Коэффициент волнового сопротивления
При дозвуковых скоростях волновое сопротивление отсутствует. А при сверхзвуковых определяется по соотношению
где – коэффициент волнового сопротивления несущей поверхности с ромбовидным профилем, определяется по графикам.
K– коэффициент, учитывающий влияние на волновое сопротивление ромбовидного профиля формы расчетного профиля в случае крыла бесконечного размаха ,
j–коэффициент, учитывающий влияние относительной толщины профиля, угла стреловидности и удлинения рассматриваемого крыла, определяется из графика.
Так как коэффициент jпринимает отрицательное значение, то принимаем, что он равен нулю. Тогда = .
М=1,6 | |||
Крыло | 0,0055 | 0,0036 | 0,0094 |
ГО | 0,0095 | 0,0035 | 0,0131 |
ВО | 0,0085 | 0,0035 | 0,0122 |
Подставляя все полученные значения в формулу (9.1), получаем
Фюзеляж | Крыло | ГО | ВО | Самолет | |
М=0,6 | 0,0133 | 0,0068 | 0,0016 | 0,0014 | 0,0248 |
М=1,6 | 0,0413 | 0,0145 | 0,0027 | 0,0023 | 0,0612 |
Определение коэффициента индуктивного сопротивления самолета
Коэффициент индуктивного сопротивления самолета определяется соотношением
гдеА– коэффициент отвала поляры первого рода,
– коэффициент подъемной силы самолета.
Отвал поляры при отсутствии подсасывающей силы для всех чисел Маха определяется:
.
А | |
М=0,6 | 0,2102 |
М=1,6 | 0,4355 |
Построение поляры первого рода.
a | |||||
Суa | 0,249 | 0,498 | 0,747 | ||
Схa0 | 0,0242 | 0,0242 | 0,0242 | 0,0242 | М=0,6 |
Схаi | 0,0130 | 0,0521 | 0,1173 | ||
Cxa | 0,0242 | 0,0372 | 0,0764 | 0,1415 |
a | |||||
Суa | 0,1202 | 0,2405 | 0,3607 | ||
Схa0 | 0,0509 | 0,0509 | 0,0509 | 0,0509 | М=1,6 |
Схаi | 0,0063 | 0,0252 | 0,0567 | ||
Cxa | 0,0509 | 0,0572 | 0,0761 | 0,1076 |
Расчет балансировочной поляры самолета
Для выполнения установившегося режима полета в продольной плоскости самолет должен быть сбалансирован, т.е. момент тангажа самолета, а, следовательно, коэффициент момента тангажа самолета mz= 0.
Подъемная сила несбалансированного самолета создает момент тангажа. При балансировке отклонением управляющей поверхности создается такая дополнительная подъемная сила на горизонтальном оперении DYaго, которая создает уравновешивающий момент тангажа, балансирующий самолет.
отсюда
. Тогда коэффициент подъемной силы сбалансированного самолета:
В пределах малых углов атаки
где
М=0,6 | 0,0651 |
М=1,6 | 0,0223 |
Приращение коэффициента подъемной силы самолета при отклонении управляющих поверхностей.
Для полностью поворотного ГО
– коэффициент подъемной силы консольной части ГО
М=0,6 | 0,0157 | 0,157 |
М=1,6 | 0,0062 | 0,062 |
Коэффициент подъемной силы самолета с отклоненными управляющими поверхностями.
Полностью поворотное ГО:
Определение балансировочных углов атаки.
Определение :
М=0,6 | 0,1897 |
М=1,6 | 0,0774 |
Зависимости при М=0,6, с отклоненными и с неотклоненными рулями.
Зависимости при М=1,6, с отклоненными и с неотклоненными рулями.
Балансировочный угол атаки можно определить по формуле
(град.) | |
М=0,6 | 7,82 |
М=1,6 | 3,81 |
М=0,6 | 0,5091 |
М=1,6 | 0,085 |
Определение
.
М=0,6 | 0,0087 |
М=1,6 | 0,0018 |
Определение .
– приращение коэффициента сопротивления от отклонения управляющих поверхностей в продольной плоскости.
Построение балансировочной поляры самолета.
М=0,6
М=1,6