Силы и моменты при движении судна в стесненных условиях (на мелководье, при гидродинамическом воздействии нескольких судов, влияние стенок канала и неподвижных препятствий).

Тяга винта и сопротивление движению судна.

Чтобы судно двигалось с определенной скоростью, к нему необходимо приложить движущую силу, преодолевающую сопротивление движению.

Полезная мощность, необходимая для преодоления сопротивления, определяется формулойNn = RV,где R — сила сопротивления; V — скорость движения.

Управление большими судами и составами в стесненных критериях плавания.

К таким участком относятся каналы, шлюзы и участки свободных рек с лимитирующими габаритами судового хода, где управление крупногабаритными судами и составами является сложным для судоводителя.

Важнейшее значение для безопасного плавания в этих условиях является правильный выбор скорости, которая должна быть рассчитана для различных ситуаций и способов и содержаться в таблицах маневренных характеристик судна.

Движение по каналам.Участки каналов с подводными прорезями наиболее не благоприятны для плавания судов и составов.

Большое влияние на суда и составы оказывает ветровое воздействие, особенно если канал проходит в насыпи и не защищен от ветра.

При движении судов по каналу увеличивается сопротивление воды и уменьшается скорость хода; увеличивается динамическая просадка и дифферент на корму; возрастает волнообразование и рыскливость судна; возникают силы присасывания и отталкивания при движении вблизи берегового откоса, в результате чего судно стремится развернуться в сторону оси канала; более интенсивно, чем на глубокой воде, проявляются гидродинамические силы при расхождении и обгоне судов и прохождении мимо стоящего судна; происходит интенсивный размыв ложа и откосов канала под воздействием волн и работы движителей судов.

Причинами возникновения перечисленных явлений служит изменение поля скоростей, гидродинамических давлений и уровней свободной поверхности воды вокруг движущегося судна.

Скорость, при которой возникает это явление наз. критической скоростью.

Максимально достижимые скорости движения на искусственных участках каналов составляют 50-70% от скорости хода на глубокой воде, они по условиям гидравлических явлений близки к значениям критической скорости.

Если судно движетсяпо оси канала, то скорости обтекания с обоих бортов его одинаковы и движение устойчиво.

Если же судно отклоняется от оси, скорость обтекания с борта обращенного ближе к откосу увеличивается, а давление воды уменьшается (закон Бернули). Поэтому корма будет смещаться к откосу, а нос отрыскивать в сторону оси канала.

С уменьшением скорости движения, снижается скорость потока воды, уменьшается присос и рыскливость судна.

Движение на повышенной скорости по участку канала с резким односторонним уширением вызывает зарыскивание судна в сторону уширения, на прямолинейном участке судно следует по оси канала.

При буксировке на тросе и толкании состава необходимо в конце прямолинейного участка начать плавно отводить состав к выпуклому берегу и проходить криволинейный участок придерживаясь его не снижая скорости хода.

Что бы не потерять управляемость от внешних сил, скорость судна при расхождении не должна превышать 50% значения критической.

Обгон на каналахцелесообразно производить в уширениях или в водохранилищах, в искусственной части канала обгон крупнотоннажных судов и составов может производиться лишь в исключительных случаях.

Величины гидродинамических сил присасывания судов при обгоне значительно больше, чем при расхождении . Максимальный г/д момент на корпусе судна для случая обгона почти в 4 раза больше, чем при расхождении. Он наблюдается в момент, когда мидель обгоняющего судна находится на траверзе кормы обгоняемого и нос обгоняющего судна стремится в сторону обгоняемого.

Особенно опасен случай обгона на скорости близкой к критической и при полном сбрасывании оборотов движителя обгоняющее судно продолжает двигаться со скоростью обгоняемого. Когда обгоняющее судно войдет в кормовую зону повышенного давления обгоняемого, то нос первого будет отклоняться от кормы обгоняемого судна.

При выходе судов на траверз друг друга они будут сближаться под действием пониженного давления между ними

Наши рекомендации