Работа с формулами и функциями.
Для выполнения операций над содержимым ячеек используется формула. Формула может содержать числа, адреса ячеек, функции, скобки.
При записи формулы в ячейку Excel первым символом является знак «=» (равно). Далее набирается арифметическое выражение с учетом приоритета выполняемых операций.
Приоритет последовательности выполнения операций:
Ø вычисление значений выражений, записанных внутри скобок;
Ø вычисление функций;
Ø умножение, деление;
Ø сложение, вычитание.
Каждая функция имеет имя (например, SQRT, МИН, СРЕДН и др.) и аргументы (параметры), которые записываются в скобках. В качестве параметров используются числа, адреса ячеек, диапазоны ячеек, арифметические выражения и функции.
Например, если в ячейке С6 записана формула =СТЕПЕНЬ(A4;2), то значением ячейки будет значение ячейки А4, возведенное в степень 2.
В расчетах часто используется функция ЕСЛИ, позволяющая реализовать разветвляющийся алгоритм. Формат функции:
=ЕСЛИ (<условие>;<результат, если <условие>=True>;<результат,если<условие>=False>).
Функция содержит 3-и параметра, разделенные знаком ";".
Для упрощения ввода функции в предварительно выделенную ячейку предусмотрен Мастер функций.
Мастер - это встроенный инструмент Microsoft Excel, призванный помогать при составлении формул, построении диаграмм или сводных таблиц.
Мастер функций можно вызвать нажатием на панели инструментов Стандартная пиктограммы .
Мастер функций имеет два окна - два шага. В левом списке первого окна можно выбрать категорию (например, математические, статистические, дата и время и т.д.). В правом списке - имя функции, входящей в данную категорию.
После выбора функции и нажатия клавиши далее на экране появляется второе окно (второй шаг). В этом окне необходимо ввести параметры функции и нажать клавишу готово.
Полное описание всех функций имеется в справочной системе Excel.
Функция суммирования (СУММ) используется наиболее часто. При суммировании содержимого выделенного диапазона ячеек (строка\столбец) наряду с Мастером функций удобно использовать пиктограмму .
Относительные и абсолютные адреса ячеек.
При копировании формул автоматически изменяются адреса ячеек. Адреса, которые автоматически изменяются при копировании их в адреса новых ячеек, называются относительными адресами. Например: А3, В5 - относительные адреса.
Чтобы «запретить» Excel автоматически изменять адреса ячеек достаточно перед номером строки или столбца поставить знак $ («заморозить»). Например: $A1, B$5, $F$6 - такие адреса называются абсолютными.
Абсолютные адреса всегда относятся к одним и тем же ячейкам независимо от того, где находится формула.
Форматирование данных.
Составляя документ, важно разместить в нем информацию с максимальной наглядностью. Аналогично программе Word форматирование данных в таблице Excel можно осуществить с помощью пиктограмм панели инструментов форматирования .
По сравнению с Word эта панель имеет дополнительные пиктограммы для форматирования чисел (денежный формат, финансовый формат и т.д.). Смотри всплывающие подсказки.
Автоматическое форматирование данных. Команда автоформат из меню формат позволяет выбрать из стандартной таблицы форматов подходящие заголовки, отступления, цвета шрифтов и др.
Чтобы включить режим автоматического форматирования нужно выполнить последовательность действий:
Ø выделить ячейки, подлежащие форматированию;
Ø выбрать команду: меню Формат\автоформат.
В появившемся окне выбрать нужный вариант формата таблицы. Отдельные элементы форматирования (шрифт, отступления, выравнивание, размеры ячеек в таблице) можно выбрать с помощью кнопки параметры.
Изменение форматов и стилейудобно реализовывать с помощью команды: меню Формат\формат ячейки. В появляющемся диалоговом окне находятся все параметры форматирования ячеек, так что для их изменения достаточно выбрать одну из команд той или иной вкладки. Предварительно группа ячеек, где необходимо изменить формат, должна быть выделена.
Копирование форматав другие ячейки. Если какая-то часть данных в документе уже имеет какой-либо формат, то этот формат можно применить (скопировать) на другие данные. Для этого необходимо:
Ø выделить ячейку с нужным форматом;
Ø щелкнуть на пиктограмме копировать формат ;
Ø курсор приобретет форму кисточки;
Ø указать область применения копируемого формата.
Построение диаграмм.
Для наглядного отражения той или иной зависимости полезно использовать графики и диаграммы. С помощью Мастера диаграмм можно показать изменения данных в динамике. При изменении данных в рабочей таблице диаграммы изменяются автоматически.
При создании диаграмм с помощью Мастера диаграмм данные автоматически разделяются на ряды данных и категории. Например, рядами данных могут стать выделенные строки, а категориями - заголовки столбцов. Или, при построении графика функции, столбец значений аргумента функции является категорией, а столбец значений функции - рядом.
Чтобы создать диаграмму на рабочем листе (внедренная диаграмма), нужно выделить данные, которые будут в ней использованы, и вызвать Мастер диаграмм с помощью пиктограммы .
Мастер диаграмм имеет четыре окна - четыре шага, позволяющие:
Ø шаг 1 из 4 - выбрать тип диаграммы,
Ø шаг 2 из 4 - определить диапазон, содержащий данные для построения диаграммы (вкладка диапазон данных); классифицировать данные как ряды и категории (вкладка ряд);
Ø шаг 3 из 4 - внести метки для обозначения осей, выбрать способ представления легенды и задать название диаграммы;
Ø шаг 4 из 4 - разместить диаграмму на отдельном или имеющемся листе.
Переход от одного окна к другому (от одного шага к другому) осуществляется по нажатию кнопки далее.
По завершении 4-го шага нажимается кнопка готово. Диалоговое окно Мастер диаграмм - шаг 4 из 4 закрывается и на рабочем листе появляется внедренная диаграмма.
Изменение данных диаграммы. Во внедренную диаграмму можно вносить некоторые изменения: удалять, добавлять, исправлять и переупорядочивать ряды данных.
Перед тем как вносить изменения во внедренную диаграмму, ее нужно выделить, щелкнув на ней левой кнопкой мыши. Выделенную диаграмму окружает масштабная рамка и в строке меню появляется специальный для диаграмм пункт меню диаграмма. Для изменения диаграммы нужно выбрать соответствующую команду.
Для удаления ряда данных нужно выделить этот ряд и нажать клавишу Del.
Надстройки.
При решении инженерных задач широко используются различные надстройкиMicrosoft Excel.
Надстройки – это специальные средства, расширяющие возможности приложения EXCEL.
Перед решением задач этого класса необходимо активизировать надстройки Поиск решенияили Подбор параметра.
Для подключения той или иной надстройки Excel необходимо выполнить следующую команду: меню Сервис\Надстройки и в появившемся окне активизировать необходимую надстройку.
V. Пример реализации итерационных методов решения