Опытно – практическая работа по формирование культуры математической речи младших школьников на уроках математики
2.1 Подготовительные мероприятия к опытно – практической работе
База: г. Болотное,ул. Советская 38, МБОУСОШ №2.
Класс: 3 «А»
Возраст детей: 9-10 лет.
Учитель: Черкасская Лариса Витальевна
Период исследования: с 1.002.15г. по 30.04.15г.
Цель исследования:
1. Беседа с учителем. (Приложение № 1)
Вопросы беседы:
1. Какую роль вы отводите формированию культуры математической речи учащихся?
2. Назовите основные направления по развитию математической речиобучающихся?
3. Какие виды математических заданий, встречающихся в учебнике, способствуют формированию культуры математической речи обучающихся?
4. Какие задания вы включаете в учебный процесс дополнительно для формирования математической культуры младших школьников.
-
2. Тестирование учащихся. (Приложение 2)
В начале нашего исследования мы провели тестирование учащихся 3 «А» класса, с целью проверки у них сформированности культуры математической речи. Задания составлены в двух вариантах.
В тест было включено 6 заданий, направленных на:
1. Умение читать выражения;
2. Умение раскрывать вычислительные приёмы;
3. Знание компонентов и результата арифметических действий;
4. Знание геометрических фигур;
5. Умение различать выражения, равенства, неравенства, уравнения;
6. Умение логически мыслить, работать с моделями.
В тестировании приняли участие 18 обучающихся. По результатам было отмечено, что уровень сформированности математических знаний и умений у детей средний.
Контроль качества сформированности у обучающихся культуры математической речи представлены в таблице
Таблица №1
№ | Имя Фамилия | Умение читать выражения; | Умение раскрывать вычислительные приёмы; | Знание компонентов; | Знание геометрических фигур; | Умение различать выражения; | Умение логически мыслить, работать с моделями, рассуждать. |
Андрей А. | + | - | + | + | - | + | |
Надежда Б. | + | + | - | + | + | - | |
Денис Б. | - | - | - | - | - | - | |
Влада Б. | + | + | + | + | + | - | |
Максим Г. | + | + | + | + | + | + | |
Алиса Г. | + | + | + | + | + | + | |
Софья К. | + | - | + | + | + | - | |
Анастасия Л. | + | + | + | + | + | + | |
Кирилл М. | + | + | + | + | + | + | |
Рада Н. | + | + | + | + | - | - | |
Софья П. | + | - | + | + | - | + | |
Иван Р. | + | + | - | + | - | + | |
Игорь Р. | - | - | - | - | - | - | |
Олег Ш. | + | - | - | + | - | + | |
Артем Я. | - | - | - | + | - | - | |
Андрей Я. | - | - | - | + | - | - | |
Карина З. | - | - | - | - | - | + | |
Александр Ф. | + | + | - | - | - | - | |
Всего | Количество человек | ||||||
% |
Полученные результаты были подвергнуты анализу.
Наибольшие трудности у обучающихся возникли при выполнении пятого задания, которое направленно на умение различать выражения. В основном путают выражения и равенства.
Также обучающиеся не раскрывают вычислительные приемы, для них проще написать сразу ответ, а ход своих мыслей стараются не показывать, хотя у доски все расписывают и грамотно объясняют.
При работе с моделями часть детей не смогла выбрать схему к задаче. Следовательно, недостаточно сформировано умение работать со вспомогательными моделями и анализировать условия.
Компоненты обучающиеся знают все, но связь между ними усвоены не достаточно.
Дети также путают сумму с произведением, а частное с разностью.
Следовательно, можем сделать вывод о том, что учащиеся умеют выполнять привычные для них задания:
- решать уравнения, равенства, неравенства;
- самостоятельно составлять краткую запись и решать задачу;
- определять, какие перед ними геометрические фигуры.
Но с трудом выполняют задания, которые они не систематически выполняли на уроках, а еще труднее им даётся объяснение того или иного задания.
Гистограмма по выявлению сформированности математических знаний и умений.
Исходя из результатов проведенного тестирования мы выявили, что обучающиеся недостаточно владеют математической терминологией, слабо владеют письменной речью, не умеют анализировать предложенную математическую модель.Данные, полученные в ходе тестирования обучающихся и беседы с учителем, убеждают в необходимости проведения целенаправленной работы по формированию культуры математической речи на уроках математики. Для этого на уроках использовались задания разного вида, направленные на развития и формирование культуры математической речи на уроках математики.
Проанализировав данные упражнения, взятые из учебника Моро М. И., можно сделать следующие выводы. В данном учебнике, несомненно, присутствуют разнообразные задания, способствующие развитию и формированию культуры математической речи обучающихся, но их значительно мало. Часто в этих заданиях не используется весь потенциал средств, для развития и формирования культуры математической речи.
Следовательно, нужна систематическая работа по формированию культуры математической речи у обучающихся данного класса.
3. Планирование работы с учащимися по формированию математической культуры обучающихся во время преддипломной практики:
-
-
-
-
-
-
2.2 Обобщение эффективных приемов в работе учителя при формировании культуры математической речи учащихся в процессе обучения математике
На преддипломной практики нами были разработаны различные задания, которые, как правило, включались, в основном, на этапе актуализации знаний, а также в ходе работы над новым материалом. Дети комментировали на письме, объясняли устно. Были проведены различные математические диктанты, для того, чтобы обучающие на слух хорошо воспринимали математическую речь.
Проведем систему уроков с использованием заданий, для формирования культуры математической речи:
Наблюдение 1 (Приложение №3)
Тема: «Приемы устных вычислений»
Дата: 2. 04.15г.
Виды заданий, направленные на формирование математической культуры | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Математический диктант с самопроверкой. | Предлагает письменно ответить на вопросы. Предлагается эталон ответов. Корректирует действия учащихся, работает над терминологией. | Записывают ответы, Проверяют свои решения. Анализируют ошибки. |
Самостоятельная работа по использованию математических правил. | Предлагается 2 листа, на одном из которых были написаны общие посылки, на другом-частные. Нужно установить, по какомуправилу составлены математические задания. Первое задание выполняется совместно с учащимися, еще 2 задания дети выполняют самостоятельно. | Анализируют задания, высказывают свои точки зрения, записывают на доске. Самостоятельно выполняют остальные задания и проверяют решения на доске с подробным комментированием. |
На данном уроке велась работа над математическими терминами, комментированием решений, над развитием логического мышления через выявление закономерностей. ОшибкиДети рассуждали вслух, обменивались мнениями, доказывали суждения, что способствовало формированию математической речи.