И аэродинамического качества крыла
Коэффициент лобового сопротивления крыла вычисляется как сумма коэффициентов сопротивления: профильного , индуктивного , крутки и волнового .
Профильное сопротивление крыла определяется в общем случае как сумма сопротивлений трения и давления.
Вихревое индуктивное сопротивление крыла конечного размаха определяется сходом концевых вихрей на концах крыла и пропорционально квадрату коэффициента подъемной силы крыла.
Волновое сопротивление возникает только при относительно больших скоростях полета, когда полетное число Маха превышает критическое число Маха . В этом случае на поверхности крыла появляются области местных сверхзвуковых течений.
Сопротивление от крутки крыла возникает вследствие того, что у крыла с круткойраспределение давления создает вихревое индуктивное сопротивление (даже при нулевой подъемной силе).
4.1. Расчет коэффициента профильного сопротивления крыла ведется с учетом влияния подъемной силы [3] в следующей последовательности:
,
( - коэффициент подъемной силы, соответствующий ),
для ,
здесь берется в относительных единицах,
для ,
,
где -учитывает изменения профильного сопротивления при , (формула для приведена для четырех и пятизначных профилей NACA).
4.2. Расчет индуктивного сопротивления крыла [1]:
Для расчета используется формула [1]
, (8)
где коэффициент учитывает влияние формы крыла.
4.3. Расчет коэффициента сопротивления от крутки крыла :
, (9)
где - угол крутки в градусах.
4.4. Расчет критического числа Маха .
Предварительно приближенным способом определяется коэффициент подъемной силы профиля для заданного угла атаки :
,
-коэффициент подъемной силы профиля.
Расчет ведется по следующей формуле:
. (10)
Для обычных профилей:
- учитывает влияние на величину ;
- определяет влияние толщины на критическое число Маха.
Для сверхкритических профилей влияние и на определяется выражениями:
; .
Влияние стреловидности на крыла (для всех профилей) учитывается по формуле:
,
где - угол стреловидности по линии ¼ хорд в градусах.
Из предыдущих формул видно, что уменьшение и увеличение c приводит к повышению . С другой стороны это приводит к уменьшению объема крыла (за счет уменьшения ), увеличению веса конструкции (за счет увеличения c и уменьшения ), и уменьшению и .
4.5. Расчет коэффициента волнового сопротивления . Расчет коэффициента волнового сопротивления крыла осуществляется только тогда, когда . Приближенная формула для расчета получена на основании обработки экспериментальных данных
. (11)
4.6. Расчет коэффициента сопротивления крыла :
при , (12)
при . (13)
4.7. Аэродинамическое качество крылаопределяется по формуле:
. (14)
5. Сводная таблица результатов расчета
, град | |||||
(при ) | |||||
( = 0 при M < ) | |||||
Примечание: 1. Таблица и выходные данные заполняются для каждого числа М.
2. Значения определяются только для углов атаки .
3. Волновое сопротивление определяется, еслиM > .
Для М = 0,2 расчет и волнового сопротивления не производится.