Знакомство с общепринятыми единицами измерения величин (метр, сантиметр, дециметр, литр, килограмм)
Алгоритм ознакомления:
1. беседа о необходимости использования общепринятых единиц измерения величин (экскурсия в магазин или ателье).
2. практические упражнения по измерению.
3. решение задач, в которых встречаются общепринятые единицы измерения величин.
Формирование понимания функциональной зависимости между единицей измерения и результатом
Необходимо подвести детей к выводу, что чем меньше мерка, тем большее количество раз она поместится в объекте и наоборот. Для этого предлагаются упражнения по измерению одного и того же объекта разными по величине мерками.
Геометрические фигуры
В программе 1 класса не предусмотрено повторение имеющихся у детей знаний об объемных геометрических фигурах, а также таких плоских фигурах, как ромб и трапеция.
Новые задачи:
Рисование плоских геометрических фигур по клеточкам
Знакомство с понятиями «пятиугольник», « многоугольник.
Методика ознакомления с обобщающим понятием «многоугольник» аналогична методике обучения обобщению фигур по форме, используемой в дошкольном возрасте.
Ознакомление с понятиями: отрезок, ломаная (звенья ломаной), треугольник, квадрат, периметр
Ориентировка в пространстве
Новых задач в программе нет. Закрепляются умения ориентироваться в двухмерном пространстве.
Ориентировка во времени
Ознакомление с циферблатом часов, формирование умения определять время по часам
Задача решается в процессе повторения цифр. Детей учат ориентироваться сначала с точностью до 1 часа, затем - до ½ часа, и, наконец, до ¼ часа.
Час рассматривается как целый круг. Если стрелка прошла четверть круга, то прошло четверть часа.
Если у детей имеется интерес, то, начиная со старшего дошкольного возраста, можно их учить определять время более точно (например, используя развивающую игру «Часы» Б. Никитина). К этому времени дети должны уметь считать в пределах 60. На модели Никитина имеется 2 циферблата, по 1 шкале определяется, сколько часов, а по второй - сколько минут.
Ознакомление с календарем, как системой мер времени
Детей знакомят с разными видами и моделями календаря, учат запоминать последовательность месяцев. Предлагаются задачи, в которых единицей счета являются час, сутки, неделя, месяц, год.
Развитие чувства времени
Детей необходимо учить определять время без часов. Для этого их знакомят с длительностью интервалов 1, 3, 5, 10 минут. Детям предлагается за определенное время выполнить какие-либо действия (выложить из палочек узор, нарисовать орнамент, одеться и т.д.). При выполнении деятельности детям предоставляется право следить за течением времени по нескольким видам часов (механическим, песочным, электронным)
Чтобы показать относительность восприятия времени, надо предложить детям за один и тот же промежуток времени выполнить интересную и неинтересную работу.
8.6 Кроме формирования математических представлений, программой 1 класса предусмотрена предлогическая подготовка детей, которая включает в себя формирование представлений о множестве, элементах множества, операциях над множествами, о свойствах предметов, формирование умений называть и отрицать свойства объектов.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Литература: [14, 16, 26, 36]
Преемственность заключается в установлении взаимосвязи задач, содержания, форм и методов обучения детей в детском саду и школе. С одной стороны необходим учет в дошкольном учреждении всех требований школы, а с другой – опора на достигнутый уровень развития, знания и умения детей.
Преемственность в содержании обучения заключается в следующем:
- в основе обеих программ лежит теория множеств,
- еще в детском саду дети овладевают математическим языком, что является опорой для будущего обучения,
- в детском саду у детей формируются представления о некоторых математических понятиях, в 1 классе вводятся отдельные понятия, содержание знаний поднимается на новую ступень, осмысливается с теоретических позиций,
- в программе 1 класса продолжается изучение материала в рамках тех же 5 разделов, что и в детском саду.
Однако в содержании программ имеет место факт нарушения преемственности. Так, например, в разделе «Геометрические фигуры» полученные детьми в старшем дошкольном возрасте представления о некоторых плоских (ромб, трапеция) и объемных фигурах даже не повторяются. В разделе «Ориентировка в пространстве» нет продолжения решения такой сложной программной задачи, как трансформация 3-хмерного пространства в 2-хмерное.
Преемственность детского сада и школы проявляется также и в методах обучения.По-прежнему основное место занимают практические методы, ведущим из которых является игра. Первоклассникам дается больше самостоятельности при выполнении упражнений, все чаще используются продуктивные методы. В качестве наглядного материала педагог уже использует не игрушки, не картинки, а более абстрактную наглядность (счетные палочки, фигуры). Больше требований предъявляется к словесным методам, детей учат рассуждать. В первом классе, как и в дошкольном возрасте, детей учат рассуждать по индукции (у синего квадрата 4 равных угла и 4 равных стороны, и у красного квадрата 4 равных угла и 4 равных стороны, значит у всех квадратов 4 равных угла и 4 равных стороны). Методы дедукции также используются в элементарной форме для доказательства некоторых умозаключений, необходимо детям чаще задавать вопросы: почему? Как ты узнал? Объясни?
Использование этих методов позволяет развивать мышление детей и обеспечивает преемственность между математической подготовкой детей в детском саду и 1 классе.
Преемственность детского сада и школы существует также и в ёВ 1-м классе уроки по математике проводятся в игровой форме по 30 минут 4 раза в неделю, домашних заданий нет. Чтобы обеспечить преемственность в формах обучения, воспитатель обязан провести в старшей группе несколько занятий, аналогичных школьным урокам (длительность до 25 минут, когда дети сидят за столами по 2, учатся поднимать руку, если желают ответить, учатся удерживать внимание, выполняя задание воспитателя).