Определение социальной фасилитации
Фасилитацияот англ. facilitate — помогать, облегчать, способствовать. Социальная фасилитация – естественно происходящее повышение активности субъекта вследствие наличия социального окружения.
Один из эффектов "группы", состоит в том, что активность индивида повышается в условиях ее осуществления в "группе" по сравнению с обычным уровнем этой же активности при индивидуальном осуществлении.
Чаще всего социальная фасилитация обнаруживается в ситуации соревнования с другими членами "группы". Данный эффект замечен не только у людей, но и у животных, например, в пищевом поведении (у насекомых, рыб, кур, крыс и др.).
Определения социальной фасилитации в словарях:
Психологический словарь
(от лат. socialis - общественный и facilitare - облегчать) - социально - психологический феномен. Повышение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в присутствии других людей, или в ситуации соревнования.
Психологическая энциклопедия
(Social facilitation) 1) Первоначальное значение - тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые и хорошо знакомые задачи в присутствии других; 2) Современное значение - усиление доминантных реакций в присутствии других.
Психологическая энциклопедия
Словообразование. Происходит от лат. socialis - общественный и facilitare - облегчать. Категория. Социально-психологический феномен. Специфика. Повышение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в присутствии других людей или в ситуации соревнования.
Психологическая энциклопедия
Общий феномен, показывающий, что активность возрастает {облегчается) в присутствии членов своей группы. Примеров тому множество. Сытые цыплята будут есть, если их поместят среди цыплят, которые едят с жадностью, атлеты достигают лучших результатов, если за ними наблюдают зрители.
Исследования Нормана Триплетта и его последователей
Впервые факт социальной фасилитации был научно зафиксирован в исследовании Нормана Триплетта (Triplett, 1898). Психолог университета в штате Индиана, США, Триплетт интересовался велосипедными гонками. Он заметил, что спортсмены демонстрируют лучшие результаты не тогда, когда «соревнуются с секундомером», а когда участвуют в коллективных заездах. Для проверки своих соображений Триплетт провел исследование, которое считается первым в истории социально-психологическим экспериментом.
Исследователь предложил детям скручивать спиннинг на скорость. В одной ситуации дети делали это в пустой комнате, в другой — в обществе сверстников. В присутствии друг друга дети делали это быстрее. Исследуемыми были 40 детей, из которых 20 в условиях соревнования показали значительно лучшие результаты, 10 незначительно их улучшили, а у 10 детей результаты были хуже из-за волнения.
Триплетт назвал открытый им феномен улучшения результатов в присутствии других людей эффектом социальной фасилитации.
Исследователь продемонстрировал эффект социальной фасилитации в контролируемом лабораторном эксперименте. Это первое исследование в социальной психологии установило то, что людям уже и так было известно, однако, то, что такая общеизвестная истина была «доказана», имело важное значение.
Социальную фасилитацию можно понимать в широком и узком смыслах. В широком смысле социальная фасилитация – усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других. Социальная фасилитация в узком смысле понимается как усиление мотивации человека разрешить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей.
Эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и в отрицательном планах. В положительном плане – это «эффект социальной фасилитации», а в отрицательном – он носит название «эффекта социальной ингибиции», что означает уменьшение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии остальных. Так, например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.