Расчет основной системы от внешней нагрузки.
Вертикальную погонную нагрузку воспринимают лонжероны. Произведем их расчет, как двухопорных балок с консолью, и построим эпюры изгибающего момента и перерезывающей и осевой сил.
1) Передний лонжерон (рис. 3).
; где ℓ - длина лонжерона.
Направляющие косинусы этого стержня:
;
;
Найдём усилие и его проекции.
- длина стержня 3-7:
Построение эпюр.
Участок 1 (рис. 4).
Участок 2 (рис. 5).
2) Задний лонжерон (рис. 6).
; где ℓ - длина лонжерона.
Направляющие косинусы этого стержня:
;
;
Найдём усилие и его проекции.
Определяем реакции:
- длина стержня :
Построение эпюр.
Участок 1 (рис. 7).
Участок 2 (рис. 8).
Эпюры расчетов на два лонжерона представлены на рисунке 9.
Кроме вертикальных погонных усилий крыло воспринимает и горизонтальную погонную нагрузку. Эта нагрузка полностью воспринимается планом подкосного крыла как простейшей плоской фермой (рис. 10).
Перед расчётом плана от внешних сил составим таблицу направляющих косинусов (табл.1):
Таблица 1.
Номер стержня | Проекции стержней | Направляющие косинусы | |||||||
1-2 | -19497.0 | -0.929 | |||||||
2-3 | -8447.858 | -0.465 | |||||||
3-4 | 1.4 | 1.4 | 476.911 | ||||||
4-5 | 1.4 | 1.4 | 238.455 | ||||||
5-6 | 1.4 | 1.4 | |||||||
6-6` | 1,5 | -1,5 | -1 | -355.25 | |||||
6`-5` | 1.4 | -1.4 | -1 | -238.455 | |||||
5`-4` | 1.4 | -1.4 | -1 | -953.822 | |||||
4`-3` | 1.4 | -1.4 | -1 | -2146 | |||||
3`-2` | -1 | -1 | -1353 | 0.324 | |||||
2`-1` | -1 | -1 | -12217.43 | 0.789 | |||||
1`-1 | 1,5 | 1,5 | -1878.98 | -0.886 | |||||
1`-2 | 2.052 | 1,5 | 0.73 | 0.49 | 2262.87 | 1.064 | |||
2`-1 | 2.052 | 1,5 | -1 | 0.73 | -0.49 | ---- | ---- | ||
2`-2 | 1,5 | 1,5 | -2385.4 | -0.886 | |||||
2`-3 | 2.052 | 1,5 | 0.73 | 0.49 | 2874.65 | 1.064 | |||
3`-2 | 2.052 | 1,5 | -1 | 0.73 | 0.49 | ---- | ---- | ||
3`-3 | 1,5 | 1,5 | -609 | -0.886 | |||||
3`-4 | 1.803 | 1,5 | 0.83 | 0.46 | ---- | ---- | |||
4`-3 | 1.803 | 1,5 | -1 | 0.83 | 0.46 | 2433.66 | |||
4`-4 | 1,5 | 1,5 | -1776.88 | ||||||
4`-5 | 1.803 | 1,5 | 0.83 | 0.46 | ---- | ---- | |||
5`-4 | 1.803 | 1,5 | -1 | 0.83 | 0.46 | 1460.43 | |||
5`-5 | 1,5 | 1,5 | -1066 | ||||||
5`-6 | 1.803 | 1,5 | 0.83 | 0.46 | ---- | ---- | |||
7-3 | 2.1 | 0,65 | 0.3 | 0.9523 | 57826.83 | ||||
7-3` | 2.583 | 0,65 | 1.2 | -0.4645 | 0.256 | 0.7743 | |||
7`-3` | 2.1213 | 0,65 | 0.3 | 0.144 | 0.3064 | 0.9428 | 42100.49 | -1.015 |
Найдем усилия в стержнях плана.
Считаем, что работают расчалки 6`-5, 5`-4, 4`-3, 3`-2, 2`-1.
Узел 6:
Узел 6`:
Узел 5:
Узел 5`:
Узел 4:
Узел 4`:
Узел 3`:
Узел 3:
Нервюра растянута, поменяем рабочую расчалку.
Пересчитаем узел 3.
Узел 2`:
Узел 2:
Узел 1`:
Узел 1:
Расчет основной системы от единичного нагружения.
От единичной силы, приложенной по направлению «лишнего» стержня к узлам, которые он соединяет, будет работать часть конструкции, заключенная между узлами (фюзеляж самолета) и узлами . Чтобы найти усилия в стержнях, нужно разложить единичную силу на составляющие.
Найдем составляющие единичной силы:
;
;
.
Узел 3`:
Узел 3:
Узел 2`:
Узел 2:
Узел 1`:
Узел 1:
Определение усилий проектировочного расчета.
Усилия в стержнях статически неопределимого подкосного крыла находятся в соответствии с принципом наложения:
Где - изгибающий момент, перерезывающее и осевое усилия в стержне основной системы соответственно от внешней нагрузки и единичной силы.
- коэффициент, показывающий, во сколько раз усилия в стержне основной системы, вызванные неизвестным усилием в «лишнем» - разрезном стержне - , больше, чем от единичной силы.
В нашем случае моменты и поэтому в каноническом уравнении деформации . И тогда коэффициенты и будет зависеть только от осевых усилий в стержнях статически неопределимой части подкосного крыла.
Эти коэффициенты содержат неизвестные жесткости стержней , и поэтому их величинами мы зададимся. А сделаем это следующим образом. Так как подкосы имеют наибольшую длину, положим площади их поперечных сечений одинаковыми. И тогда даже при неизвестной жесткости подкосов каноническое уравнение деформации может быть решено:
И тогда коэффициент нулевого приближения:
Номер подкоса | ||||||
3`-7` | 2.1213 | 42100.5 | -1.015 | 83587.26 | ||
3-7 | 2.1 | 57826.83 | 57826.83 | |||
3`-7 | 2.583 | |||||
∑ | ---- | ---- | ---- | ---- |