Чтение существующего проекта
Если интересуемый проект разрабатывался недавно, то его можно найти в пункте меню: File\Reopen.
Если там не присутствует искомый проект, то для его поиска выбираем пункт меню: File\Open Project, с помощью которого ищем файл с расширением .dpr в файловой системе компьютера.
Сохранение проета
Первый шаг - создать поддиректорию для программы. Лучше всего создать директорию, где будут храниться все Ваши программы и в ней - создать поддиректорию для данной конкретной программы. Например, Вы можете создать директорию MYCODE и внутри нее - вторую директорию TIPS1, которая содержала бы программу, над которой Вы только что работали.
После создания поддиректории для хранения Вашей программы нужно выбрать пункт меню File | Save Project. Сохранить нужно будет два файла. Первый - модуль (unit), над которым Вы работали, второй - главный файл проекта, который "владеет" Вашей программой. Сохраните модуль под именем MAIN.PAS и проект под именем TIPS1.DPR. (Любой файл с расширением PAS и словом “unit” в начале является модулем.)
Контрольные вопросы
1. Какими файлами представлен проект в Delphi ?
2. Что такое объект и его свойства ? Приведите примеры свойств различных объектов.
3. Что такое событие для объекта ? Каким образом можно использовать при программировании события ?
4. Каковы две основные функции Инспектора Объектов ?
5. Для чего нужна Палитра Компонентов ?
6. Что общего и в чем различия между заготовкой формы и компонентами ?
7. Что позволяет редактировать Редактор Кода ?
8. Перечислите компоненты, с помощью которых можно вводить информацию в программу при ее выполнении.
9. Перечислите компоненты, способные выводить информацию пользователю в ходе выполнения приложения.
Лабораторная работа 3
«Программирование в Delphi ввода и вывода информации для Windows»
Цель работы: Изучить и практически освоить методы ввода и вывода числовой и текстовой информации на экран монитора и дисковые средства ПК.
Задание на лабораторную работу.
1.5. Изучить правила объявления переменных и констант.
1.6. Изучить способы ввода-вывода чисел и строк на монитор.
1.7. Изучить способы ввода-вывода чисел и строк на диск.
1.8. Применить изученное в п.1.1-1.3 в своей программе, расширив ее разделами объявления переменных, расчетом значений с использованием арифметических операций, а также с применением операций ввода-вывода.
2. Методические указания к выполнению работы.
2.1. Указания к п.1.1. Изучить по п. 3.1. правила объявления переменных.
2.2. Указания к п.1.2. Изучить по п.3.2 способы ввода-вывода чисел и строк на монитор.
2.3. Указания к п.1.3. Изучить по п.3.3 способы ввода-вывода чисел и строк в файл.
2.4. Указания к п.1.4.
- Открыть ваш проект.
- На заготовке формы разместить компоненты для ввода и вывода информации (см.п.3.2) и кнопку 1 для активизации расчета и ввода-вывода, а также кнопки 2 и 3 для записи информации в файл и чтения из него.
- Объявить численные переменные, необходимые для расчета заданной функции (см.п.3.1).
- В обработчике события нажатия кнопки 1 создать тексты:
o Ввода исходных данных для расчета функции через подготовленные компоненты для ввода.
o Расчета заданной функции с использованием стандартных арифметических функций.
o Вывода результатов расчета на подготовленные компоненты вывода.
- В обработчике события нажатия кнопки 2 создать текст вывода исходных данных и результатов выполненного расчета в файл.
- В обработчике события нажатия кнопки 3 создать текст чтения исходных данных и результатов, а также вывод на компоненты вывода прочитанной информации.
- Откомпилировать текст созданной программы.
- Сохранить созданный проект.
- Показать текст программы преподавателю.
- Запустить проект на выполнение и показать преподавателю.
3. Объявление, ввод и вывод данных.
3.1. Данные в Delphi. Переменные и константы. Выражения и операции.
Алфавит и словарь языка.
Программа на языке Delphi формируется с помощью конечного набора знаков, образующих алфавит языка, и состоит из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр. Специальных символов.
В качестве букв используются прописные и строчные буквы латинского алфавита:
ABCDEFGH I J KLMNOPURSTUVWXYZ abcdefghijkl mnopqrstuvwxyz и знак подчеркивания; в качестве десятичных цифр: 0123456789. Шестнадцатеричные цифры строятся из десятичных цифр и букв от А до F .
