Лекция 13. Организационная культура. Элементы орг. культуры. Типы организационной культуры и методы ее формирования. Методы поддержания и изменения орг. культуры.
1. Понятие и элементы организационной культуры.
2. Функции культуры.
3. Типы управленческих культур.
4. Имидж организации.
Организационная культура - система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, которые придают общий смысл их действиям. Как нечто целое культура неуловима. Она обычно вырабатывается в процессе человеческой деятельности и, в свою очередь, влияет на нее. Применительно к предприятию выделяют: культуру условий труда; культуру средств труда и трудового процесса; культуру межличностных отношений; культуру управления; культуру работника (нравственную и трудовую). В понятие «культура» входят субъективные и объективные элементы. К первым относятся верования, ценности, ритуалы, табу, образы и мифы, связанные с историей организации и жизнью ее знаменитых членов, принятые нормы общения. Они являются основой управленческой культуры, характеризующейся стилями руководства, методами решения проблем, поведением руководителей. Объективные элементы отражают материальную сторону жизни организации. Это, например, символика, цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зданий, оборудование, мебель и пр.По отношению к организации культура выполняет ряд важных функций:охранная функция, интегрирующая, регулирующая, адаптивная, ориентирующая, мотивационная и функция формирования имиджа организации, то есть ее образа в глазах окружающих. По месту организации и степени влияния на нее выделяют несколько типов культур. Бесспорная культура характеризуется небольшим количеством основных ценностей и норм, но требования к ориентации на них неукоснительны. Закрытая культура подавляет персонал и становится решающим его моментом мотивации. Слабая культура практически не содержит общеорганизационных ценностей и норм. Сильная культура открыта влиянию как изнутри, так и извне. Открытость предполагает гласность и диалог между всеми участниками организациями и посторонними лицами. Она активно ассимилирует все лучшее, откуда бы оно ни исходило, и в результате только становится сильнее. Управление организационной культурой осуществляется с помощью таких мер, как контроль за ее состоянием со стороны менеджеров; пропаганда и обучение персонала необходимым навыкам; подбор кадров, соответствующих данной культуре, и избавление от тех, кто в нее не вписывается; широкое использование символики, обрядов, ритуалов. Культура торговли свойственна в первую очередь торговым организациям и характеризуется быстрой реакцией и малым риском.. Культура выгодных сделок свойственна организациям типа бирж. Для нее характерна нацеленность на быстрое получение денег в условиях среднего и высокого финансового риска. Административная культура присуща крупнейшим фирмам, а также государственным учреждениям. Инвестиционная культура крупных фирм и банков. Она имеет ориентацию на бизнес с высокой степенью риска (крупные капитальные вложения на длительный срок в условиях неопределенности), где невозможен быстрый рост и отдачаДругая подобная классификация также выделяет четыре типа культуры: «крутых парней», «усердной работы», «крупных ставок», «процесса».Культура организации во многом влияет на ее имидж, то есть ее репутацию. Имидж- одна из важнейших характеристик организации, фактор доверия к ней, условие процветания или упадка. Имидж динамичен, может меняться под воздействием обстоятельств, новой информации. Он создается целенаправленными усилиями и зависит от каждого работника.Подходы к формированию организационной культуры
Административная культура | Организационная культура | Предпринимательская культура |
Извне | Система контроля | Изнутри |
Собственник процесса | Отношение собственности | Собственник имущества |
Ждет момента | Отношение к возможностям | Ведет поиск |
Рационально-логическое | Преимущественное решение проблем | Интуитивное |
Централизация | Делегирование полномочий | Децентрализация |
Иерархическая | Организационная структура | Сетевая |
«Взрослый»-»ребенок» | Отношение субординации | «Взрослый»-»взрослый» |
На организацию | Организационный фокус | На человека |
Снижение стоимости | Производственная стратегия | Дифференциация производства |
Производительность | Главные цели | Эффективность |
Системный | Подход к управлению | Ситуационный |
Интеграции | Работа проектируется с позиций | Автономии |
По правилам | Выполнение работы | Творческое |
Модификация | Проводимые изменения | Радикальные |
Делать дело правильно | Основополагающий курс действий | Делать правильное дело |
Пример исследования элементов корпоративной культуры
Утверждение | Балл |
1. Практически все менеджеры и большинство работников могут описать ценности компании, ее цели, осознают важность покупателей | |
2. Члены организации четко осознают свои вклад в достижение целей организации | |
3. Действия менеджеров обычно согласуются с принятыми в компании ценностями | |
4. Поддержка других работников, даже из других отделов, является нормой и оценивается по достоинству | |
5. Компания и ее менеджеры ориентированы скорее на долгосрочные, нежели краткосрочные перспективы | |
6. Лидеры стремятся развивать и воспитывать своих подчиненных | |
7. К найму новых работников относятся очень серьезно, с претендентами проводится несколько интервью, ориентированных на выявление у них черт, соответствующих культуре компании | |
8. Новичкам предоставляется как положительная, так и отрицательная информация о компании; они имеют возможность сделать осознанный выбор о целесообразности работы в фирме | |
9. Критерий перехода сотрудника на новую ступеньку иерархической лестницы – его профессионализм, а не интриги и знакомства | |
10. Ценности компании подчеркивают необходимость эффективной деятельности, адаптации к непрерывно изменяющейся внешней среде | |
11. Следование миссии и ценностям компании важнее, чем соответствие процедурам и стилю одежды | |
12. Вы слышали рассказы о лидерах или героях компании | |
13. В компании проводятся церемонии награждения сотрудников, внесших существенный вклад в дело компании | |
Общая сумма баллов |
Глоссарий
Адаптация личности – привыкание. Различаются: трудовая адаптация - привыкание человека к новым условиям работы; социальная адаптация – утверждение личности в коллективе.
