Общая характеристика выборочного метода
Объект социологического исследования в сфере физической культуры и спорта численно может быть очень большим: десятки тысяч людей. Сотни физкультурников и спортсменов различных регионов, городов. Конечно, обязательно, чтобы исследованию подвергся каждый человек, т. е. опрос был сплошным. Но опросить, скажем, 300 человек уже представляется затруднительным. Поэтому, когда объект исследования насчитывает 500 и более человек, применяется выборочный метод.
Что же представляет собой выборочный метод? В основе его лежит процесс выборки, который основан: во-первых, на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов; во-вторых, на правомерности выводов о целом на основании изучения его части при условии, что по своей структуре часть является микромоделью целого.
Прежде чем приступить к рассмотрению основных методов выборки, применяемых в социологических исследованиях, необходимо выделить такие понятия, как генеральная совокупность, выборочная совокупность, единицы отбора, единицы анализа.
Объект исследования, который территориально и во времени «локализован» и на который распространяются выводы исследования, называется генеральной совокупностью.
Определенное число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданному принципу, составляют выборочную совокупность.
Элементы выборочной совокупности (респонденты), подлежащие изучению (например, опросу) есть единицы анализа. Такими единицами могут выступать отдельные физкультурники или спортсмены, команды или учебные группы.
Правила формирования выборки таковы, что в процессе отбора основными элементами не всегда выступают единицы анализа, т. е. непосредственно опрашиваемые. Так. вначале могут быть отобраны те или иные организации, спортшколы, коллективы физической культуры, в которых опрашиваются либо все, либо определенное число респондентов. Такие организации, вычленяемые на каждом этапе выборки по особому плану, называются единицами отбора.
Определение объема выборки
Социологические исследования редко бывают сплошными, как, например, перепись населения. Обычно сплошное исследование проводится при небольшой генеральной совокупности.
Чаще всего исследования носят выборочный характер, при котором наиболее важным основанием является возможность распространения полученных результатов и выводов на всю генеральную совокупность. В таком случае сплошное исследование нецелесообразно. Обеспечение этой нецелесообразности - вопрос о репрезентативности выборки, т.е. достаточной количественной и качественной представительности генеральной совокупности в выборке.
Условиями соблюдения репрезентативности выборки являются:
1) равная возможность каждого члена генеральной совокупности попасть в выборку;
2) отбор необходимо проводить независимо от изучаемого признака (иначе в выборку могут попасть, например, только спортсмены);
3) отбор по возможности должен производиться из однородных совокупностей;
4) величина выборки должна быть достаточно большой.
Далее возникает вопрос: как определить достаточный объем выборки? Для этого необходимо иметь характеристики генеральной совокупности по важнейшим (с точки зрения исследования) признакам. К ним, например, можно отнести сведения о количестве желающих заниматься физической культурой и спортом, о числе занимающихся и т.д. Но, как правило, такие характеристики (или многие из них) не известны. Пилотажные исследования как раз и направлены на их выявление.
Приведем пример определения объема выборочной совокупности. В ходе подготовки к проведению конкретно-социологического исследования на основании теоретических посылок были выделены характеристики и признаки, подлежащие изучению. Например, желание заниматься физической культурой, спортом, величина потребности, участие в видах деятельности и др.
На основании результатов изучения этих признаков в пробном исследовании (30 и более респондентов) определяется объем выборки.
Предположим, что в пробном исследовании опрошено 147 студентов 4-х курсов в четырех вузах.
Для желания заниматься саморазвитием получены следующие распределения:
1.«Нет, не хочу» - 5 человек;
2.«Скорее не хочу, чем хочу» - 3 человека;
3.«Безразлично» - 11 человек;
4.«Скорее хочу, чем не хочу» - 34 человека;
5.«Да, хочу» - 72 человека.
Для расчета объема выборки используются формулы:
t - 1,96 - распределение студента для вероятности 0,95 или 95% (т.е., если требуемая вероятность соответствия характеристик выборки и характеристик генеральной совокупности 95%, всегда = 1,96. Их соответствие на 95% - общепринятое требование в социологических исследованиях.
Для нашего распределения:
При условии, что выборка в пробном исследовании представляла бы собой модель генеральной совокупности, величина выборочной совокупности для изучения желания заниматься саморазвитием должна быть не меньше 147 человек. Тогда с вероятностью 95% можно утверждать, что генеральное среднее лежит в пределах 4,39+0,155.
Поскольку модель выборки в пробном исследовании по вузам не представляет собой модели генеральной совокупности (опрос был в четырех вузах из 30), то увеличиваем полученное n (30/4) в 7,5 раза. Тогда необходимый объем выборки - 1102 респондента.
Качественная представительность полученной выборки оценивается сравнением существенных характеристик (либо связанных с существенными) генеральной совокупности и выборки. Для студенчества, например, такими характеристиками являются: соотношение по полу, охват учебными занятиями по саморазвитию, соотношение форм занятий и др.
Когда информация о признаках элементов генеральной совокупности отсутствует, исключается возможность определения объема выборочной совокупности при помощи формул. В этом случае можно опереться на многолетний опыт социологов - практиков, свидетельствующий о том, что для пробных опросов достаточна выборка объемом 100-250 человек. При массовых опросах, если величина генеральной совокупности 5000 человек, достаточный объем выборочной совокупности - не менее 500 человек, если же величина генеральной совокупности 5000 человек и более, то - 10% ее состава (но не более 2000-2500 человек). Это характеризует достаточно достоверные результаты исследования.