При написании программ применяются специальные символы:
+ плюс . {} фигурные скобки - минус . точка * звездочка , запятая / дробная черта : двоеточие = равно ; точка с запятой | > больше ' апостроф < меньше # номер [ ] квадратные скобки $ знак денежной единицы ( ) круглые скобки " тильда @ коммерческое а пробел (не имеет обозначения) |
Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями и несущие определенный смысл в программе. Разделителем может служить пробел, символ конца строки, комментарий. Слова подразделяются на зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.
Зарезервированные слова являются составной частью языка, имеют фиксированное начертание и раз и навсегда определенный смысл. Зарезервированные слова версии языка Delphi для персональных ЭВМ приведены в следующем списке:
absolute end ini ine procedure type
and external interface program unit
array file interrupt record until
begin for label repeat uses
case forward mod set var
const function nil shi while
div goto not shr with
do if of string xor
down to implementation or then
else in packed to
Стандартные идентификаторы служат для обозначения заранее определенных разработчиками языка типов данных, констант, процедур и функций. Например, стандартный идентификатор Sin вызывает функцию, вычисляющую синус заданного угла. Любой из стандартных идентификаторов в отличие от зарезервированных слов можно переопределить, ни это чаще всего приводит к ошибкам. Поэтому на практике стандартные идентификаторы лучше использовать без каких-либо изменений.
Идентификаторы пользователя применяются для обозначения меток, констант, переменных, процедур и функций, определенных самим программистов! Правильно выбранные идентификаторы значительно облегчают чтение и понимание программы, а также уменьшают вероятность появления ошибок при модификации программ. Например, значение даты удобнее обозначить идентификатором Data, чем просто буквой D или любым другим символом.
Существуют общие правила написания идентификаторов:
1.Идентификатор начинается только с буквы или знака подчеркивания (исключение составляют метки, которые могут начинаться и цифрой, и буквой).
2.Идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания (пробелы, точки и другие специальные символы при написании идентификаторов недопустимы).
3.Между двумя идентификаторами должен быть по крайней мере, один пробел.
4.Максимальная длина идентификатора 127 символов, но значимы только первые 63 символа,
При написании идентификаторов можно использовать как прописные, так и строчные буквы, компилятор не делает различий между ними, хотя они и имеют различные номера в стандартном коде обмена информацией, на практике рекомендуется применять эту особенность для более простого чтения и понимания значений Идентификаторов.
Константы и переменные.
Как и другие языки программирования, Delphi интерпретирует данные как константы или переменные, следовательно, в программе каждый элемент данных является константой либо переменной. Константы и переменные определяются идентификаторами (именами), по которым к ним можно обращаться для получения текущих значений.
Константами называются элементы данных, значения которых установлены в описательной части программы и в процессе выполнения программы не изменяются. Для определения значения констант служит зарезервированное слово const.
Формат: Const <идентификатор> = значение константы;
Пример: Const a = 1.618;
Переменные в отличие от констант могут менять свои значения в процессе выполнения программы. Каждая переменная и константа принадлежат к определенному типу данных. Тип констант автоматически распознается компилятором без предварительного описания. Тип переменных должен быть описан перед тем, как с переменными будут выполняться какие-либо действия. Для описания переменных предназначено зарезервированное слово var.
Формат: Var <идентификатор> : <тип>;
Пример: Var vova, lena : real;
Типы данных.
Общие сведения.
Каждый элемент данных относится к одному из конечного множества типов, допустимых для конкретной версии языка программирования. Тип - это множество значений, которые могут принимать объекты программы, и совокупность операции, допустимых над этими значениями. Например, значения 1 и 2 относятся к целочисленному типу. их можно складывать, умножать и выполнять другие арифметические операции. Для описания типа в общем случае используется зарезервированное слово Type.
Формат: Type <Имя типа> = значения типа>.
Все типы данных разделяются на две группы: скалярные (простые) и структурированные (составные). Скалярные типы в свою очередь подразделяются на стандартные и пользовательские, стандартные типы предлагаются пользователям разработчиками системы Turbo Delphi.
К стандартным скалярным относятся целочисленные, вещественные, литерные, булевские типы данных и указатели.
Данные целочисленных типов могут быть представлены как в десятичной. так и в шестнадцатеричной системах. Если число представлено в шестнадцатеричной системе перед ним без пробела записывается знак S. Диапазон изменении шестнадцатеричных чисел от $0000 до $FFFF.
В десятичной системе числа могут записываться двумя способами: с фиксированной и с плавающей точкой.
Вещественные десятичные числа с фиксированной точкой записываются по обычным правилам арифметики. Целая часть от дробной отделяется десятичной точкой. Если десятичная точка отсутствует, число считается целым. Перед числом может находиться знак "+" или "-•' Если знак отсутствует, по умолчанию число считается положительным .
Пример:
Целое десятичное число