Рациональный выбор коэффициентов смещения
При заданных числах зубьев колес качественные характеристики зубчатого зацепления (коэффициенты перекрытия, относительного скольжения, удельного давления) зависят от величины коэффициентов смещения X1и X2 инструментальной рейки.
Изменение этих коэффициентов, способствующее улучшению одной из характеристик зацепления, ухудшает некоторые другие его характеристики.
Стойкость и долговечность зубчатого зацепления, работающего в определенных условиях, в значительной мере обусловливается отдельными характеристиками этого зацепления. Отсюда возникает задача такого подбора величин коэффициентов смещения X1и X2, в результате которого предельно улучшились бы характеристики зубчатого зацепления, обусловливающие его стойкость и долговечность в данных условиях работы, при одновременном сохранении в допускаемых пределах величины других характеристик.
Среди характеристик имеются такие, которые должны удовлетворять определенным требованиям, обязательным для всех зацеплений, независимо от условий их работы.
Во-первых, не должно быть подрезания зубьев колес при обработке их инструментальной рейкой. Суть явления подрезания заключается в том, что зуб инструментальной рейки, проворачиваясь во впадине изготовляемого колеса, срезает своей режущей кромкой часть эвольвентного профиля зуба. В результате этого уменьшается прочность зубьев у основания. Помимо этого, подрезание может уменьшить коэффициент перекрытия e и даже сделать его меньшим единицы, если оказывается срезанной часть рабочего участка профиля зуба.Подрезание имеет место в том случае, если делительная прямая АВ рейки пересекает теоретическую линию зацепления в станочном зацеплении за точкой А (см. рис. 1.1). Коэффициент смещения рейки, при котором прямая АВ проходит через точку А, обозначается Xmin и определяется по формуле (при a = 20°),
(15)
Отсюда следует, что подрезание будет устранено, если коэффициент смещения, принятый при обработке данного колеса, удовлетворит неравенству
(16)
В настоящее время считают возможным в некоторых случаях допустить такое подрезание зубьев, при котором остается нетронутым рабочий участок профиля зуба.
Во-вторых, нельзя допустить чрезмерного заострения зубьев колес, так как при этом уменьшается прочность головок зубьев. Заострение зубьев колеса усиливается вместе с увеличением коэффициента смещения, принятого при его изготовлении. Заострение зуба обычно характеризуется его толщина Se на окружности выступов. Во многих случаях расчета требуется, например, чтобы величина Se удовлетворяла неравенству:
(17)
Коэффициент смещения, при котором Se = 0,3, обозначают X0.3. Следовательно, коэффициент смещения, принятый при обработке колеса, в этом случае должен удовлетворять неравенству
(18)
Из формул (16) и (18) следует, что коэффициент смещения, задаваемый для обработки данного колеса, должен быть выбран в границах, определяемых неравенствами
(19)
В-третьих, должно быть выполнено требование, чтобы коэффициент перекрытия e удовлетворял неравенству
(20)
Так как величина коэффициента перекрытия зависит от двух коэффициентов смещения, то третье требование приводит к необходимости такого подбора этих коэффициентов, при котором они, удовлетворяя каждый в отдельности неравенством, обеспечили бы неравенство (20).
В-четвертых, должна быть исключена возможность заклинивания, зацепления, при котором головка зуба одного из колес упирается своей крайней точкой в галтель другого колеса. При заклинивании зуб одного колеса не может повернуться во впадине другого колеса, и работа колес становится невозможной. Коэффициенты смещения X1 и X2нужно выбрать таким образом, чтобы исключить возможность заклинивания.
Подбор коэффициентов смещения, удовлетворяющих всем перечисленным требованиям, представляет собой сложную задачу. Эта задача еще более усложняется при выполнении дополнительных требований к зацеплению, обусловленных спецификой его работы в определенных условиях.
Чаще всего подбор коэффициентов смещения производится двумя способами: 1) при помощи специально составленных таблиц; 2) при помощи блокирующих контуров.
Цель работы
Целью работы является ознакомление с нарезанием зубчатых колес с эвольвентным профилем методом обкатки. Кроме того, необходимо рассчитать по заданному модулю m и диаметру делительной окружности dД параметры нулевого и положительного колес, монтажные размеры зацепления колес (i = 1), вычертить это зацепление.