Теория управления продажами Лайкерта
Исследование, проведенное Лайкертом, позволило прийти к выводу, что команды по продажам с высокими результатами деятельности обычно имеют менеджеров по продажам, которые сами показывают высокие результаты в работе.
Соответственно, для того чтобы иметь торговых представителей с высокой мотивацией, сам менеджер по продажам должен показывать в работе высокие показатели. Кроме того, он должен поощрять анализ и обсуждение показателей работы отдельных торговых представителей в ходе регулярно проводимых совещаний.
Ситуационные теории (Б. Басе, К. Бланшар, Г. Граен, Р. Лайкерт, Р. Танненбаум, Ф. Фидлер, Дж. Хаит, П. Херсей, В. Шмидт) увязывают типы лидерства с ситуационными факторами, предлагая варианты лидерского поведения, находящиеся между двумя полярными стилями управления (ориентированными на производственный процесс либо на межличностные отношения в рабочем коллективе).
Как известно, впервые изучил влияние стиля руководства на производственную деятельность К. Левин, описавший три классических стиля: автократический, либеральный и демократический. Несколько иную классификацию предложил Р. Лайкерт, который сравнивал группы с высокой и низкой производительностью труда и на этой основе разделил руководителей на тех, кто сосредоточен на производстве, и тех, кто сосредоточен на человеке. Впоследствии оценка стиля руководства была модифицирована Р. Блейком и Дж. Мутоном на основе управленческой решетки.
Оценка стиля руководства отвечает на вопрос, как действует менеджер, однако остаются невыясненными вопросы:
- в каком направлении действует руководитель;
- в какой области проявляется тот или иной стиль руководителя.
5) методика "Преобладание мотивов трудового поведения, которые делают организацию безопасной и привлекательной для сотрудников" (анкета разработана самостоятельно; для работы с методикой использовалась шкала Лайкерта).
Г. Минцберг
Анализ возможных сочетаний продуманных и неотложных стратегий, а также их выражения в явной или неявной форме позволил Г. Минцбергу выделить восемь стилей стратегического менеджмента:
запланированные стратегии (planned strategies) - система стратегий строится сверху вниз, стратегии тщательно документируются, отражаются в соответствующих планах и контролируются;
предпринимательские стратегии (entrepreneurial strategies) - стратегии, которые отражают видение лидера компании (например, владельца бизнеса), но не всегда выражены в явном виде;
идеологические стратегии (ideological strategies) - стратегии, отражающие коллективное видение сотрудников компании и основанные на общих ценностях, разделяемых ими;
зонтичные стратегии (umbrella strategies) - глобальные цели четко определены и задокументированы, но способы их достижения не спланированы и основаны на оперативном реагировании на возникающие ситуации;
процессные стратегии (process strategies) - процессы деятельности компании формализованы, однако глобальные цели не являются четко определенными;
изолированные стратегии (disconnected strategies) - подразделения имеют ясные цели, деятельность сотрудников сконцентрирована на решении четко поставленных задач, однако стратегия компании в целом носит "неотложный" характер;
согласованные стратегии (consensus strategies) - стратегии, основанные на моделях деятельности компании, которые одобрены и приняты всеми группами сотрудников;
навязанные стратегии (imposed strategies) - стратегии, определяющиеся внешними обстоятельствами.
Исследования Г. Минцберга, основанные на анализе широкого круга литературы по стратегическому менеджменту, позволили выделить пять основных трактовок термина "стратегия":
стратегия как план, руководство, ориентир или направление развития организации, с акцентом именно на планировании и документировании (plan);
стратегия как прием, уловка или маневр с целью перехитрить конкурента (ploy);
стратегия как принцип или некоторая модель поведения организации во внешней среде (pattern);
стратегия как позиция организации на рынке, определяемая уникальностью производимых продуктов или наличием уникальных компетенций (position);
стратегия как перспектива или основной способ деятельности организации (perspective).
В соответствии с англоязычными наименованиями перечисленных трактовок определения стратегии (Plan, Ploy, Pattern, Position, Perspective) данная классификация получила название "5П Минцберга" (Mintzberg's 5Ps).
Томпсон и Стрикланд
Наиболее известны и широко применяются матрицы БКГ, МакКинси, Хофнера - Шенделя. Сравнительно реже применяются матрицы Томсона - Стрикланда, SPACE и консультативной группы Артур Д. Литтл.
Виды стратегических решений Томпсона и Стрикланда по матрице динамики роста рынка продукции (рост отрасли) и конкурентной позиции фирмы Стратегии представлены в порядке возможного предпочтения.
Матрица Томпсона и Стрикланда
II. Квадрант стратегий /│\I. Квадрант стратегий
1. Пересмотр стратегий │ 1. Концентрация
концентрации │ 2. Вертикальная интеграция
2. Горизонтальная интеграция │ 3. Центрированная
или слияние │ (концентрическая)
3. Сокращение │ диверсификация
4. Ликвидация │
│
Слабая конкурентная позиция │ Сильная конкурентная позиция
<───────────────────────────────┼────────────────────────────────>
III. Квадрант стратегий │ IV. Квадрант стратегий
1. Сокращение расходов │ 1. Центрированная
2. Диверсификация Медленный│ (концентрическая) диверсификация
3. Сокращение рост │ 2. Конгломеративная
4. Ликвидация рынка │ диверсификация
│ 3. Совместное предприятие
\│/в новой области
Сформированный портфель альтернативных стратегий подлежит дальнейшему анализу с целью выбора конкретной стратегии. В настоящее время известны многочисленные подходы, которые призваны облегчить выбор конкретных стратегий. Например, для организационных стратегий используются модели, разработанные М. Портером и И. Ансоффом, матрица Томпсона и Стрикланда. Для стратегий управления персоналом подходит метод составления сценариев по каждой из альтернатив - оптимистического, пессимистического и нормативного с учетом вероятности наступления каждого. Следует подчеркнуть, что эти и другие методы сами по себе не определяют выбор стратегии - они являются только ориентирами и источниками информации для тех, кто принимает решения. При этом, если к анализу среды и разработке альтернатив возможно, и даже желательно, привлечение большого числа сотрудников, то принятие решения о выборе стратегических направлений является прерогативой высшего руководства.