Авторитарный стиль руководства - стиль управленческой деятельности, основывающийся на авторитете руководителя. Подобный стиль имеет опасность перерастания в командно-административное руководство, что, как правило, приводит к различным формам злоупотребления властью.
Аттестация - определение, установление соответствия уровня знаний, квалификации работника занимаемой им должности, месту, на которое он претендует; установление категории оплаты работника в соответствии с его квалификацией; заключение, отзыв о деловых качествах и знаниях работников.
Бихевиоральные концепции менеджмента – поведенческие аспекты, охватывающие взаимоотношения менеджера и персонала, самоменеджмент и требования, предъявляемые к менеджеру.
Вертикальное разделение управленческого труда – основано на выделении уровней управления.
Власть – возможность влиять на поведение людей.
Власть в организации – право менеджера использовать определенные ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение конкретных задач.
Власть, основанная на вознаграждении, - влияние, основанное на ожидании подчиненным вознаграждение от руководителя.
Власть, основанная на принуждении – влияние, основанное на страхе наказания.
Влияние – способность изменять поведение окружающих людей или ход процессов.
Вознаграждение- все то, что человек считает ценным для себя.
Гигиенические факторы (согласно теории Ф. Герцберга) – факторы, находящиеся в среде, окружающей деятельность человека. Их отсутствие вызывает неудовлетворенность работой.
Горизонтальное разделение труда – разделение труда по функциям. Оно проявляется в создании функциональных служб и подразделений в организации.
Группа – два человека и более, взаимодействующие таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц.
Делегирование полномочий – передача задач и прав лицу, которое принимает на себя ответственность за решение этих задач, например, передачи части функциональных обязанностей и прав руководителем своему подчиненному.
Демократический стиль управления – руководство, основанное на доверии к подчиненным, привлечении их к принятию решений и их выполнению. Демократичный руководитель стремится создать нормальный психологический климат в коллективе с тем, чтобы каждый работник мог максимально использовать свой интеллектуальный потенциал для достижения целей организации.
Дистресс– неблагоприятные психические и физиологические последствия стрессовой ситуации.
Должностная инструкция – краткое изложение основных задач, полномочий и квалификационных требований, адресованных исполнителю конкретной должности.
Единомыслие (групповое) – тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов, чтобы не нарушать гармонию группы.
Единоначалие – передача всех административных полномочий одному руководителю и ответственность всех подчиненных только перед ним.
Законная власть – влияние, основано на традиции.
Закономерности управления – объективно существующие и систематически повторяющиеся взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными процессами и явлениями в управлении.
Иерархия потребностей – подразделение потребностей людей на пять групп по пирамиде А. Маслоу (физические потребности, потребность в защищенности, принадлежности, уважении, самовыражении).
Издержки обращения – показатель, характеризующий все затраты, связанные с основной деятельностью торговой организации.
Интуиция – способность достижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Кадры управления – работники, профессионально участвующие в управлении и составляющие аппарат управления.
Конструктивный (продуктивный) конфликт – это конфликт, который направлен на решение задачи управления организацией.
Контроль – одна из основных функций управления и важнейший элемент логической схемы управления, который предполагает проверку реализации программы действий.
Контроллинг- (англ. controlling) - инструмент планирования, учета, анализа состояния дел на фирме, используемый для принятия решений на базе компьютеризированной системы сбора и обработки информации; система непрерывной оценки разных сторон деятельности компании, ее подразделений, руководителей, сотрудников, охватывающая учет, анализ, контроль как интегральную функцию.
Конфликт – трудно разрешимое противоречие, отсутствие согласия между двумя и более сторонами.
Либеральный стиль управления - мягкое руководство, не стесняющее действия, инициативу подчиненных, предоставление им возможности проявить самостоятельность, раскрыть свои творческие возможности; основано на уважении к руководимому персоналу, людям.
Лидер– человек, эффективно осуществляющий руководство группой.
Лидерство – искусство влиять на людей с тем, чтобы они по доброй воле стремились к достижению целей, которые не являются их личными целями (например, целями подразделения, организации и т.п.).
