Плавание судна в ледовых условиях. Классификация судов и ледоколов. Характеристика льдов.
Плавание в ледовых условиях
Для плавания во льдах приспособлены суда, имеющие ледовые подкрепления. Перед выходом в ледовое плавание тщательно осматривают винт, руль, рудерпост, штевни, заклепочные швы, наружную обшивку, особенно в районе ватерлинии, кингстоны. Для этих целей судно желательно поставить в док. В районе форпика, если обшивка не обладает достаточной прочностью, сменяют листы, или ставят дополнительные шпангоуты, или устанавливают временные подкрепления носовой части из деревянных брусьев.
Подводную часть судна, особенно Носовую, проверяют на водонепроницаемость. Перед длительным плаванием рекомендуется снять все выступающие детали в надводной части борта и подводной части корпуса.
Сложность ледового плавания требует укомплектования судна опытными моряками. Наибольшие требования предъявляются к палубной команде и комсоставу.В ледовых условиях нередко приходится привлекать к авральным работам весь экипаж, поэтому личный. состав судна должен быть обеспечен теплой одеждой и обувью.
Перед выходом в ледовое плавание проверка рулевого и якорного устройств, судовых систем, состояния трюмов, укомплектование навигационным оборудованием, спасательными средствами (шлюпками, плотами, комбинезонами и др.), средствами сигнализации проводится особенно тщательно.
В соответствии с Правилами снабжения аварийным имуществом и материалами, изданными Регистром СССР, аварийный запас цемента, песка, досок и т. п. берется на 50% больше обычного.
Подготовку трюмов к погрузке оформляют актом и записью в судовом журнале. Принимаемый к перевозке груз должен удовлетворять условиям плавания.При распределении грузов по трюмам предусматривают возможность минимальных затрат на грузовые операции при погрузочно-разгрузочных работах в нескольких пунктах, даже при нарушении очередности захода в порты.
При укладке грузов в трюмах следует предусмотреть коридоры или колодцы, позволяющие быстро и легко достичь места повреждения.
На судне со слабой обшивкой коридоры делаются шириной 1 м вдоль бортов в носовой части. На крупных судах рекомендуется делать колодцы. К бортам не рекомендуется устанавливать тяжелые грузы.
Во всех случаяхпри следовании во льдах над винтами должно быть не менее 1 м воды до льда.
При слишком малой осадке носом лед может попадать под днище.
В качестве меры против действия отрицательных температур на грузы в надводной части трюмов рекомендуется засыпать палубу и люки 10—12-сантиметровым слоем сухих опилок с последующей укладкой деревянного настила. При плавании во льдах особенно четко должно быть поставлено наблюдение за состоянием воды в льялах и танках. Замеры воды нужно проводить каждый час и дополнительно после каждого сильного удара льдин в ту или иную часть борта.
Самостоятельное плавание во льдах.При плавании в районе, где возможны льды, необходимо принять меры для своевременного их обнаружения. Основой для этого является наблюдение за видимым горизонтом, атмосферными явлениями, температурой воды и воздуха, волнением моря, направлением и силой ветра, течением. Торосистый лед можно обнаружить радиолокатором.
К признакам, свидетельствующим о близости льда, относятся: резкое уменьшение температуры воды и воздуха; наличие так называемого ледяного неба — светлого пятна в небе над горизонтом; появление далеко в море птиц и животных; характерный шум, грохот от торошения льда; уменьшение ветра и волнения, если они направлены со стороны льда; появление мелких льдин.
При подходе к ледяной кромке следует замедлить скорость хода судна, особенно, если перед этим оно вошло в полосу тумана.
Большие суда со слабой или старой обшивкой могут преодолевать льды до 5 баллов, средние суда в нормальном техническом состоянии — до 6 баллов. Суда ледового класса могут плавать во льдах до 7 баллов. При слабом и тонком льде возможность проходимости повышается на 1—2 балла, при толстом — снижается на 1—2 балла.
Вход в лед осуществляетсятолько на малом ходу. Скорость можно увеличивать в зависимости от состояния льда и судна. Следует держаться середины разводий, чтобы избежать подводных выступов льда. Работа машинами на заднем ходу во льду может привести к поломке руля и винтов и допускается в крайнем случае при самых тщательных мерах предосторожности.
При плавании в сплошном льду следует держать руль по возможности прямо.
Суда с прямым форштевнем и полными обводами плохо пробивают себе путь во льду и легко застревают. Наклонный форштевень и острые обводы носовой части имеют значительные преимущества. Судно, может следовать в зависимости от сплоченности льда со следующей скоростью: