исполь зовать счет мер для сравнения величин, что готовит его к по­ниманию двойственной природы натурального числа (число как характеристика количества элементов дискретного мно­жества и число как мера величины).

При подготовке к знакомству с натуральными числами:

— В младшей группе (3-4 года ) ребенок учится сравнивать предметы по различным признакам с постепенным выделениемколичественных характеристик; сравнивать множества пред­метов способом установления взаимно однозначного соот­ветствия; знакомится с отношениями: больше, меньше, рав­но, выполняя предметные действия с совокупностями; учится выделять один, два, три предмета из группы; учится соотно­сить слова — числительные с соответствующими группами предметов (один, два, три...); знакомится с количественным и порядковым счетом (до 5); знакомится с символом числа — цифрой.

— В средней группе (4-5 лет) продолжается изучение свойств натуральных чисел: ребенок учится выделять один, два, три предмета из группы по заданному признаку; знако­мится с понятими: много — мало, столько же, несколько, оди­наково, поровну; при сравнении множеств предметов способом установления взаимно однозначного соответствия учится при­менять количественные характеристики: больше, меньше, рав­но; больше на, меньше на; учится различным способам урав­нивания множеств.

Учится строить предметную модель натурального числа; учится считать в различном направлении предметы, находя­щиеся в различном пространственном расположении. При этом формируется понимание того, что последнее числительное от­носится ко всей группе предметов, а не только к последнему из них, а также понимание того, что общее количество пред­метов в группе не зависит от размера, цвета, формы, рас­стояния между предметами; учится соотносить число и ко­личество; получает первые представления об упорядочении множества путем нумерации его элементов (правила счета).

— В старшей группе (5-6 лет) происходит дальнейшее рас­ширение знаний ребенка о связях понятия «натуральное число»: ребенок знакомится с предметной моделью отрезка натурального ряда и учится строить ее из различных материалов; знакомится с числом 0 и его местом в ряду чисел; получает первые представ­ления о принципе построения натурального ряда чисел; учится способу получения чисел путем присчитывания и отсчитывания по 1; знакомится с понятиями «последующее и предыдущее чис­ла» ; учится сравнивать числа различными способами; знакомит­ся со знаком сравнения; получает первые представления о бес­конечности множества натуральных чисел.

Такое «спиралевидное» построение программы математи­ческого развития ребенка дошкольного возраста отвечаетсовременным представлениям о сути и способе построения р вивающей программы предметного обучения.

Реализованный в приведенной выше программе подход ходится также в соответствии с наиболее современной и п; грессивной психологической теорией развивающего обучени называемой законом системной дифференциации. В со,, ветствии с этим законом методическая система строит вначале в виде некоторой простой неразвитой или малораз-той структуры, которая постепенно дифференцируется в р ных направлениях и становится все более сложной, расчлене ной и многоуровневой. При таком построении програм и системы обучения когнитивные структуры личности, осуг ствляющие процесс анализа материала, становятся все б лее расчлененными, способными ко все лучшему выделен отдельных частей материала из включающего их контекст целое все меньше и меньше довлеет над своими частями, реб нок все лучше и свободнее изолирует отдельные части (свойс ва, связи) из целого и оперирует ими независимо от цело и друг от друга.

Такой подход к построению системы обучения маленько ребенка будет вести к тому, что система знаний, постепен дифференцируясь, превращается в голове ребенка во все лее развитую, расчлененную и упорядоченную когнитивн; структуру.

До сих пор такой подход был реализован только в ряде уз­коспециальных методических работ для старших школьни­ков, а также в программах изучения математики по системе Л.В. Занкова и В.В. Давыдова для начальной школы. Дошко­льных программ, построенных на основе этого закона, пока соз­дано не было.

Однако в широком теоретическом плане этот подход про­сматривается еще у Я.А. Коменского в «Великой дидактике». Он отмечал, что «Природа выводит все из начал, незначитель­ных по объему, но мощных по внутренней силе... Природа начинает свою общеобразовательную деятельность с самого общего и кончает наиболее частным». Что может быть более общим, чем математические закономерности, которым все рав­но, о чем в конкретном виде идет речь: о зайчиках, о литрах молока, о площади поверхности или скорости движения! Математика является самой универсальной и общей моделью всех процессов во вселенной, но именно в этом часто кроетсяпроблема: очень трудно при обучении дошкольников привык­нуть к мысли, что наиболее продуктивным путем математиче­ского развития ребенка является путь от наиболее общих («нерасчлененных») понятий и математических принципов к постепенной диференциации и расчлененности признаков этих понятий и следствий из этих принципов (т. е. путь «от общего к частному»).

При этом наиболее важным следствием рассматриваемой методической системы является не «освоенное» ребенком ко­личество математических понятий и способов действий с ни­ми (предметные знания), а формирование и развитие общих познавательных способностей и умений (сенсорных и интел­лектуальных). К ним можно отнести умение устанавливать простейшие математические связи между воспринимаемыми предметами и явлениями: количественные соотношения, про­странственные, процессуальные (связь между изменением количественной характеристики ситуации с ее символическим описанием, т. е. выбор действия); умение производить опе­рации сравнения и обобщения, самостоятельно выбирая для них основу; умение выполнять простые задания на классифи­кацию с разнообразными объектами, самостоятельно выбирая основание для классификации; умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основные признаки (форму или количество); умение анализировать строение простых объ­ектов, выделяя существенное для выполнения задания соот­ношение их частей; умение выполнять несложные трансфор­мации исходных объектов по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами; умение по­нимать схематическое изображение объекта (графическую модель); умение сравнивать величины, используя модели-за­местители; умение выполнять несложное рассуждение и завер­шить его умозаключением, соблюдая причинно-следственную связь.

Все эти умения формируются у ребенка в процессе построе­ния различных моделей изучаемых объектов и отношений между ними.

Таким образом, у ребенка фактически формируется способ­ность к моделирующей деятельности и закладываются ее ос­новы с тем, чтобы в дальнейшем моделирующая деятельность стала основой формирования у ребенка самостоятельной осоз­нанной учебной деятельности.

Лекция 8

Наши рекомендации