Линейная структура управления – система организации аппарата управления, предполагающая, что во главе каждого подразделения стоит руководитель-единоначальник, осуществляющий управление подчиненными ему работниками и сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Эта структура управления базируется на вертикальном разделении труда и предполагает осуществление связей между уровнями управления только через руководителя.
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности.
Матричная система управления – временная организация аппарата управления, созданная на время реализации программы.
Метод управления – способ воздействия субъекта управления на управляемый объект. Различают экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления.
Метод экспертных оценок – метод оптимизации управленческих решений, основанных на рекомендациях высококвалифицированных специалистов (экспертов).
Мотивация – процесс, побуждающий человека к действию для достижения личных целей и (или) целей организации.
Неоклассическая школа – школа «человеческих отношений», направлена на оптимизацию человеческого фактора в управлении, акцентирует внимание на межличностных отношениях в организации. Важнейшими элементами этой школы является система взаимных связей и информации, система бесед руководителя с подчиненными, привлечение подчиненных к процессу принятия решений, руководство неформальными группами.
Неформальная группа - группа людей, добровольно объединяющихся на основе общности интересов и целей.
Обратная связь – информация, поступающая от объекта к субъекту управления об исполнении команды и состоянии объекта и окружающей среды после исполнения команды.
Объект управления – это то, чем управляют (предприятие, подразделение, группа людей).
Окружающая среда – все то, что окружает систему управления: поставщики, покупатели, конкуренты и т.д.
Организационная структура управления – система организации подразделений аппарата управления, основанная на оптимальном разделении управленческого труда, отношениях подчиненности и функционального соответствия.
Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения определенных целей или цели.
Организационные изменения – введение инноваций в управление персоналом, необходимость которых вызвана процессом адаптации организации к требованиям внутренней и внешней среды.
Планирование – система действий, направленных на достижение поставленных целей.
Полномочия– право менеджера использовать определенные ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на решение конкретных задач.
Предварительный контроль – необходимый вид контроля, осуществляемый до начала работы. На этой стадии происходит оценка плана, разработка правил работы, определение режима работы и т.д.
Предвидение – исходный пункт логической схемы управления, предполагающий четкое представление о желаемом состоянии системы управления и подготавливающий это состояние.
Принципы управления – фундаментальные положения, определяющие требования к системе, структуре и организации управления.
Программирование – элемент логической схемы управления, осуществляемый после принятия решений и включающий составление плана действий и определение необходимых средств для достижения цели.
Процедура – система операций, приводящих к решению управленческих задач.
Прямая связь – команда, поступающая от субъекта к объекту управления.
Решение– выбор альтернативы и результат управленческого труда.
Рынок – сфера товарного обмена, которая предполагает наличие спроса и предложения, покупателей и продавцов.
Система управления - единство субъекта и объекта управления и вся совокупность прямых и обратных связей между ними. Система обладает, как правило, новыми свойствами, которые отсутствуют у образующих ее элементов.
Системный подход – направление методологии и социальной практики, основанное на комплексном изучении явлений с учетом всех основных факторов, влияющих на состояние и динамику объектов управления.
Стиль управления – привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным для оказания на них влияния, побуждающего к достижению целей организации.
Стратегическое планирование – система действий и решений, направленных на оптимальное достижение целей организации.
Стресс – ответная реакция человека на экстремальное воздействие факторов внутренней и внешней среды.
Тактика– кратковременная стратегия, имеющая детализированный характер.
Текущий контроль – вид контроля, осуществляемы непосредственно в ходе работы.
Темперамент – сочетание устойчивых психических свойств, определяющих динамику деятельности человека.
Теория потребности Мак-Клелланда – согласно этой теории поведение человека мотивируют три потребности: власть, успех и причастность.
Управление– процесс предвидения, планирования и организации, мотивации, контроля и анализа, необходимый для оптимального достижения целей организации.
Уровень управления – степень в иерархической системе, обусловленная вертикальным разделением управленческого труда.
Формальная группа – группа, созданная по воле администрации для выполнения определенных функций.
Функция управления – виды деятельности, с помощью которых управляющая система воздействует на объект управления.
Харизма – влияние, основанное на свойствах личности руководителя.
Хозрасчет – метод хозяйствования, предполагающий определенную экономическую обособленность и самостоятельность предприятий, их рентабельную экономическую деятельность.
Целевое управление – управление, предполагающее четкую постановку целей, разработку программы действий, систематический контроль за ее исполнением, анализ соответствия полученных результатов поставленным целям и в случае необходимости проведение корректировки.
Цель – желаемое состояние систему управления через определенный период времени.
Централизация – условие, при котором право принятия основополагающих решений принадлежит высшим уровням управления.
Экономическая эффективность – сопоставление затрат и результатов.
Эталонная власть – влияние, основанное на желании подчиненных подражать своему руководителю
Этические нормы – нравственные правила, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников.