Тема 2.4. Эффективность работы персонала. Мотивация кадров государственной службы
Вопросы для обсуждения
1. Основные подходы к оценке эффективности работы персонала.
2. Основные критерии конечных результатов деятельности организации.
3. Назначение функции экономического стимулирования.
4. Сущность мотивации трудовой деятельности.
5. Содержание мотивационного процесса.
6. Содержание современных теорий мотивации.
7.Современные подходы к управлению мотивацией трудовой деятельности.
8. Особенности мотивации кадров государственной службы.
Темы докладов
1. Анализ эффективности управления персоналом.
2. Компоненты и инструменты системы мотивации персонала.
Список рекомендуемой литературы
Основная
1. Егоршин А.П. Основы управления персоналом [Текст] : учебное пособие / А. П. Егоршин. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2015. С.9-20.
2. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом [Текст] : учебник / А. Я. Кибанов; Мин. образования и науки РФ, Государственный университет управления. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2014. С.6-94.
3. Маслова В.М. Управление персоналом [Текст]: учебник / В. М. Маслова. - М.: Юрайт, 2011. С.78-110.
Дополнительная
4. Бухалков М.И. Управление персоналом [Текст]: учебник /М.И. Бухалков. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 400 с.
5. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика [Электронный ресурс]: электронный учебник / В. Р. Веснин. - М.: КноРус, 2009. - 1 электр. оптич. диск (CD-Rom).
6. Тебекин А.В Управление персоналом [Текст]: учебник / А. В. Тебекин. - М.: КноРус, 2009. - 624 с.
Рекомендации по подготовке докладов
Подготовка докладов осуществляется с использованием классических работ, аналитических отчетов, статистических данных и публикаций по темам, дополняющим лекционные материалы согласно общему перечню тем курса.
Структура доклада должна соответствовать теме и быть отражена в оглавлении. При написании работ необходимо использовать, по крайней мере, 1-2 первоисточника и 3-5 теоретических и учебных изданий, объём работы до 10 страниц печатного текста, снабженного сносками и списком использованной литературы.
Критерии оценки доклада
Отлично – оцениваются доклады, содержание которых основано на глубоком и всестороннем знании темы, изученной литературы, изложено логично, аргументировано и в полном объеме. Основные понятия, выводы и обобщения сформулированы убедительно и доказательно.
Хорошо – оцениваются доклады, основанные на твердом знании исследуемой темы. Возможны недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности выводов. Студент твердо знает основные категории, умело применяет их для изложения материала.
Удовлетворительно – оцениваются доклады, которые базируются на знании основ предмета, но имеются затруднения в изложении и систематизации, выводы слабо аргументированы, в содержании допущены теоретические ошибки.
Неудовлетворительно – оцениваются доклады, в которых обнаружено неверное изложение основных вопросов темы, обобщений и выводов нет. Текст доклада целиком или в значительной части дословно переписан из первоисточника без ссылок на него.
Примерная тематика эссе
1.Формирование кадровой политики организации.
2. Стратегии управления персоналом организации.
3.Организационная структура и функции службы управления персоналом организации
4.Взаимоотношения службы управления персоналом с внешними организациями (консультационными фирмами, центрами обучения и пр.).
5. Значение и организация процесса кадрового планирования.
6. Организация подбора и профориентации кадров.
7.Оценка персонала при замещении вакантных должностей.
8. Система управления процессом адаптации кадров в организации.
9. Организация деловой оценки кадров для периодической аттестации.
10.Организация работы с кадровым резервом на выдвижение.
11.Планирование трудовой карьеры работников.
12.Совершенствование этики деловых отношений в организации.
13.Разработка организационно-экономических условий развития творческой активности членов коллектива и самоутверждения личности.
14. Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
15. Обеспечение социально-психологической подготовки кадровых нововведений.
16. Рациональная организация труда руководителей.
17. Пути улучшения использования персонала организации.
18. Организация процессов высвобождения персонала.
19. Разработка форм и методов самоуправления коллективом.
20. Оценка эффективности профессионального обучения персонала.
21. Система и функции управления персоналом в государственной службе.
22.Система управления мотивацией поведения в процессе трудовой деятельности.
23.Организация системы оплаты труда.
24. Организация службы психологической помощи в организации.
25. Партнерское сотрудничество работодателей, работников, профсоюзов и органов власти по вопросам социально-трудовых отношений.
26. Специфика организационного поведения государственных и муниципальных служащих.
27. Особенности мотивации персонала в системе государственной службы.
28. Нравственные аспекты методов управления персоналом.
29. Порядок рассмотрения трудовых споров.
30. Организационная культура и управление персоналом.
Самостоятельная работа студента выполняется дома и оформляется письменно как эссе объемом до 5 страниц печатного текста. Тему студент может выбрать самостоятельно из предложенного перечня, либо по согласованию с преподавателем предложить свою в рамках изучаемой дисциплины. При подготовке эссе студенты должны показать умения и навыки самостоятельной работы с литературой, статистическими данными и опубликованными статьями по различным проблемам управленческой экономики. Кроме этого, не последнюю роль при оценке эссе играет способность студента аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену
1. Понятие, цели, задачи и функции управления персоналом.
2. Общая характеристика персонала организации.
3. Сущность и значение основных концепций управления персоналом (управление трудовыми ресурсами, управление персоналом, управление человеческими ресурсами, социальный менеджмент).
4. Особенности управления персоналом в США и Японии.
5. Стиль руководства.
6. Кадровая политика – основа формирования стратегии управления персоналом.
7. Регулирование социально-трудовых отношений персонала организации.
8. Определение потребности в персонале.
9. Процесс подбора, отбора и введения в должность персонала организации.
10. Формирование кадрового резерва и работа с ним.
11. Основные методы оценки персонала, их краткая характеристика.
12. Становление и развитие деловой карьеры.
13. Управление высвобождением персонала.
14. Организация профессионального обучения и повышения квалификации.
15. Формирование и продвижение организационной культуры.
16. Развитие человеческих ресурсов.
17. Сущность, значение и содержание основных регламентов в управлении персоналом.
18. Организация труда в работе с персоналом, особенности организации труда руководителей.
19. Понятие и значение организации рабочих мест в работе с персоналом.
20. Сущность и значение целевого планирования в управлении персоналом.
21. Нормирование труда в управлении персоналом.
22. Понятие, значение и виды социальной структуры в системе работы с персоналом.
23. Сущность и отношения лидерства.
24. Формирование коллектива: значение и особенности.
25. Основные понятия и теории мотивации персонала.
26. Комплексная система мотивации персонала.
27. Виды стимулирования труда и их основное содержание.
28. Организация оплаты труда персонала.
29. Система методов управления персоналом.
30. Коммуникации, их сущность и значение в управлении персоналом.
31. Техника проведения деловых совещаний, собраний и переговоров.
32. Оценка результатов работы по управлению персоналом.
Критерии оценок знаний студентов
Оценка отлично ставится:
- за полное и глубокое знание программного материала;
- за умение логически мыслить, правильно и четко формулировать ответы на поставленные вопросы, свободно используя при этом специальную лексику и терминологию данного курса.
Оценка хорошо ставится:
- за соответствие знаний студента предыдущим критериям, но при допущении им нечетких формулировок и неуверенности в ответе на поставленные преподавателем вопросы.
Оценка удовлетворительно ставится:
- при условии, что студент знает большую часть основного материала, но излагает его в основном поверхностно и сжато, без соответствующих комментариев, доказательств и выводов.
Оценка неудовлетворительно ставится:
- в том случае, когда студент не способен изложить основной материал ни в процессе устного, ни в процессе письменного контроля знаний студентов и затрудняется с ответами на дополнительные вопросы экзаменаторов.
Лист переутверждения рабочей программы дисциплины
Рабочая программа:
утверждена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры_________________________ от «___»___________20___г.
Ведущий преподаватель_______________________________________
Зав. кафедрой _______________________________________________
утверждена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры________________________ от «___»___________20___г.
Ведущий преподаватель ____________________________________________
Зав. кафедрой _____________________________________________________
утверждена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры ________________________________ от «___»___________20___г.
Ведущий преподаватель ____________________________________________
Зав. кафедрой _____________________________________________________
Приложение 1
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Основы управления персоналом»
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине для промежуточного контроля успеваемости
№ п/п | Контролируемые разделы дисциплины | Код контролируемой компетенции | Наименование оценочного средства |
Система работы с персоналом | ПК-2 ПК-9 | экзамен | |
Организация работы с персоналом |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»
Индекс компетенции | Содержание компетенции | Элементы компетенции | Индекс элемента |
ПК-2 | Владением навыками использования основных теорий мотивации для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также умений осуществлять диагностику организационной культуры | Знать 1.Эволюцию взглядов на мотивацию, особенности мотивации в системе государственной службы, а также основы формирования организационной культуры. 2. Основные этапы процесса мотивирования. Уметь 1. Приобретатьзнания в предметной области дисциплины, выявлять и объяснять противоречия между «теорией» и «практикой». 2. Применять полученные знания для понимания сущности происходящих изменений в организации. Владеть 1. Способностью использования знаний на практике. 2. Навыками управления мотивацией трудового поведения. | ПК-2 З1 ПК-2 З2 ПК-2 У1 ПК-2 У2 ПК-2 В1 |
ПК-2 В2 | |||
ПК-9 | Способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации | Знать 1. Сущность и содержание коммуникативной составляющей общения. 2. Возможные коммуникационные барьеры. Уметь 1. Анализировать коммуникационные процессы в организации. 2.Разрабатывать предложения по повышению эффективности коммуникационных процессов. Владеть 1. Категориальным аппаратом предметной области дисциплины, базовыми представлениями об основах управления персоналом и навыками деловых коммуникаций. 2. Навыками влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации. | ПК-9 З1 ПК-9 З2 ПК-9У1 ПК-9 У2 ПК-9 В1 ПК-9 В2 |